Основные этапы комплексной эргономической оценки




Этапы комплексной эргономической оценки и комплексные эргономические и санитарно-гигиенические требования к организации автоматизированных рабочих мест и помещений с ВДТ и ПЭВМ

Изложены в систематизированном виде требования ГОСТ по эргономике и охране труда, а также санитарные нормы и правила, которые необходимо соблюдать при организации автоматизированных рабочих мест с использованием ВДТ и ПЭВМ.

Учебное пособие предназначено для студентов факультета «Управление процессами перевозок» при изучении дисциплины «основы эргономики».

Может быть использовано специалистами железных дорог и учебных заведений, связанных с разработкой, внедрением и эксплуатацией современных автоматизированных рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ.

Разработали:

канд. техн. наук, доцент Г.М. Грошев, канд. техн. наук, доцент С.И. Конон, инженер И.Ю. Романова.

Под общей редакцией Г.М. Грошева (кафедра «Управление эксплуатационной работой»).

 


Содержание Стр.

 

 

Комплексная эргономическая оценка АРМ.................................................................................................... 4

1. Основные этапы комплексной эргономической оценки........................................................... 4

2. Содержание комплексной эргономической оценки...................................................................... 5

Комплексные эргономические и гигиенические требования к организации АРМ с ВДТ и ПЭВМ................................................................................................................................................................................................................... 6

1. Эргономические требования.................................................................................................................................. 6

1.1 Антропометрические требования.................................................................................................................................. 6

1.2. Эргономические требования к размещению........................................................................................................... 7

органов управления (ОУ).......................................................................................................................................................... 7

1.2.1. Общие требования.......................................................................................................................................................... 7

1.2.2. Требования к рабочему столу...................................................................................................................................... 9

1.2.3. Требования к рабочему стулу (креслу).................................................................................................................... 11

1.2.4.Требования к подставке для ног................................................................................................................................. 12

1.2.5. Требования к клавиатуре............................................................................................................................................ 12

1.2.6. Требования к пюпитру................................................................................................................................................. 12

1.3. Эргономические требования к размещению средств отображения информации (СОИ).................. 13

1.4. Требования к представлению символьной информации................................................................................ 14

1.5. Требования к цветовому кодированию.................................................................................................................. 15

2. Гигиенические требования.................................................................................................................................... 16

2.1. Требования к видеодисплейным терминалам и персональным ЭВМ...................................................... 16

2.2. Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ и ПЭВМ......................................................................... 16

2.3. Требования к микроклимату, содержанию аэрионов и вредных химических веществ в воздухе помещений эксплуатации ВДТ и ПЭВМ.................................................................................................................................................. 17

2.4. Требования к освещению помещений и рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ..................................................... 17

2.5. Требования к шуму и вибрации на рабочих местах с ВДТ и ПЭВМ........................................................... 17

2.6. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ............................................ 18

2.7. Требования к организации режима труда и отдыха......................................................................................... 18

2.8. Требования к организации медицинского обслуживания пользователей ВДТ и ПЭВМ................. 19

Список использованных нормативных документов........................................................................ 20


Комплексная эргономическая оценка АРМ

Основные этапы комплексной эргономической оценки

Комплексная эргономическая оценка должна включать в себя несколько этапов, необходимость которых обусловлена действующими эргономическими и санитарно-гигиеническими требованиями.

На начальном этапе проводится натурное обследование и создается описание АРМ, в котором отражается назначение АРМ, функции и управляющие действия оператора, выполняемые на нем.

На втором этапе производятся измерения и масштабно-графическое моделирование размеров АРМ и размещения КТС.

Третий этап - оценочный. С использованием комплекса нормативов, учитывающих возможности зрения, антропометрические данные человеческого тела, определяются имеющиеся на АРМ отклонения от требований этих нормативов.

 

В ходе проработки каждого этапа подробно рассматривается соблюдение группы единичных требований, предъявляемых к АРМ. К этим требованиям относятся:

1. Габаритные размеры рабочего места.

Рабочее место с ВДТ и ПЭВМ должно обеспечивать оператору возможность удобного размещения для выполнения всего комплекса работ в положении сидя и не создавать перегрузок в работе костно-мышечной системы.

Взаимное расположение элементов рабочего места должно обеспечивать необходимые зрительные и звуковые связи между оператором и оборудованием.

Проверка соблюдения требований к конструкции рабочего места проводится в соответствии с:

ГОСТ 12.2.032-78 "Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования";

ГОСТ Р 50923-96 "Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования к производственной среде. Методы измерения."

2. Расположение ОУ относительно зон досягаемости и углов зрения в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

ОУ должны располагаться в пространстве удобной досягаемости для рук и ног, в пределах которого они будут также и хорошо зрительно воспринимаемы, если голова и глаза оператора неподвижны или требуется незначительное их перемещение.

При размещении ОУ следует выполнять условие расположения ОУ в зависимости от частоты обращения к ним, используя следующие категории:

- очень часто;

- часто;

- редко.

Наиболее важные и часто используемые ОУ следует располагать в зоне легкой досягаемости: ОУ частого использования следует размещать в зоне досягаемости для грубой точной работы и зоне досягаемости ладони.

Редко используемые ОУ можно размещать в периферийных зонах досягаемости (зона досягаемости пальцев вытянутой руки и максимальной зоне досягаемости).

Оценка соответствия с антропометрическими данными человека (включая усредненные антропометрические данные мужчин и женщин) параметров размеров рабочей поверхности оборудования осуществляется с использованием:

ГОСТ Р 50923-96 "Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования к производственной среде. Методы измерения";

СанПиН 2.2.2. 542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".

3. Расположение СОИ относительно нормированных углов зрения в горизонтальной и вертикальной плоскостях при рабочей позе сидя, а также относительно расстояний от глаза оператора до информационных поверхностей.

Лицевые поверхности индикаторов должны быть расположены в оптимальной зоне информационного поля в плоскости, перпендикулярной нормальной линии взора (НЛВ) диспетчера.

Допускаемое отклонение от этой плоскости - не более 450.

4.Соответствие расположения ОУ и СОИ относительно друг друга и человека.

ОУ и СОИ необходимо расположить так, чтобы при их поочередном или совместном использовании оператор совершал как можно меньше лишних движений и имел беспрепятственный и удобный доступ (как мануальный, так и зрительный).

ОУ и функционально связанные с ними индикаторы должны располагаться вблизи друг друга функциональными группами таким образом, чтобы ОУ или рука оператора при манипуляциях с ними не закрывала индикатора. При этом ОУ следует размещать в соответствии с последовательностью действий, выполняемых диспетчером.

ОУ, применяемые только для технического обслуживания и регулировки, должны размещаться отдельно от остальных ОУ или быть изолированными от диспетчера на период выполнения им основной работы.

5. Знаковая (символьная) информация.

Проверяются требования к высоте символов, их расположению на информационных поверхностях, уровню контраста и т.д.

6. Цветовое кодирование.

Проверяется соблюдение требований к применению цвета, соотношению яркостей фона и символов и т.п.

При оценке условий работы зрительного анализатора на этапах 3, 5, 6 также используется база отсчета, рекомендованная ГОСТ Р 50948-96 "Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности".

Одним из этапов комплексной эргономической и санитарно-гигиенической оценки АРМ является оценка условий труда диспетчера.

На диспетчера воздействуют различные группы опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ). Поскольку основными ОВПФ для диспетчерского персонала являются психологические нагрузки, то частичное ослабление (устранение) ОВПФ возможно за счет информационной разгрузки.

2. Содержание комплексной эргономической оценки

На основе материалов комплексной эргономической оценки, представляющей собой ряд взаимосвязанных этапов измерений и сопоставлений, полученных фактических значений с нормативными параметрами, для рассматриваемого АРМ составляется словесное описание отклонений, выявленных по каждой группе требований.

Масштабное графическое моделирование выполняется в двух или трех проекциях (вид сверху, вид сбоку, вид спереди), что позволяет при сопоставлении проекций нормативных зон досягаемости и углов зрения в горизонтальной и вертикальной плоскостях с фактическим положением ОУ и СОИ выявить нарушение требований.

Результатом комплексной эргономической оценки АРМ является оценка отклонений от показателей единичных требований, установленных в нормативных документах, и разработка рекомендаций по приведению фактических значений этих единичных требований к установленным нормам.

На заключительном этапе реализации методики разрабатываются научно-обоснованные рекомендации по приведению организации АРМ в соответствие с комплексными эргономическими и санитарно-гигиеническими требованиями.

Рекомендации должны включать исходную (существующую) масштабную графическую модель компоновки АРМ; рекомендуемую масштабную графическую модель; описание выявленных нарушений и текстовые пояснения и рекомендации.

Помимо всесторонней эргономической оценки АРМ, на рабочих местах следует провести социологическое обследование работников в форме анкетирования, с целью получения и обобщения оценок со стороны диспетчерского персонала, работающего на них.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: