Задание 2.Основная мысль одной и той же темы может выражаться по-разному. Следует учитывать, что формулировка основной мысли отразится на содержании сочинения.




Дюкарева А.

Тема: «Как работать над рассказом».

 

Задание: Пользуясь предложенными рекомендациями, выполните задания, связанные с созданием учащимися собственных текстов.

 

Материал для осмысления.

1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.

2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.

3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.

4. Повторите схему композиции рассказа.

5. Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план. Укажите в нем вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.

6. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: наиболее полно в нем должно быть показано главное событие.

7. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.

8. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Для выработки умений создания собственного текста в ходе уроков по развитию речи используются следующие виды заданий:

1) выбрать тип речи в соответствии с задачей, условиями и темой высказывания;

2) придумать название текста;

3) составить план текста;

4) создать отдельные фрагменты высказывания (например, начало и концовку);

5) создать высказывание в определенном стиле и жанре речи (например, написать заявление, рецензию, резюме);

6) написать сочинение на предложенную тему в определенном стиле речи;

7) написать сочинение на самостоятельно сформулированную тему в определенном стиле речи.

 

Упражнения, способствующие созданию учащимися собственных текстов (М.Т. Баранов):

· стилистический эксперимент;

· творческий диктант;

· свободный диктант;

· сочинение-миниатюра.

 

Задание1.Выбрать упражнение (см. классификацию). Представить методику выполненияданного упражнения по развитию речи.

Сочинение-миниатюра - это краткое сочинение, которое состоит из пяти-восьми предложений, имеет общую тему, однако не требует ее детального раскрытия. В таком сочинении должны выражаться свежие идеи и мысли автора, ярко подчёркивающие его отношение к заданной теме.

 

Темы предлагаются самые разные. Чаще всего неожиданные, но заранее продуманные учителем.

· Тема, во-первых, должна быть интересной для детей,

· во-вторых, она должна помочь ребенку раскрыть свой внутренний мир и научить излагать свои мысли на бумаге логично, лаконично и последовательно.

· В-третьих, сочинения-миниатюры могут помочь родителям глубже понять своего ребенка.

· В-четвертых, большинство тем служит для учеников психологической разрядкой, когда они на бумагу «выплескивают» свои отрицательные эмоции, вызванные накопленными в школе, дома или на улице негативными впечатлениями.

Таким образом, ребенок внутренне успокаивается, и к нему возвращается хорошее настроение.

 

Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе

Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе кажется простой, но она требует четких методических знаний, умения преподнести инструкцию и создать атмосферу психологического комфорта.

 

Сначала учитель может предложить свой вариант или несколько устных вариантов, в которых затрагиваются наиболее общие моменты. Но детям предлагает писать в свободной форме, смело выражая свои мысли и чувства.

Правила для учителя

· Сочинения-миниатюры и их авторы никогда не критикуются, не высмеиваются, не склоняются к другому мнению, не оспариваются ни учителем, ни одноклассниками.

· Учитель принимает позицию ученика, одобряет ее в любом случае, даже если мнение ученика расходится с его собственным. Исключением является попрание общечеловеческих ценностей.

· Если мнение ученика расходится с общепринятой моралью, то учитель сохраняет позицию лояльности. Например, он может сказать: «Каждый имеет право на ошибку, и лучше ошибиться здесь, в классе, и исправить свою ошибку, чем ошибаться потом в жизни». Резко критиковать и высмеивать неправильные мнения, суждения категорически запрещается.

 

Поощрение свободного выражения себя рождает у учеников не анархию мысли, а возможность погружения в свой внутренний мир, создает основу самоанализа и дает навыки представления себя окружающим.

 

В первое время основная цель педагога – приучить учеников свободно, без боязни перед осуждением или плохой оценкой выражать письменно свои чувства, эмоции, мысли, размышления. Для этого выбираются темы, отличающиеся следующими критериями:

· Актуальность темы сочинения-миниатюры для ребенка данного возраста и событий, происходящих в его жизни. Например, во время конфликта в классе попросить выразить свою точку зрения на происходящее в сочинениях Когда учитель не видит… (если конфликт произошел на перемене) или Больше всего я злюсь, когда…

· Легкость темы для восприятия и изложения. Конечно, в пятом классе тему об устройстве мироздания давать не надо, зато темы, касающиеся внутреннего мира ребенка, его переживаний и чувств, темы ценностей и конструирования будущего подходят лучше всего. Например, темы Школа будущего,Мое настроение, Когда мама сердится и др.

· Живой интерес самого учащегося к этой проблеме. Конечно, когда сама тема «звенит» в душе ребенка, тогда и работа приносит ему радость, и складывается особое отношение как к учителю и сочинениям-миниатюрам, так и к себе самому.

 

В пятом классе уровень подготовки учеников неровный и в плане оформления мысли, и в плане образности и богатства фантазии.

Пример:

Таня А. (5-й «Б» класс)

Кто Я?

Мне 10 лет, меня зовут Таня. Я учусь в школе № 1195 в 5-м «Б» классе. У меня голубые глаза, темные волосы. Я живу недалеко от школы. У меня есть подруга Рита.

Лена К. (5-й «Б» класс)

Кто Я?

Я девочка. Я отзывчивая и доверчивая. Временами бываю добрая, но если меня кто-нибудь разозлит, то я становлюсь злой. У меня глаза карие. Характер кошачий. Я царапаюсь, когда не в себе. И сестра с подругами меня называют кошкой. Не знаю почему. Ну а так я хорошая девочка. Вот кто я.

