Южнорусская свадьба (свадьба-веселье)




Свадебный обряд

СВАДЬБА – комплекс обрядов, совершавшихся в определенной последовательности по установленному традицией сценарию.

 

Восточнославянская свадьба включает следующие этапы:

 

Дом невесты Дом жениха
I. Сватовство (в иносказательной форме) Договор (рукобитьё, запоручины) Двороглядье (осмотр приданого)  
II. Подготовительный период
Шитьё приданого Подготовка к главному застолью
III. Прощальные обряды Девичник, расплетание косы, прощание с красотой  
IV. Подготовка к венчанию
  Благословление сына, отъезд свадебного поезда в дом невесты
Приезд свадебного поезда, передача невесты жениху (выкуп), благословление молодых родителями невесты, отъезд к венцу  
V. Венчание в церкви
  VI. Встреча молодых, ввод невесты в дом, главное застолье с делением каравая, испытание молодой
VII. Первый приезд невесты домой в новом качестве (молодуха)  

 

В свадебном действии воплощены 2 основные сюжетные (драматургические) линии:

1. ИНИЦИАЦИОННАЯ ЛИНИЯ (переход по вертикали) – смена социального статуса (инициация) молодых. Осуществляется через оппозицию «смерть – возрождение»;

2. ОБМЕННАЯ ЛИНИЯ, линия контакта двух родов, линия территориального перемещения (переход по горизонтали) – переезд невесты в дом жениха, обретение новой родни. Реализуется через оппозицию «свой – чужой» Изначально род жениха для невесты является враждебным. В ходе свадебного действа конфликт снимается.

 

В восточнославянской культуре различают два типа свадебных обрядов
свадьба-похороны: бытует в северных регионах, доминирует инициационная линия свадьба-веселье: бытует в южных регионах, доминирует обменная линия

 

 

Северорусская свадьба (свадьба-похороны)

В основе сценария лежит инициационная сюжетная линия. С похоронным обрядом роднит образ расставания, прощания с прошлой жизнью, дороги на «чужу-дальню сторону», откуда нет возврата.

Главные музыкально-поэтические жанры северорусской свадьбы – причеть (причитание), плач.

По использованию музыкально-поэтических жанров сценарии свадеб-похорон делятся на две разновидности:

причетная свадьба – причеть (сольная и групповая) звучит на протяжении всего свадебного ритуала (Вологодская область);

причетно-песенная свадьба – причеть звучит до венчания, а после венца звучат песни (величальные).

Впервые причеть невесты звучит после договора (рукобитья) – это первая кульминация обряда.Девушка выходит на улицу, «голосит», оплакивает девичью красу, русую косу. С этого момента девушка считается невестой и обособляется от остальных членов семьи (находясь в переходном состоянии, она представляет опасность для других людей)

• лицо её завешивается платком (взгляд считается опасным, как у покойника);

• ноги должны быть обуты (след также опасен);

• с окружающими общается причетью и жестами;

• ест отдельно от семьи;

• не работает, не гуляет, её водят «под белы рученьки» подруги.

 

причеть

Политекстовость – исполнение различных текстов на один и тот же напев.

 

Отличием северорусской свадьбы является посещение невестой бани накануне венчания. Девушка смывает с себя признаки «старой» жизни и одевается во всё новое.

Прощание с крáсотой (девичник или утро дня венчания) – вторая, наиболее напряжённая кульминация действа.

Крáсота – предмет из одежды невесты, чаще – лента из косы, символ чистоты, девичества, расставание с которым трагично. Невеста оплакивает былую девичью жизнь, отдаёт крáсоту родным (младшей сестре), подругам или природе (деревьям, травам, цветам).

Важной частью причитания невесты является пантомима.

Хлёстанье – заимствовано из похоронного обряда. В некоторых областях действо разворачивается в целую драматическую сцену (невеста взбирается на лавку и падает оттуда на пол).

невеста говорком.

Жанровые особенности причети:

• речитативно-декламационный тип мелодики;

• напряжённость (надрывность) звучания;

• узкий диапазон;

• «скольжение» голосом;

• метрическая и ритмическая свобода (зависимость от текста).

 

Причеть могла быть:

сольной (невеста, мать невесты)

групповой (невеста и подружки невесты).

 

Во всех видах групповой причети голос невесты обособлялся от других участников. Отделение происходило с помощью

• регистровых (на октаву выше),

• временных (приём канона),

• жанровых (причеть под песню) и других средств.

 

Южнорусская свадьба (свадьба-веселье)

Сценарий «свадьба-веселье» характерен для территорий Русского Запада, Юга, а также Украины и Беларуси.

В основе сценария лежит обменная сюжетная линия. Мифологическая основа: традиционные представления о двоемирии «свой-чужой».

Пространство поделено на два локуса – жениха и невесты.

Жених и невеста - статичные персонажи. Но контакты между родовыми группами активны и многочисленны.

Со стороны невесты выступают подружки, родственники, соседи и др.

Со стороны жениха – молодые парни (дружки), взрослые женатые мужчины,

родственники, соседи и др.

Цель ритуальных действий – решить изначально конфликтную ситуацию, преодолеть границы между своим и чужим миром. На это направлен целый ряд действий:

• многочисленные переезды из дома жениха в дом невесты;

• торги: задача – получить как можно более дорогой выкуп за невесту;

• исполнение корильных песен – состязание групп жениха и невесты в пении песен шуточного содержания;

• обильные застолья в обоих домах.

Главные жанры свадьбы-веселья – величальные и корильные песни.

В величальных песнях прославляют жениха, невесту, их родственников.

Особенности музыкального языка:

• неторопливый темп;

• переменность метра;

• кантиленный (напевный) тип

мелодики;

• относительно широкий диапазон.

Корильные песни – шуточные песни-перебранки, рассказывающие о незадачливых участниках свадьбы. По музыкальному языку они близки плясовым песням.

Причеть либо вообще отсутствовала, либо была единична (девичник).

Обязательный компонент западнорусской свадьбы – игра на музыкальных инструментах: скрипке, гармони, цимбалах и др.

Особенность южнорусской свадьбы – акцент на кулинарном коде (пропой невесты, приготовление каравая, шишек). На Юге свадебный каравай представляет собой большую булку весом от 12 до 20 килограммов. Иногда, чтобы извлечь каравай, необходимо было разобрать печь.

Приготовление каравая – одно из главных ритуальных действий.

Представляет инициационную сюжетную линию. До погружения каравая в печь – невеста выступает в прежнем, девичьем качестве, в момент извлечения она меняет старый статус на новый.

При изготовлении каравая пели каравайные песни. Их исполнение было строго упорядочено.

Первая группа песен – на замес теста,

вторая – на погружение каравая в печь,

третья – пока каравай в печи,

четвёртая – когда каравай достают.

Каравай представлялся живым существом, песни звучали от его имени.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: