ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ




УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ДИКЦИИ

Великий древнегреческий оратор Демосфен обладал слабым голосом, нечеткой дикцией, картавостью и шепелявостью. Он проговаривал речи, перекатывая во рту камешки и добился больших успехов. Сегодня есть более безопасный способ улучшить дикцию — говорить с пробкой в зубах. Это лучшее упражнение для дикции, его практикуют все, кто работает на ТВ. В актерских школах пробку даже привязывают к веревочке и вешают на шею,чтобы практиковаться в любой момент.

Винную пробку нужно зажать между передними зубами (2-3 мм за линию зубов), рот должен быть приоткрыт, зубы обнажены. В таком положении громко говорить и читать, по 5 – 10 минут несколько раз в день. Упражнение развивает артикуляционный аппарат и голосовые связки (на них ложится часть нагрузки, когда артикуляционный аппарат не справляется, им приходится компенсировать то, что «губы не могут»).

Развитию артикуляционного аппарата также способствует чтение вслух, оно помогает правильно расставлять акценты, делать нужные ударения и интонации.

Произносите следующие скороговорки с пробкой в зубах.

СКОРОГОВОРКИ

· Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

· От топота копыт пыль по полю летит.

· На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!

· Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

· Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

· Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

· Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

· У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

· Сшит колпак, да не по-колпаковски; Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать; Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

· Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Соньку с ног, Саньку — в бок, Сеньку — в лоб, все — в сугроб!

· У Сени и Сани в сенях сом с усами.

· У осы не усы, не усища, а усики

· Шла Саша по шоссе и сосала сушку

· Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

· Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

· Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

· В Чите течет Читинка.

· Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

· Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

· Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

(Выполняются без пробки в зубах)

Отработка согласных звуков [Б], [Б'] - [П], [П']

Звуки [Б] и [П] — парные, взрывные, губные. Следует обратить внимание на то, что звук [П] — глухой и произносится одним лишь шумом выдыхаемого воздуха, без голоса, а звук [Б] — звонкий и произносится с голосом.

При произнесении звуков [Б] и [П] губы плотно сомкнуты и раскрываются по горизонтальной линии от напора выдыхаемого воздуха. При этом нижняя челюсть несколько опускается, а язык лежит плашмя. При артикуляции мягких [Б'] — [П'] спинка языка приподнимается к твердому небу.

При вялости и неясности произношения звуков [Б] и [П] следует произнести их поочередно: б-п, б-п и т. д.

А теперь будем отрабатывать произношение этих звуков со всеми гласными таблицы. В предлагаемых упражнениях соблюдается принцип одновременной тренировки дикции, дыхания и голоса. Для тренировки удлиненного речевого выдоха каждое последующее упражнение будет длиннее предыдущего.

Если дыхания не хватает на все упражнение, сделайте добор воздуха. Если чувствуете, что вам трудно делать сложные упражнения, не делайте сейчас, а вернетесь к ним после прохождения всего курса. Схема тренировочных упражнений едина для всех занятий.

Произнесите каждое упражнение на одном выдохе, если трудно, то делайте доборы воздуха. Когда приступаете к тренировочным упражнениям на дикцию, не произносите звуки механически, осмысливайте их: рассчитаться в шеренге по команде, отчитать кого-то, подшутить, поддразнить, поиграть в игру и т. д.

· Упражнение №1. Би, бэ, ба, бо, бу, бы, бе, бя, бё, бю.

· Упражнение №2.Пи, пэ, па, по, пу, пы, пе, пя, пё, пю.

· Упражнение №3. Би-би, бэ-бэ, ба-ба, бо-бо, бу-бу и т. д.

· Упражнение №4.Би-би-би, бэ-бэ-бэ, ба-ба-ба, бо-бо-бо, бу-бу-бу, бы-бы-бы, бе-бе-бе, бя-бя-бя и т. д.

· Упражнение №5.Би-би-би-би, бэ-бэ-бэ-бэ, ба-ба-ба-ба, бо-бо-бо-бо, бу-бу-бу-бу...

· Упражнение №6.Бип, бэп, бап, боп, буп, бып, беп, бэп, бёп, бюп.

· Упражнение №7.Би-бип, бэ-бэп, ба-бап...

· Упражнение №8.Би-би-бип, бэ-бэ-бэп, ба-ба-бап, бо-бо-боп, бу-бу-буп...

· Упражнение №9.Би-би-би-бип, бэ-бэ-бэ-бэп, ба-ба-ба-бап, бо-бо-бо-боп...

· Напишите аналогичные схемы упражнений для звука [П] (подобно упражнениям 3—9).

· Упражнение №10.Биппи, бэппэ, баппа, боппо, буппу, быппы и т. д.

· Удвоенный звук [П] произносится как одно напористое [П], ударение на первом слоге.

· Упражнение №11. Би-биппи, бэ-бэппэ, ба-баппа, бо-боппо, бу-буппу, бы-быппы, бе-беппе, бя-бяппя и т. д.

· Упражнение №12.Би-би-биппи, бэ-бэ-бэппэ, ба-ба-баппа, бо-бо-боппо, бу-бу-буппу, бы-бы-быппы и т. д.

· Упражнение №13.Пибби, пэббэ, пабба, поббо, пуббу, пыббы и т. д.

· Упражнение №14. Би-пибби, бэ-пэббэ, ба-пабба, бо-поббо, бу-пуббу, бы-пыббы, бе-пеббе и т. д.

· Упражнение №15.Би-би-пибби, бэ-бэ-пэббэ, ба-ба-пабба, бо-бо-поббо, бу-бу-пуббу, бы-бы-пыббы и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: