Мост в Вильнев-ла -Гаренн




Урок 1

Записать в тетради:

Французский импрессионизм

Оскар Клод Моне (1840 – 1926):

Впечатление. Восход солнца

Осенний день в Оржантее

Тополя

Бульвар Капуцинок в Париже

Серии картин: "Стога сена", "Руанский собор", "Вокзал Сен-Лазар", "Парламент в Лондоне (Вестминстерское аабатсво"), "Кувшинки"

Альфред Сислей (1839 – 1899):

Мороз в Лувесьенне

Наводнение в Пор-Марли

Дорога на опушке леса

Мост в Вильнев-ла -Гаренн

Новый пейзаж, исполненный в новом стиле, небольшой по размеру, не содержащий ни рассказа, ни нравоучения, а только отражение в красках зрительных впечатлений и ощущений художника.

Опора на последние достижения науки в области теории цвета: противопоставление дополнительных цветов, что, при воздействии на сетчатку глаза, создает иллюзию вибрации света и воздуха.

Сущность художественного метода живописи импрессионизма – передача непосредственных впечатлений от окружающей среды, создание живописными средствами иллюзии света и воздуха. Письмо чистым цветом. Вывод живописи на пленэр. Увлечение японскими гравюрами, ставшими источником новых художественных приемов. Яркий и гармоничный колорит, использование воздушной перспективы, восприятие природы как бесконечной смены впечатлений.

 

1860 год считается началом импрессионизма, в силу того, что именно с этого момента молодое поколение художников ищет новые пути в развитии стиля.

В 1874 году проходит первая выставка импрессионистов. Там выставляли свои картины 30 художников, в общей сложности около 165 картин.

Картина Моне Impression, soleillevant («Впечатление.Восходящее солнце») с легкой руки журналиста Луи Леруа дала название термину «импрессионизм» и стал активно употребляться.

Философские проблемы никогда не затрагивали импрессионистов. Они сосредотачивались на поверхностном восприятии будничности. Им чужды проблемы социального характера – болезни, голод и смерть.

Импрессионизм отличался от канонов живописи не только в идейном, но и в техническом плане. Импрессионисты заменяют контур контрастными и раздельными мазками. Солнечный луч расщепляют на составные: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Этих цветов семь, но синий и голубой – схожи, поэтому, их количество сводят к шести.

Цвета подразделяют на первичные и сдвоенные. Сдвоенные краски являются дополнением друг друга:

желтый – фиолетовый;красный – зеленый;голубой — оранжевый.

Разделение цветовой гаммы дало возможность художникам не смешивать краски, а получать нужный оттенок и цвет, правильно накладывая их на холст. Это послужило отказом от применения черного цвета в картинах импрессионистов.

Произведения импрессионистов отличаются жизнерадостностью,увлечённостью чувственной

красотой мира, но в целом ряде работ Мане и Дега присутствуют горькие,саркастические ноты.

Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможностьвоспроизводить природу во всей её трепетной реальной живости, тонко анализировать изапечатлевать её переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействиемвибрирующей и текучей световоздушной среды.

Для сохранения свежести и разнообразия красок в картинах, художники-импрессионисты создали живописную систему, в которой объясняется разложение сложных тонов на чистые цвета, а также взаимопроникновением чётких раздельных мазков чистых цветов, которые смешиваются в глазу смотрящего. Объёмныеформы какбы растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке,

дематериализуются, обретаютзыбкостьочертаний: игра разнообразных мазков, пастозных и

жидких, придаёт красочному слою трепетность,рельефность; тем самым создаётся своеобразное

впечатление незаконченности,формирования образа наглазах у созерцающего полотно человека.

Таким образом происходит сближение этюдаи картины, а нередкои слияние нескольких стадий

работы в один непрерывный процесс.

Импрессионисты обращались также к портрету и бытовому жанру (Ренуар, Б. Моризо, отчасти

Дега). Бытовойжанр и ню в импрессионизме часто переплетались с пейзажем (особенно у

Ренуара); фигуры людей,освещённые естественным светом, обычно изображались у открытого

окна,в беседке и т. п. Дляимпрессионизма характерны смешение бытового жанра спортретом, тенденция к стиранию чётких границмежду жанрами.

С начала 80-гг. некоторые мастера импрессионизма во Франции стремились к видоизменению его творческих принципов. Поздний импрессионизм (середина 80-х - 90-гг.) развивался впериод сложения стиля "модерн", различных направлений постимпрессионизма.

Для позднегоимпрессионизма характерно появление ощущения самоценности субъективной

художественной манерыхудожника, нарастание декоративных тенденций.

Живописная манера импрессионизма оказала большое влияние на французскую живопись.

Определённыечерты импрессионизма были восприняты салонно-академической живописью.

Для ряда художников изучениеметода импрессионизма стало начальным этапом

на пути сложения собственной художественной системы(П. Сезанн, П. Гоген, В. ван Гог, Ж. Сера).

Термин "импрессионизм" применяется также к скульптуре 1880-1910-гг., обладающей

некоторымисходными с живописью импрессионизма чертами:

-стремлением к передаче мгновенного движения,

- текучестью и мягкостью форм,

- нарочитой пластической незавершённостью.

Наиболее ярко импрессионизм в скульптуре проявился в работах М. Россо в Италии,

О.Родена и Дега во Франции, П. П. Трубецкого и А. С. Голубкиной в России и др. Импрессионизм в изобразительном искусстве оказал влияние на развитиевыразительных средств в литературе, музыке и театре.

 

В 1870–1880-е годы формируется пейзаж французского импрессионизма: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения форм в вибрации света и воздуха.

 

 

Оскар Клод Моне (1840 -1926) — один из виднейших представителей французского импрессионизма, основатель и теоретик данного направления, до конца жизни сохранивший ему верность. Живописная манера Моне, ставшая впоследствии классической для импрессионизма, характеризовалась письмом раздельными мазками чистого цвета, позволяющим создавать богатые световые эффекты и передавать особенности свето-воздушной среды.

 

Осенний день в Оржантее

Импрессионисты старались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток. В этом плане наивысшим достижением можно считать циклы картин Моне "Вокзал Сен-Лазар", «Стога сена»,

 

 

 

«Парламент Лондона»(Вестминстерское аббатство).

 

 

Картины Моне можно узнать из тысячи. Они имеют свой стиль, свою текстуру и технику. Как известно, Клод Моне являлся импрессионистом, поэтому он пытался найти такие приёмы, чтобы картины получались реалистичными и живыми.

В 1877 году Клоду Моне пришла в голову мысль о создании серии картин. Посвятил он их одному из парижских вокзалов. Так, появилась знаменитая картина «Вокзал Сен -Лазар » — первая картина из серии.

 

 

Всего же Клод Моне написал двенадцать картин на тему вокзала.

В каждой картине он изобразил вокзал в разное время суток, с разных сторон. С каждой новой картиной вокзал преображался, становился современней и новей. Ну, а так как «Вокзал Сен-Лазар» — это первая картина, то на ней можно увидеть вокзал в самой ранней его версии.

Картина Моне немного затуманена, от поездов и утреннего тумана. Видно три поезда, которые отправляются в свой рейс. Из-за того, что очертания затуманены, плохо видны люди. Самая чёткая фигура на картине – это мужчина, одетый в классический костюм и со шляпой на голове. Остальные фигуры картины не имеют даже чётких контуров.

Наверху картины виден стеклянный арочный потолок привокзальной площади. Крыша вокзала ещё ремонтируется. А снизу видны рельсы. Вдали прослеживаются контуры французских зданий и очертания города. Моне большое внимание уделил цветовой гамме. Картина выполнена в бежево-голубой гамме, коричневая земля и поезда являются яркими цветовыми пятнами.

Следующие картины Моне из серии стали более четкими, на них видны поезда и люди. А первая картина символично стала лишь затуманенным началом. «Вокзал Сен- Лазар» хранится в музее Орсе, в Париже.

 

"Руанский собор» – цикл из 30 картин Клода Моне, которые представляют собой виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения. Этот цикл был написан художником в 1890-х гг. Моне концентрируется на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Его интересует исключительно игра света на камне.

 

 

Моне воссоздавал вибрацию света и воздуха с помощью мелких раздельных мазков чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра, рассчитывая на их оптическое совмещение в процессе зрительного восприятия. Для позднего периода творчества Моне характерны декоративизм, все большее растворение предметных форм в изощренных сочетаниях цветовых пятен.

 

«Кувшинки» (фр. Nymphéas)

Цикл из приблизительно 250 картин французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840—1926), выполненных в технике масляной живописи.

 

 

Отражение облаков в пруду с водяными лилиями. Нью-Йоркский музей современного искусства

 

 

Главная ценность музея Оранжери в Париже — это овальные залы, отданные великому Клоду Моне и его «Кувшинкам» («LesNympheas»).

 

 

Два больших скругленных зала, почти эллиптической формы, залиты мягким дневным светом с полупрозрачного потолка. По периметру картины, словно бы нарисованные прямо на стенах. Даже не картины, а огромные вогнутые панно.

Но на самом деле оба зала целиком занимает единственная работа Моне, состоящая из восьми частей. Вода и кувшинки... Полотно общей длиной 91 метр! Моне написал эти восемь огромных панно в последние десять лет своей жизни, уже почти потеряв зрение, и, передавая их в дар Франции, завещал никогда не разделять их. Этот план никогда бы не осуществился без личной и политической поддержки Жоржа Клемансо.

Вдохновила Моне на шедевр Первая мировая война. И здесь нет ничего нелогичного: насмотревшись на ужасы войны, когда тысячи его соотечественников умирали за свою страну, Моне захотел создать картину, которая бы вселяла даже в самые жестокие души только мир и покой. Кажется, ему это удалось.

Говорят, что в зависимости от времени суток и погоды, «Кувшинки» Моне каждый раз немного меняются. В дождь они приобретает сероватые краски, солнечным днем — тихо светятся, а вечерами навевают флер безмятежности и легкой тоски.

 

 

 

Картина «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» Моне является ярким представителем цикла работ художника, которые он посвятил Лондону.

 

Художник изобразил вид на лондонскую Темзу через стену воздушного и снежного тумана. Этот вид завораживает и манит, так и хочется присмотреться и рассмотреть эту бесконечную водную гладь.

Туман изображен очень реалистично, живописец использовал множество цветовых переходов. Гамма оттенков очень гармонична и создает успокаивающий вид. Эта работа поражает своей гениальностью, детали картины можно рассмотреть только на расстоянии. Только таким образом открывается возможность в полной мере воссоздать популярный пейзаж.

Сквозь густой туман реально рассмотреть образы лодок с людьми, мост Ватерлоо и тени работающих заводов. Мастер не использовал контрасты цветов и классический черный оттенок для прорисовок. Цикл работ был приурочен к очередной годовщине победы под Ватерлоо и соответственно открытию моста в честь этого события.

Для завершения работы необходимо было использовать большое количество тональных переходов, которые создадут эффект тумана так реалистично. Мост соединяет индустриальную часть Лондона, а люди в лодках символизируют жизнь и движение. Такую тихую и спокойную жизнь, что подарила победа под Ватерлоо.

Картина «Бульвар Капуцинок» - одна из самых узнаваемых работ Клода Моне. Картина относится к зрелому периоду творчества живописца.

 


Определённо Моне испытывал слабость к этой части Парижа – бульвар изображал он много раз в различные времена года, суток, в разных погодных условиях, любуясь, как меняется оживлённая площадь, окрашиваясь в другие цвета и оттенки.

В этой работе очевидно влияние фотографии – перед нами кадр, мгновение, выхваченноевнимательным глазом художника. Такой сюжет, призванный запечатлеть сиюминутное впечатление, требовал особой техники, и Моне нашёл её.

Моне обрывает композицию: фигуры мужчин справа обрезаны, из панорамы бульвара выхвачен, казалось бы, непримечательный фрагмент. Однако художник и не ставил целью выделить что-либо конкретное на улице, но постарался передать эффект беглого взгляда в окно. Солнечный свет, яркие краски в толпе усиливают ощущение темпа столичной жизни и атмосферы на улице.

Мастер намеренно отказывается от чётких линий, взяв за основу лишь цвет, который и создаёт на полотне город – силуэты людей, мерно двигающиеся экипажи, деревья, по диагонали пересекающие картину, возвышающиеся над бульваром дома. Моне не интересуют люди – главным героем картины становится атмосфера города, которую так легко ощутить, но так непросто изобразить.

Разглядывая картину с близкого расстояния, можно увидеть лишь мазки, короткие и уверенные, но стоит отойти на пару шагов, и картина оживает, перевоплощая мазки в оживлённо бурлящую толпу, двигающуюся по бульвару, и, кажется, можно услышать городской гул, присущий всем большим улицам.

«Японский мостик»

Картина представляет собой небольшой пруд, заросший водяными лилиями, над которым возвышается изящный зеленый мостик в японском стиле. Пруд обрамлен буйной растительностью – на заднем плане растет множество деревьев, оккупированных фиолетовыми плетьми глициний, по бокам острыми стрелами торчит осока, шевелят длинными ветками-волосами плакучие ивы. И, конечно же, на зеркальной глади пруда растет множество водяных лилий.

Моне писал полотно широкими и грубоватыми мазками, которые создают эффект движения — как будто мы наблюдаем реальный пейзаж с прудом, где легкий ветерок колышет зелень и морщит идеально ровную водную гладь. Художник не смешивал краски на палитре, делая это непосредственно на холсте.

Для полноты передачи красок пейзажа Моне применял большое количество оттенков зеленого и синего, плавно перетекающих друг в друга. Лепестки лилий не просто белого цвета – на них можно увидеть блики розового, голубого и фиолетового. Благодаря мазкам желтых тонов полотно буквально освещается изнутри ярким солнечным светом.

Японский мостик на фоне всей этой яркой и живой природы не смотрится чужеродным элементом. Гладь пруда отражается на его днище сине-зелеными бликами. Сквозь густоту и буйность деревьев в правом верхнем углу картины пробиваются солнечные лучи, усиливающие впечатление воздушности и динамичности пейзажа.

 

«Тополя»

На первый взгляд – это обычные тополя, но ведь, сколько в них всего необычного и неповторимого!
Тополя росли на берегу реки, называемой Эпт. Именно здесь, неподалеку жил и творил сам художник. В 1891 году Моне решил начать рисовать эти замечательные тополя, ведь их красоту должен был оценить не только он, но и весь мир. Художник использовал прием – отражение тополей в озере. За счет этого картина кажется еще более глубокой. Создается ощущение, будто бы эти тополя бесконечны, будто бы они тянутся вдаль, вплоть до горизонта. Небо также отражается в воде. Благодаря этому и без того голубое озеро становится еще более чистым, прозрачным и бездонным.

На картине можно увидеть три основных цвета – синий, зеленый и голубой. Синий символизирует чистоту, зеленый – бесконечность, а белый – мир. Деревья напоминают статуи, которые уже давно мирно стоят друг возле друга.Когда художник узнал, что их хотят вырубить, он тут же приобрел участок с деревьями. И причиной этому было не только то, что он не успел завершить свою картину. Просто художник не хотел, чтобы эти тополя оставались только на его рисунке: в реальности они выглядели намного красивее.

Альфред Сислей (1839 – 1899), французский живописец, мастер пейзажа.

 

По происхождению англичанин; в 1860-1863 годах учился в Париже в мастерской Ш. Глейра, испытал влияние КамиляКоро. Один из ведущих мастеров импрессионизма.

Альфред Сислей не обладал ни энергией и дерзостью Моне, ни спокойной уверенностью Писсарро. Скромный и сдержанный, он не прокладывал новых путей, а, скорее, следовал за своими друзьями. В искусстве Альфреда Сислея нельзя обнаружить ослепительных открытий Моне или Ренуара, но оно бесконечно привлекательно и в лучшие годы развития художника очень цельно. Задушевность и тонкий лиризм работ Сислея связывают его больше, чем других мастеров импрессионизма, с Коро - его любимым живописцем. Присущее художнику гармоничное восприятие природы и его тонкий колористический дар с особой полнотой раскрылись в пейзажах Иль де Франса. Чаще всего Альфреда Сислея привлекали интимные неброские мотивы — поля, берега рек и каналов, небольшие городки, и он умел с большой проникновенностью передать их своеобразие и поэтическую прелесть.

Художника особенно привлекает игра света, изменение состояния атмосферы, поэтому он чаще всего обращается к одному и тому же пейзажу, изображая его в разное время. В духе импрессионизма Альфред Сислей, прежде всего, работал над пейзажными зарисовками, передавая настроения и впечатления.

Особая чувствительность разительно отличает его от художников этого направления. Сислей прежде всего поэт в душе. Его картины, часто нечеткие, неясные, отражают романтически-задумчивый взгляд на мир.

Излюбленные герои Сислея – небо и вода, вид которых меняется ежесекундно. Особое значение для Сислей имеет цвет. В работе с этой деталью художник достиг совершенства, каждый оттенок обдуман и наполнен символическим смыслом.

Сислей всегда стремился жить вблизи рек, поэтому вода, в которую, кажется, был не на шутку влюблен художник, — непременный элемент его картин. Даже там, где ее нет в привычном "водоемном" виде, она все равно присутствует, превращаясь в дождь или снег. Вода, со своей изменчивостью, вообще привлекала импрессионистов, являясь для них земным "эквивалентом" неба.

Вода у Сислея выглядит гораздо спокойнее и, если можно так выразиться, дружелюбнее по отношению к человеку. Она одушевлена присутствием человека, который возводя акведуки, водопроводные станции, плотины, делает "облагороженным" ее существование и превращает в еще одну область приложения своих трудов.

Времена года и их смена — еще одна тема творчества Сислея. Художник писал зимние сцены, свежую зелень ранней весны, жаркое летнее солнце и глубокие краски осени, варьируя время суток, погодные условия и освещение. Времена года у него никогда не становились метафорами. Зима у него всегда зима, со всеми ее атрибутами, выписанными реалистически, а лето — это лето. Но происходит чудо — отстраненный взгляд на природу сделал эти картины Сислея самыми поэтичными работами в истории импрессионистического пейзажа. Единственное, чего мы не найдем у Сислея, — ночных пейзажей. Темноты Сислей не любил.

До XIX века снег крайне редко появлялся в европейской живописи, можно вспомнить разве что Питера Брейгеля и еще нескольких голландцев. В XIX же веке художники заинтересовались снежным пейзажем. Сислей стремился, прежде всего, создать впечатляющий образ зимы. Он написал своеобразную биографию снега — от первых ненадежных снегопадов до весенних оттепелей.

В отличие от большинства своих единомышленников-импрессионистов, Сислей никогда, по большому счету, не писал людей на фоне пейзажа — пейзаж был ценен художнику сам по себе. Человеческая фигура у него входит в этот пейзаж в качестве органичного, но вовсе необязательного его элемента. Его герои обыкновенно помещаются на среднем или заднем плане, как бы теряясь в пейзаже, и лишены индивидуальных черт. Более того, они, как правило, повернуты к зрителю спиной, удаляясь от него.

Работы Сислея всегда оказывались в тени картин Моне. В броскости манеры Сислей, разумеется, заметно уступает Моне, писавшему свои пейзажи размашисто, ярко, необычно. Но вряд ли это недостаток — скорее, сознательная установка.

Альфред Сислей был единственным среди художников-импрессионистов, так и не дождавшимся признания. Он умер 29 января 1899 г. в нищете и безвестности в местечке Море-сюр-Луэн, близ Фонтенбло, от ревматизма и рака горла, всего на несколько месяцев пережив свою жену Эжени, брак с которой был официально оформлен лишь незадолго до её кончины.По жестокой иронии судьбы сразу же после кончины Сислея, которому лишь изредка удавалось продавать свои работы за несколько сот франков, его картины стали цениться необычайно высоко.

 

В картине «Мороз в Лувесьене» (1873) Сислей при помощи контраста холодных тонов бледного зимнего неба, голубых теней на снегу и теплых оттенков домов, деревьев, рыжеватых прогалин передает прозрачность морозного воздуха, пронизанного золотистыми лучами низкого зимнего солнца.

 

 

 

«Снег в Лувесьене» (1878) отличается особой изысканностью.

 

 

Архитектурные мотивы соответствовали стремлению к энергии пластического выражения, свойственному Сислею в поздний период его творчества. В лучших картинах этого цикла он находит абсолютное пластическое и цветовое единство строений, берегов и опалового неба, отраженных в спокойных водах Луэна («Мост в Море», 1893).

.

"Городок Вильнев-ла-Гаренн"

 

В 1872 году А. Спелей чаще всего работал в одном из пригородов Парижа, написал здесь три пейзажа, в числе которых и «Городок Вильнев-ла-Гаренн» - одно из лучших своих произведений. До недавнего времени картина «Городок Вильнев-ла-Гаренн» называлась «Деревней на берегу Сены», хотя изображен на ней именно этот городок, который в настоящее время стал пригородом Парижа. Своеобразие этой картины заключается в соединении приемов раннего импрессионизма с классической композиционной схемой, которая предполагает «кулисы» и затененный передний план.

 

 

Самым главным в пейзаже Сислей считал передачу цвета: каждый присутствующий в произведении оттенок он продумывал, соотнося его с общим смыслом и настроением картины.

На картине «Дорога на опушке леса» перед зрителями предстает осенний лес в ярком убранстве.

 

 

Сквозь высокую желто-рыжую траву видна тропа, имеющая несколько разветвлений. Высокие деревья с яркой желтой и красной листвой обрамляют полотно по краям. В ярких красках увядающего леса можно разглядеть две темные фигуры на заднем плане картины. Там же виден и маленький светлый домик с красной покатой крышей.

Почти вся картина – это рыже-желтые краски осени. Лишь небо на полотне светло-голубое испещренное мелкими облаками. Маленькие человеческие фигуры подчеркивают ничтожность человека в сравнении с природой. Они не нарушают общего спокойствия пейзажа. Сислей показывает природу во всей красе и мощи. Длинные стволы деревьев во много раз превышают размерами крошечных людей сзади.

Художник вносит нотку грусти в свою картину «Дорога на опушке леса». Маленькие люди и огромные деревья – символ быстроты человеческой жизни. Пройдут годы, люди, приходящие на опушку, будут уже другими. Лишь лес, обагряемый закатом, остается тем же. Деревья на пороге холодов спокойны, умиротворены, чисты и как всегда великолепны в своей красоте.

 

В картине «Мост в Вильнев-ла-Гаренн», написанной в 1872 году, разлито радостное, приподнятое настроение.

Изображенный на ней пригород Парижа с небольшими домиками на набережной канала выглядит уютным местечком, жизнь в котором течет неторопливо и счастливо. Плавают на лодках местные жители, под мостом сидят влюбленные парочки. Летний солнечный день показан посредством голубых, теплых желто-белых, фиолетовых и зеленых тонов с ярко-желтыми и охристыми акцентами. В прозрачной воде, покрытой рябью, отражается бескрайнее звонкое небо с легкими белыми облаками, делая все произведение воздушным и наполняя его влажной прохладой и удивительным светлым лиризмом.

 

 

 

Наводнение в Пор-Марли Сислей изобразил на 6 картинах – и везде это абсолютная гармония, тихая и переливающаяся вода, в которой отражается небо, очень земные и очень надежные здания, которые ласково освещает солнце, уже привыкшие и уже занятые самыми повседневными делами местные жители.

Они всего лишь плавают за покупками на лодках и обсуждают новости, стоя у самой кромки воды.

 

 

 

Сислей использует большой спектр приглушенных цветов и оттенков, кладя тонкие и гибкие мазки в соответствии с деталями ландшафта.

Точная передача тональностей и анимированная поверхность картины стала отличительной особенностью лучших поздних работ художника.

Ощущение гармонии, которое неизменно вызывают картины Сислея, никак не связано с сюжетом и внешним настроением изображенного пейзажа. Гармония – внутреннее состояние самого художника. Наводнение, заснеженные садовые дорожки, деревенская церковь, насосные станции, старые акведуки и новые мосты – Сислей сразу определялся с теми местами, в которых ему будет хорошо.

Самостоятельная работа: посмотреть по Интернету фильм "Импрессионисты" из цикла Паолы Волковой "Мост над бездной"", обучающий фильм "Ритм в импрессионизме".

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: