В планово-экономический отдел внедряем информационную систему «Project Expert 7.0». Эта компьютерная система, предназначенная для создания финансовой модели нового или действующего предприятия независимо от его отраслевой принадлежности и масштабов.
После внедрения программы «Project Expert 7.0» появляется возможность:
• разработать детальный финансовый план и определить
потребность в денежных средствах на перспективу;
• определить схему финансирования предприятия, оценить
возможность и эффективность привлечения денежных средств
из различных источников;
• разработать план развития предприятия или реализации
инвестиционного проекта, определив наиболее эффективную
стратегию маркетинга, а также стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных, людских и финансовых ресурсов;
• оценить различные варианты развития предприятия, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты;
• рассчитать наиболее распространенные финансовые показатели, провести анализ эффективности текущей и перспективной деятельности предприятия.
Эта программа создана как универсальный инструмент финансового и инвестиционного планирования в условиях экономики переходного периода на основе методических рекомендаций по подготовке технико-экономических обоснований инвестиционных проектов, подготовленных Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию UNIDO (United Nations Industrial Development Organization), а также в соответствии с "Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования", утвержденными Госстроем, Минэкономики и Минфином.
По моему, данный программный продукт своими функциональным возможностям соответствует функциям, которые выполняет наш отдел, и он поможет нашему отделу повысить производительность и снизить трудоемкость.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ
1. Определяемстоимость основных производственных фондов (ОПФ ).
Основные средства (основные фонды) – это часть активов, которые используются в течение длительного периода (более года) и при этом не меняют свою натурально-вещественную форму, а свою стоимость переносят на стоимость готовой продукции частями. В зависимости от степени непосредственного воздействия на предметы труда основные фонды предприятий разделяют на активные и пассивные. К активным относят машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства и другие; к пассивной – те группы основных фондов, которые создают условия для нормального выполнения процесса производства: здания, сооружения, передаточные устройства и другие.
Стоимость ОПФ можно определить по формуле:
,
где – стоимость ОПФ в рублях;
- стоимость здания.
– стоимость оборудования, р.;
– стоимость инвентаря, срок службы которого более одного года или стоимость дороже 5000 рублей;
Стоимость здания определяется по формуле:
,
где – удельная стоимость здания, руб.;
– площадь помещения отдела, кв. м.
Удельная стоимость 1м2 помещения определяется по формуле:
,
где - балансовая стоимость здания, руб.;
- суммарная площадь всего здания, кв.м.
Площадь помещения отдела составляет – 1000 кв. м; численность работников в отделе составляет 100 человек, из которых 79 человек – работники основного производства; площадь всего здания, где расположен отдел – 2000 кв. м; балансовая стоимость помещения отдела – 30 000 000 рублей. Отсюда, можем рассчитать:
руб.
руб.
Стоимость основных производственных фондов (СОБ) определяется на основании численности работающего персонала, объемов производимой продукции, работ, услуг и нормативов трудозатрат на их производство.
СОБ определяется на основании расчетной таблицы 1.
1. Расчет стоимости оборудования
Наименование | Цена единицы, руб. | Количество, шт. | Стоимость, руб. | Установленная мощность токоприемников, кВт | ||
исходное | проектируемое | исходная | проектируемая | |||
Инвентарь | ||||||
Стол | - | |||||
Стул | - | |||||
Шкаф | - | |||||
Итого | - | - | - | |||
Оргтехника до внедрения проекта | ||||||
Факс | 0,72 | |||||
Телефон | 0,348 | |||||
Ксерокс | 0,69 | |||||
Калькулятор | - | |||||
Итого | - | - | ||||
Оргтехника и программное обеспечение после внедрения проекта | ||||||
Программа «Project Expert 7.0» | - | - | - | |||
Компьютер | - | - | 0,64 | |||
Принтер | - | - | 0,48 | |||
Сканер | - | - | 0,66 | |||
Модем | - | - | 0,45 | |||
Итого | - | - | - | - |
В стоимость оборудования включены все расходы по доставке, монтажу и установке необходимого оборудования. Из всех рассчитанных выше показателей получаем стоимость основных производственных фондов до и после внедрения компьютеров и информационной системы:
руб.
руб.
Из данных расчета мы видим, что затраты на ОПФ после внедрения превышают затраты до внедрения проекта на 414000 руб.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПЭО
Себестоимость продукции (работ, услуг) - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
В себестоимость продукции включаются:
· затраты, связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией производства;
· затраты, связанные с использованием природного сырья,
земель, древесины, воды и т.д.;
· затраты на подготовку и освоение производства;
· затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства;
· затраты на проведение опытно-экспериментальных работ,
изобретательскую и рационализаторскую работу;
· затраты по обслуживанию производственного процесса;
· затраты, связанные с управлением производством;
· затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
· выплаты, предусмотренные законодательством о труде;
· отчисления на государственное социальное страхование и
пенсионное обеспечение;
· налоги и сборы, отнесенные сюда налоговым законодательством.
Величина этих затрат зависит от цен на ресурсы, необходимые для производства товаров, а также от технологии их использования.
Расчет себестоимости производимых услуг моим отделом включает в себя:
1) Затраты на расходные материалы, определяются по формуле:
,
где - стоимость расходных материалов, руб.;
- норма расхода; шт.;
– цена единиц расходного материала, руб.
Рассчитанные затраты на расходные материалы за год сведем в
таблицу 2.
2. Затраты на расходные материалы
Наименование | Норма расхода на единицу работ, кг (шт., компл.) | Цена (в рублях за ед.) | Стоимость (в рублях) | ||
исходная | проектируемая | исходная | проектируемая | ||
Тонер | 0,64 | 0,56 | 28,8 | 25,2 | |
Канцтовары | 6,4 | 76,8 | 76,8 | ||
Бумага писчая | 2,7 | 7,6 | 22,8 | 20,5 | |
Бумага для печати | - | - | |||
Итого | - | - | - | 128,4 | 126,5 |
2) Затраты на запасные части для ремонта компьютерной и оргтехники (табл.3) рассчитываются аналогично затратам на расходные материалы. (Расчет затрат на расходные материалы и запасные части производится не по полной их номенклатуре, а только по тем видам, по которым норма расхода меняются всвязи с предлагаемыми к внедрению информационными технологиями или организацией работ).
3. Затраты на ремонтные материалы и запасные части
Наименование | Норма расхода, штук / на 20 компьютеров | Цена за ед., руб. | Стоимость, руб. | ||
исходная | проектир. | исходная | проектир. | ||
Картридж | - | - | |||
Оперативная память | - | - | |||
вентилятор | |||||
Итого | - | - | - |
3) Транспортно-заготовительные расходы определяются в процентах (15-20%) к основной стоимости расходных материалов по фактическим данным предприятия:
руб.
руб.
4) Затраты на заработную плату персонала.
Заработная плата – вознаграждение за выполненную работу, произведенную продукцию или за указанную услугу. Для работника – заработная плата является главной статьей его личного дохода, средством повышения уровня благосостояния его самого и членов его семьи. Отсюда и стимулирующая роль заработной платы заключается в улучшении результатов труда для увеличения размера получаемого вознаграждения. Для работодателя – заработная плата работников представляет собой издержки производства, и он стремиться их минимизировать, особенно на единицу изделия.
Расчет заработной платы будет производиться за год согласно среднему разряду работника и тарифному коэффициенту.
Минимальный размер заработной платы при 1-ом разряде на промышленном предприятии равен 2000 руб. Тогда можно рассчитать месячный оклад работников по разряду:
- Руководитель: 2000 × 4,2 = 8400 руб.
- Зам.руководителя, бухгалтерия, ИАО: 2000 × 3,9 = 7800 руб.
- Программисты: 2000 × 3,62 = 7240 руб.
- Маркетологи: 2000 × 3,36 = 6720 руб.
- Администраторы: 2000 × 3,12 = 6240 руб.
- Оформители: 2000 × 2,22 = 4400 руб.
- МОП: 2000 × 1,23 = 2460 руб.
Часовая тарифная ставка по среднему разряду определяется по формуле:
,
где Р1, Рn – часовые тарифные ставки работников соответствующих разрядов по установленной тарифной сетке, руб./ч;
М1, Мn – число работников соответствующих разрядов.
Средняя заработная плата (ЗП) работников структурного подразделения определяется по формуле:
,
где ТР – трудоемкость работ, услуг, чел.-ч.;
Рассчитаем часовую тарифную ставку и среднюю заработную плату до внедрения:
руб./ч
руб.
После внедрения информационной системы и компьютеров мы планируем сократить численность персонала: от программистов сократить 13 человек и от сотрудников ИАО – 7 человек, всвязи с автоматизацией планирования деятельности предприятия с помощью системы «Project Expert 7.0». При этом приходится добавить выполняемые обязанности сокращаемого персонала к обязанностям оставшихся людей и, таким образом, увеличивается трудоемкость производимой продукции до 98 чел.-ч.
руб./ч.
руб.
Дополнительная заработная плата составляет 8,9 % от основной заработной платы. Отсюда:
руб.
руб.
Начисление единого социального налога (ЕСН) для крупного промышленного предприятия за год происходит по ставке 26 %. Отсюда, начисление налога рассчитывается по формуле:
и составляет:
руб.
руб.
5) Затраты на электроэнергию рассчитываются по формуле:
,
где - затраты на силовую электроэнергию, руб.;
- установленная мощность токоприемников, кВт;
- коэффициенты спроса, который равен 1;
- коэффициент использования оборудования (0,87 – 0,95);
-действительный фонд работы оборудования в день, ч;
- стоимость 1кВт/ч электроэнергии, которая равна 1,5 руб.;
А – производственная программа, шт.
Условно обозначим, что для нашего предприятия коэффициент использования будет равен 0,87.
Отсюда данный вид затрат составляют:
руб.
руб.
6) Затраты на амортизационные отчисления.
Возмещение износа основных фондов осуществляется на основе амортизации. Амортизационные отчисления служат частью постоянных издержек производства и соответствуют степени износа основных фондов. Амортизационные отчисления производятся предприятиями ежемесячно, исходя из установленных единых норм амортизации и балансовой стоимости основных фондов по отдельным группам или инвентарным объектам, состоящим на их балансе.
Особенности отдельных видов производства, режим эксплуатации машин и оборудования, естественные условия и влияние агрессивной среды, которые вызывают повышенный или пониженный износ основных фондов, учитываются применением соответствующих коэффициентов, устанавливаемых к нормам амортизационных отчислений. Расчет амортизационных отчислений происходит по следующей формуле:
,
где АО - затраты на амортизацию, руб.;
- балансовая стоимость здания, оборудования, ценного инструмента, приспособлений и инвентаря, руб.;
- норма амортизационных отчислений на полное восстановление зданий, оборудования и инвентаря.
Отсюда:
руб.
руб.
7) Затраты на ремонт основных производственных фондов определяется по формуле:
,
где - средняя норма отчислений на ремонт соответственно здания, оборудования, программных продуктов и инвентаря, %.
руб.
руб.
Все полученные результаты расчетов по определению себестоимости сводятся в таблицу 4:
4. Себестоимость ремонта единицы продукции по изменяющимся статьям
Наименование статьи затрат | Себестоимость, руб. | |
исходная () | проектируемая () | |
Расходные материалы | 128,4 | 126,5 |
Запасные части | 9,4 | |
Транспортно-заготовительные расходы | 179,3 | 267,5 |
Основная заработная плата персонала | 3174,6 | 2667,6 |
Дополнительная заработная плата персонала | 282,5 | 237,5 |
ЕСН | 898,8 | 755,3 |
Электроэнергия | 443,7 | |
Амортизационные отчисления | ||
Ремонт | ||
Итого |
Расчет себестоимости производства услуг отделом показывает, что до внедрения информационной системы она выше в 1,53 раза по сравнению с себестоимостью после внедрения.
При планировании себестоимости продукции, работ, услуг необходимо учитывать общепроизводственные, общехозяйственные расходы, которые планируются 2 способами:
1. процентное отношение этих расходов к сумме основной заработной платы основного персонала или а процентах к общей структуре полной коммерческой себестоимости (общехозяйственные расходы приблизительно 50 % от общепроизводственных расходов).
2. Планируются по калькуляционным статьям расходов (табл.5)
5. Планирование накладных расходов по отделу
Наименование статьи | Значения | |
исходные | проектируемые | |
1. Основная заработная плата персонала по категориям: | ||
- руководитель | 100 800 | 100 800 |
- зам.руководителя, бухгалтерия, ИАО | 3 556 800 | 2 901 600 |
- программисты | 2 172 000 | 1 042 560 |
- маркетологи | 322 560 | 322 560 |
- администраторы | 299 520 | 299 520 |
- оформители | 580 800 | 580 800 |
- МОП | 501 840 | 501 840 |
Итого | 7 534 320 | 5 749 680 |
2. Дополнительная заработная плата персонала по категориям: | ||
- руководитель | 9147,6 | 9147,6 |
- зам.руководителя, бухгалтерия, ИАО | 322779,6 | 263320,2 |
- программисты | ||
- маркетологи | ||
- администраторы | ||
- оформители | ||
- МОП | ||
Итого | ||
3. Премирование работников по категориям: | ||
- руководитель | ||
- зам.руководителя, бухгалтерия, ИАО | ||
- программисты | ||
- маркетологи | 32 890 | 32 890 |
- администраторы | ||
- оформители | ||
- МОП | ||
Итого | ||
4. ЕСН | 2 336 438 | 1 783 010 |
5. Сумма заработной платы с начислениями | 11 322 738 | 8 640 740 |
6. Коммунальные услуги: | ||
- вода холодная | 50 000 | 40 000 |
-вода горячая | 110 000 | 100 000 |
- освещение | 30 000 | 30 000 |
- электроэнергия | 40 000 | 80 000 |
- отопление | 120 000 | 120 000 |
7. Охрана труда и техника безопасности | 120 000 | 100 000 |
8. Содержание отдела | 112 500 | 112 500 |
9. Все остальные общепроизводственные расходы | 11 905 238 | |
10. Прочие общепроизводственные расходы |