К шестому классу у учеников, как правило, сохраняется простой стиль изложения, если не давать им специального задания. Но рефлексия собственных эмоциональных состояний развивается, проникновение и понимание самого себя происходит уже на другом уровне.

 

Пример:

 

Настя М. (6-й «В» класс)

Кто Я?

Каждый человек индивидуален. Меня зовут Настя. Я ученица 6-го «В» класса. Я очень люблю животных и насекомых. Мне даже грамоту дали, когда я была в лагере. У меня особенный характер и вкус. Со мной не многие уживаются. Иногда я люблю находиться в шумной компании, а иногда я люблю посидеть в тишине. Я люблю смотреть телевизор, но в меру. Мне нравится смотреть КВН. В общем, я очень веселая и общительная девочка.

В седьмом классе основной целью становится научить грамотно, лаконично и доступно для восприятия другого человека, ярко и образно выражать свои мысли как устно, так и письменно, используя и употребляя художественные средства выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Для лучшего усвоения новых знаний используются сочинения-миниатюры с грамматическим заданием. Например, написать сочинение-миниатюру на заданную тему, употребив несколько причастных, деепричастных оборотов и т.д.

 

Пример:

 

Ольга В. (7-й «В» класс)

Кто я?

Это вопрос, который люди нередко задают себе всю жизнь, так и не находя ответа. Можно ответить банально: человек. Хотя ответ этот не для всех достаточно правдив. Звание человека тоже нужно заслужить. О человеке можно судить, зная, ради чего он живет, какая у него цель в жизни.
Быть может, позже я и отвечу на этот вопрос, но пока я не вижу своей цели. Но если не найду ответ, то буду в этом не одинока…
А хотя пусть буду человеком – банально, но все равно приятно.

 

Таким образом, к концу 7-го класса дети научились выражать свои мысли не только лаконично, но и образно, выразительно, используя богатство русского языка. При этом написание сочинения-миниатюры по-прежнему вызывает живой отклик в их жизни и помогает узнать лучше себя и своих одноклассников.

 

В 8–9-х классах работа продолжается. Дети вступают в противоречивый подростковый возраст. Часто возникают проблемы во взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми. Сочинения-миниатюры типа Взрослые – это..., Подростки – это..., Отцы и дети помогают осмысливать жизненный опыт, смотреть на себя со стороны и стремиться обсудить свои проблемы с учителем. Устно ученику сложно пойти на контакт со взрослым, рассказывая о своих проблемах, потому что очень часто подростки считают это слабостью. А письменно легче – «все пишут, и я пишу».

 

Пример:

 

Анастасия Е. (9-й «А» класс)

Кто я? Это очень хороший вопрос, хотя и спорный. Наверное, я буду банальной, но я скажу, что человек. Но друзья говорят, что я не просто человек. Они говорят, что я разносторонний и очень веселый человек, но у меня сложный характер. Я знаю об этом, но ничего не могу с этим сделать! Я сама замечаю за собой, как иногда грубо отвечаю или не разговариваю, обижаюсь без причины. Я сначала делаю, а только потом думаю. Но некоторые мои друзья не лучше, просто за собой не замечают.
Я все время говорю себе, что надо исправляться, но каждый раз, как только появляется «повод», я опять веду себя как прежде.
Мне было бы проще изменить свой характер, если бы мои друзья относились терпимее, а не срывались в ответ.

 

В 10–11-х классах сочинения-миниатюры (мини-сочинения) в рамках ЕГЭ чаще задаются на дом. Задание дается такое: «Написать мини-сочинение на тему Золотая пора листопада, состоящее из 150 слов». Также даю сочинения по произведениям классиков. Темы сочинений выбираю исходя из требований ЕГЭ, и они могут формулироваться так: «По проблеме, поднятой автором в данном произведении, составьте мини-сочинение из 150 слов». Также я продолжаю использовать свободные темы, например: Русский язык как иностранный, За стенами школы, Мой выбор, Мои фантазии, Я через 5 лет, Оценка или знание?

Таким образом, подростки готовятся к ЕГЭ, так как они учатся укладываться в строгие временные и объемные рамки. К тому же сам метод сочинения-миниатюры, или мини-сочинения, знаком ученикам с 5-го класса, что будет создавать атмосферу психологического комфорта для подростка на самом экзамене, снимая излишнюю нервозность и панику. Ведь ни одна тема, пусть даже самая неожиданная, не выбьет его из колеи, потому что он уже умеет грамотно, легко и свободно выражать свою точку зрения по любому вопросу.

Таким образом, сочинения-миниатюры развивают устную и письменную речь учащихся, приучают их логически и образно мыслить, будят воображение, творчески развивают личность ребенка, умение выражать свои мысли правильно, четко, искренне, грамотно.

(Источник: статья Н.А. ГОРБУШИНОЙ, г. Москва « Роль сочинения-миниатюры в развитии речи учащихся»).

 

Задание 2.Основная мысль одной и той же темы может выражаться по-разному. Следует учитывать, что формулировка основной мысли отразится на содержании сочинения.

 

Сформулируйте варианты основной мысли по теме: «Осенний день»:

1)яркие краски осени («очей очарование»);

2)первый день осени («Здравствуй, Осень! В гости просим!»);

3)птицы улетают;

4)прогулка в осеннем лесу;

 

Сформулируйте варианты основной мысли по теме: «Наш сад»:

1)первые плоды;

2)цветущий сад;

3)сбор урожая;

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: