1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом детей).
Игры-занятия проводятся с подгруппой детей на большом световом столе.
Психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть Мишутка. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Психолог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.
Ведущий сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; выполняют вместе со взрослым — “рука в руке”.
2. Игра с Мишуткой. Мишутка приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана). При работе с дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью Мишутки обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.
Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Мишутка хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ним в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.
Способы работы с песком:
1) Способы засыпания рабочего стола:
- просеивание (сквозь пальцы)
- расхлопывание ладошкой
- дождик (сыпем из кулачка)
- торнадо (сыпем из двух кулачков)
- волна
2) Техника рисования песком (основные приёмы):
- Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
- Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;
- Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
- Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;
- Особенности в работе с песком на световых столах:
- Рисование отличается простотой
- Песочное рисование это – КРАСОТА!
- Пластичность
- Уменьшение стресса
- Воздействие светом, цветом, музыкой
Организационный момент:
Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление:
В ладошки наши посмотрите,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А ещё желательно
Делать всё внимательно!
(А.Густышкин)
3. Правила поведения в песочнице
- Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
- Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
- После игры надо помочь Мишутке убрать все игрушки на свои места.
- После игры в песке надо помыть ручки.
4. Упражнение вводное “Здравствуй, Песок!”
Цель: снизить психофизическое напряжение.
Ведущий от имени Мишутки просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребёнок:
Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу
Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной
Перетираем песок между пальцами и ладонями
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку:
“С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка...”
Дети описывают и сравнивают свои ощущения:
- “приятно - неприятно”
- “колючее – шершавое - гладкое”
Катаем гладкий и массажный мяч.
4. Ритуал прощания
- Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем Мишутке, чем мы занимались.
Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.
- Мишутка любит вас, а вы его?
Дети обнимают Мишутку и говорят: “Как я тебя люблю”.
- До свидания, я буду вас ждать.
4. Учебно-тематический план программы дополнительного образования “Магия песка”
Месяц | Кол.зан. | Лексическая тема | Возраст 3-4 и кол-во часов |
Сентябрь | Знакомство с песком. Свойства песка. | 0,15 | |
“Воздушные шары” | 0,15 | ||
“Солнышко” | 0,15 | ||
“Тучка и дождик” | 0,15 | ||
Октябрь | “Лесенка” | 0,15 | |
“Арбуз” | 0,15 | ||
“Яблоня” | 0,15 | ||
“Ёжик” | 0,15 | ||
Ноябрь | “Лес. Ёлка” | 0,15 | |
“Клубок” | 0,15 | ||
“Овечка” | 0,15 | ||
“Неваляшка” | 0,15 | ||
Декабрь | “Снеговик” | 0,15 | |
“Снежинка” | 0,15 | ||
“Новогодняя ёлочка” | 0,15 | ||
“Улыбка” | 0,15 | ||
Январь | Морской мир “Морской лес”, “Звезда” | 0,15 | |
Морской мир “Осьминог” | 0,15 | ||
Морской мир “Кит” | 0,15 | ||
Морской мир “Рыбка” | 0,15 | ||
Февраль | “Город” | 0,15 | |
“Корабль. Море” | 0,15 | ||
“Машина” | 0,15 | ||
Самолёт | 0,15 | ||
Март | “Торт со свечами” | 0,15 | |
“Цветы для мамы” | 0,15 | ||
“Сердечко” | 0,15 | ||
“Кот с усами” | 0,15 | ||
Апрель | “Вертолёт” | 0,15 | |
“Ракета. Комета” | 0,15 | ||
“Мухомор” | 0,15 | ||
“Петушок” | 0,15 | ||
Май | “Цыплёнок” | 0,15 | |
“Лягушка” | 0,15 | ||
“Бабочка” | 0,15 | ||
“Божья коровка” | 0,15 | ||
Итого | 9ч. |
Содержание работы с детьми 3-4 лет.
Месяц | Кол. | Название | Задачи | Содержание |
Сентябрь | Знакомство с песком. Свойства песка. | Знакомство | Упражнение “Здравствуй, песок!” | |
“Воздушные шары” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение рисовать прямые вертикальные прямые и волнистые линии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Солнышко” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение проводить прямые линии в разных направлениях. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Тучка и дождик” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение рисовать прямые вертикальные линии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
Октябрь | “Лесенка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение проводить прямые горизонтальные линии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
“Арбуз” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Яблоня” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Втирание указательным пальцем или насыпание из кулачка кругов – яблоки. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Ёжик” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение проводить прямые линии в разных направлениях. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
Ноябрь | “Лес. Ёлка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение проводить прямые наклонные линии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
“Клубок” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование спирали закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Овечка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование спирали закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Неваляшка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование кругов кулачком. Украшение. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
Декабрь | “Снеговик” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование кругов кулачком. Украшение. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
“Снежинка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение проводить пересекающиеся линии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Новогодняя ёлочка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Умение проводить прямые наклонные линии. Рисование указательным пальцем кругов. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Улыбка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование дуги. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
Январь | Морской мир “Морской лес”, “Звезда” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
Морской мир “Осьминог” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
Морской мир “Кит” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
Морской мир “Рыбка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
Февраль | “Город” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания ребром ладони, насыпания из кулачка. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
“Корабль. Море” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Машина” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Самолёт” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
Март | “Торт со свечами” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Рисование вертикальных линий. Умение рисовать прямые вертикальные линии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
“Цветы для мамы” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Сердечко” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Кот с усами” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги. Умение проводить прямые линии в разных направлениях. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
Апрель | “Вертолёт” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
“Ракета. Комета” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Мухомор” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого потенциала 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Петушок” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого потенциала 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Дуги. Чувство симметрии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
Май | “Цыплёнок” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого потенциала 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | |
“Лягушка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Бабочка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
“Божья коровка” | 1.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности 2.Развитие воображения и творческого мышление 3.Развитие всех ВПФ 4.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | ||
Итог: | 9 часов |
Литература
1. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз – Дидактика, 2007 – 144 с.
3. Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.
5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2013. – 72 с. (Психологическая служба).
6. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2014. – 136 с. (Психологическая служба)