Правила постановки знаков препинания в кратком изложении




Для школьников и абитуриентов

 

 

Таблицы по пунктуации

 

 

Правила постановки знаков препинания в кратком изложении

 

Таблицы по пунктуации

для школьников и абитуриентов. – М.: 2006.

Составитель Киреева Е.В.

 

В Таблицах по пунктуации даётся краткое изложение 25 основных тем, изучаемых в школе. По каждой теме даются необходимые определения и формулируются правила постановки знаков препинания. Объём предлагаемого материала соответствует школьной программе, небольшое количество дополнительных сведений обозначено знаком *. Весь материал излагается в виде цветных таблиц стандартного вида, при этом цвет, кроме выделительной функции, имеет определённую смысловую нагрузку.

Таблицы рекомендуются школьникам 9 – 11 классов и абитуриентам в качестве вспомогательного учебного пособия для повторения и обобщения правил пунктуации.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ лист 1

 

 

Таблица Наименование темы лист
  Основы пунктуации.  
  Тире между подлежащим и составным именным сказуемым.  
  Тире между подлежащим и составным именным сказуемым (сложные варианты). Эллиптические и неполные предложения.  
  Пояснительный материал к таблицам 3, 4, 5, 6, 7.  
  Понятие об одноимённых членах предложения. Однородные члены предложения с бессоюзной связью. Однородные и неоднородные определения.  
  Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.  
  Однородные члены предложения с союзной связью.  
  Ограничительно-расширительные, пояснительные и присоединительные члены предложения с союзной связью  
  Обобщающие слова при однородных членах.  
  Обособление согласованных определений.  
  Обособление несогласованных определений.  
  Обособление приложений.  
  Обособление приложений (продолжение темы).  
  Обособление оборотов с союзом КАК в простом предложении.  
  Особые конструкции с союзом КАК. Союз КАК в сложном предложении.  
  Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.  
  Обособление обстоятельств, выраженных наречиями и существительными с предлогами.  
  Вводные слова и словосочетания.  
  Вводные слова, предложения и вставные конструкции (продолжение темы).  
  Знаки препинания в сложносочиненном предложении.  
  Виды придаточных предложений в сложноподчиненном предложении.  
  Особенности постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным предложением.  
21(1) Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.  
21(2) Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (продолжение). Неосновные знаки препинания.  
  Бессоюзное сложное предложение.  
  Обращения, междометия и частицы, утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.  
  Предложения с прямой речью.  
25(1) Предложения с прямой речью (продолжение). Оформление диалога.  
25(2) Цитирование.  

 

ОСНОВЫПУНКТУАЦИИ* лист 2

1. Определение. Пунктуация – это наука о правильном выборе знаков препинания при оформлении письменной речи, а также сама система знаков препинания. 2. Система знаков препинания. К основным знакам препинания относятся: точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки.По своим функциям знаки препинания делятся на три группы. 1. Отделительные знаки служат для отделения предложений в тексте и оформления отдельного предложения как законченного. К ним относятся точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки. 2. Разделительные знаки служат для определения границ между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного. К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. 3. Выделительные знаки служат для выделения отдельных речевых отрезков, осложняющих простое предложение (обособленные члены, вводные слова, обращения), а также для оформления прямой речи. К ним относятся парные знаки: две запятые (или одна на границе предложения), два тире, тире и двоеточие, двойные скобки, двойные кавычки. 3. Принципы русской пунктуации (см. приложение 1). В основе русской пунктуации лежат три принципа: смысловой, грамматический и интонационный. В действительности, эти три принципа тесно связаны между собой, как связаны форма и содержание любого явления. Это выражается в том, что грамматика предложений (связь и порядок слов, союзы в сложном предложении и т.д.) в каждом случае соответствует определенной интонации; в совокупности они образуют форму, которая служит для выражения содержания предложения. 4. Интонационный принцип орфографии. 4.1 Определение интонации. Интонация – это фонетическое (ритмико-мелодическое) средство речи, служащее для выражения её грамматических значений, а также эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация имеет сложное строение, поэтому при изучении пунктуации удобно пользоваться интонационной моделью, в которой будут отражены её основные элементы. 4.2 Элементы интонации.Центральным элементом интонации является фраза. Фраза – это речевой отрезок, имеющий интонационный центр, то есть ударный слог, на котором происходит повышение или понижение тона. Фразы отделяются друг от друга паузами различной длительности и характеризуются определённым темпом произношения. Интонация как бы связывает группу слов, входящих во фразу, в единое целое; таким образом, фраза является тем структурным элементом, из которого затем строятся различные синтаксические конструкции. 4.3 Различные виды интонации (см. приложение 2). Базовой интонационной моделью в пунктуации можно считать интонацию простого предложения, которое состоит из двух фраз повышенного и пониженного тона, разделённых паузой: Огромные белые облака (пауза) медленно плывут по небу. Пауза на границе двух фраз не обозначается знаками препинания. (В простом предложении фраза повышенного тона обозначает тему, или предмет, а фраза пониженного тона - рему, или сообщение о предмете). При осложнении простого предложения однородными и обособленными членами, а также в сложных предложениях применяются другие виды интонации, которые на письме обозначаются с помощью знаков препинания. 5. Интонационное значение знаков препинания (см. приложение 3). Согласно интонационной модели, любая синтаксическая конструкция состоит из Приложение 1. Постановка знаков препинания в соответствии с различными принципами пунктуации.
Принципы Характеристика Примеры
Грамматический: постановка знаков препинания при отсутствии пауз.   Паузы присутствуют в простом и сложном предложениях, но запятая ставится только в сложном. С наступлением весны всё в природе оживает. Наступает весна, и всё в природе оживает.
Деепричастный оборот не выделяется паузами с двух сторон, но ставятся две запятые. Начинало темнеть, и, боясь заблудиться, я остановился на ночлег.
Интонационно-грамматический: а) интонация как грамматическое средство; б) в том числе в частных случаях для уточнения грамматических связей. Интонация обозначает грамматическую связь однородных членов и частей сложного предложения, обособление оборотов и т.д. Ветерок то просыпался, то утихал. Снова пошёл дождь, уже обложной. Волков бояться – в лес не ходить. Оборачиваюсь: Грушницкий!
С помощью пауз уточняется состав подлежащего и сказуемого, а также определяются грамматические связи слов. Белый медведь – настоящий хозяин Арктики. Ходить – долго не мог. Ходить долго – не мог.
Интонационный. Обозначение авторских выделительных пауз. Моя любовь – не шутка. Толпа – всегда толпа.

Приложение 2. Виды интонации.

Интонация Темы Примеры
Перечислительная(интонационное ударение на однородных членах) Однородные члены. Колесо чугунное вертится, и гудит, и ветром обдаёт.
Интонация обособления (выделение паузами). Обособленные члены. Скалы, покрытые инеем, уходили в неясную даль.
Разделительная (повышение тона – пауза – понижение тона). Бессоюзное сложное предложение; тире между подлежащим и сказуемым. Писать о лесах – моё любимое занятие. Служить бы радприслуживаться тошно.
Присоединительная (понижение тона перед паузой). Присоединительные члены в конце предложения. Блеснула сама речка – жёлтая, мутная, сумасшедшая.
Предупредительная, или пояснительная (понижение тона перед увеличенной паузой). Бессоюзное сложное предложение. Летом скворцов трудно увидеть: они живут в густых лесах.
Исключительная (паузы, измененный темп речи). Присоединительные члены в середине предложения.   Каждый новый звук– шелест листа, шорох птицы – заставляет вздрогнуть.
нескольких фраз повышенного или пониженного тона, разделённых паузами. Эти паузы в общем случае должны обозначаться знаками препинания – запятыми, тире, двоеточием. (Названия «знаки препинания, запятая», как и слово «препятствие», происходят от корня пять – держать, то есть обозначают задержки в речи, или паузы). Но в русской пунктуации, основанной на интонационно-грамматическом принципе, знаками препинания обозначается не любая пауза, а только связанная с определенной грамматикой. С другой стороны, согласно грамматическому принципу, интонационные знаки могут ставиться и при отсутствии пауз. 5.1 Отсутствие знаков препинания при наличии пауз. Как уже отмечалось, в неосложненном простом предложении, состоящем из двух фраз, пауза между ними не обозначается знаками препинания. Кроме того, если простое предложение является достаточно распространенным (но не осложненным), речевые паузы могут делаться и внутри каждой фразы, при этом они также не обозначаются знаками. (Оба рассмотренных варианта являются главной причиной постановки так называемых «лишних» запятых): Деревья стоят (ПЗ) в снежном плену. В июльские вечера (ПЗ) опьяняющий медвяный запах липы (ПЗ) поглощает все другие запахи города. 5.2 Выбор нужного знака препинания.В простых предложениях с однородными членами и обособленными оборотами, а также в сложных предложениях паузы должны быть обозначены знаками препинания, но при этом встаёт вопрос о выборе нужного знака. Обычно трудности возникают при выборе запятой или тире, тире или двоеточия, так как они могут употребляться в предложениях со сходной интонацией. Запятая или тире? Запятые являются наиболее универсальным знаком, поэтому они применяются для обозначения пауз между однородными членами, выделяют обособленные обороты и части сложного предложения: Дождь идёт тихо, почти бесшумно. Лошади, запряженные в сани, стояли у ворот. Маленькое облако превратилось в тучу, которая закрылавсё небо. С помощью тире обозначают более длительные паузы при обозначения разделительной, присоединительной или исключительной интонации: Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. От этого зависит наше счастьенастоящее и будущее. Посиделибольше для приличиянесколько минут. Двоеточие или тире? Выбор между двоеточием и тире делается при сравнении пояснительной и присоединительной интонации (эти интонации сходны между собой, так как пауза делается после понижения тона; они отличаются только по длительности пауз): Снег лежит всюду: на садовых дорожках, на деревьях и кустарниках. Мы зашли в ельник – тёмный, пропахший запахом хвои Для обозначения разделительной или исключительной интонации применяется только тире: Наш долг – защищать крепость. Волков боятьсяв лес не ходить. Полярники– учёные и авиаторы – штурмовали Арктику. 5.3 Постановка знаков препинания при отсутствии пауз (грамматический принцип). Знакипрепинания при отсутствии пауз могут ставиться в сложных предложениях с обособленными членами. В этом случае интонационные средства используются для построения сложных предложений, поэтому паузы для обозначения обособленных оборотов, вводных слов и др. могут отсутствовать: Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр, и, сжигаясь, трещит можжевельник. лист 3 Приложение 3. Постановка основных знаков препинания в соответствии с различными видами интонации.  
Знак препинания, вид интонации Вид синтаксической конструкции, примеры
Запятые:  
перечислительная Однородные члены: Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой.
перечислительная параллельная Независимые простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения: Деньзагорелся, всё кругом зазеленело.
интонация обособления Обособленные члены предложения, вводные слова, обращения, междометия: Певец зари, умолкнул соловей. По степи,не успевшей остыть за ночь,опять тянет тёплый ветер. Он, кроме того,хорошо воспитан. Барин, не прикажешь ли воротиться? Ах, вот и дуб заветный!
Тире:  
разделительная Между подлежащим и составным именным сказуемым: Доброе дело – правду творить смело.
Бессоюзное сложное предложение: Ввысь взлетает Сокол – жмётся Уж к земле.
разделительная параллельная Неполные и эллиптические предложения: Здесьовраги, дальшестепи.
присоединительная Обособленные члены в конце предложения: В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других.
Бессоюзное сложное предложение: Ясно одно – оставаться здесь опасно.
исключительная (измененный темп речи) Обособленные члены в середине предложения: Он и сам не подозревал, сколько было правды – и неправды – в его думах. Вдали виднелась высокая – трубой – соболья шапка боярина.
Вставные конструкции. Аннушка тихо обошла кругом – её детские ножки едва шумели по густой траве – и вышла из чащи.
Двоеточие:  
пояснительная, или предупредительная После обобщающего слова: Ах, я не верю ничему: ни снам, ни сладким увереньям.
пояснительная, или предупредительная, Бессоюзное сложное предложение: Таких примеров много в мире: не любит узнавать себя никто в сатире.

Таблица 1. Тире между подлежащим и составным именным сказуемым. Лист 4

Составное именное сказуемое состоит из глагольной связки БЫТЬ в нужной форме иименной части, выраженной существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, именным словосочетанием, а также неопределённой формой глагола. Глагольная связка настоящего времени ЕСТЬ чаще всего пропускается; на месте отсутствующей глагольной связки во многих случаях делается пауза, которая на письме обозначается тире.
А. Наличие слов-связок. Б.Чем выражено подлежащее и сказуемое? В. Заполнение паузы (служебные и вводные слова, второстепенные члены). Г. Особые случаи, авторские варианты.
Следует различать предложения со словами-связками и глагольной связкой ЕСТЬ. При отсутствии слов-связок или глагольной связки постановка тире между подлежащим и именной частью сказуемого зависит от того, какой частью речи они выражены. Между подлежащим и именной частью сказуемого могут находиться служебные и вводные слова, а также дополнения и обстоятельства, отнесённые ко всему предложению (в этом случае они как бы заполняют паузу между подлежащим и сказуемым). В особых случаях и в авторских вариантах постановка или отсутствие тире в силу разных причин не соответствует основным правилам.
А1. Слова-связки.
При наличии слов-связок ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ тире ставится в обязательном порядке:

История – это мы.

Ученье – вот чума, учёность – вот причина.

Любить – значит страдать.

Для меня жить – это значит работать.

А2. Глагольная связка ЕСТЬ.

При наличии глагольной связки есть (суть) пауза не делается итире не ставится:

Книга есть лучший подарок.

Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения.

Б1. Подлежащее и сказуемое выражены сходным образом: тире ставится.
В этом случае с помощью тире состав подлежащего отделяется от состава сказуемого.

1. Различные сочетания сущ. И.п. и неопр.ф. гл.:

Книга – лучший подарок.

Его цель – сделаться героем.

Встретить друга – большая удача.

С умным знаться – ума набраться.

2. Подлежащее или сказуемое выражено субстантивным словом (имеющим значение существительного):

Теряющий друга – себе враг.

Сохранить природу – главное в их работе.

3. Подлежащее или сказуемое выражено числительным или счётным оборотом :

Длина канала – семь километров.

Шестнадцать лет – прекрасный возраст.

Пять и пять – десять.

Сумма пяти и пятнадцати – двадцать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: