Ясельного и дошкольного возраста




ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МЕБЕЛИ, ОБОРУДОВАНИЯ

И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ МЕСТ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Правильное оснащение воспитательно-образовательных учреждений мебелью имеет важное значение как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процессов.

Гигиенические требования, предъявляемые в детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, гигиены, физиологии и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата.

Одним из основных требований является соответствие размеров мебели росту и пропорциям тела ребенка. При нарушении этого требования увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, возрастает напряжение мышц, обеспечивающих поддержание вынужденной неудобной позы.

Необходимым условием для поддержания физиологически рациональной позы является соответствие мебели антропометрическим данным физически нормально развитых детей и подростков.

Вопросы подбора мебели в соответствии с ростом детей, ее маркировки, расстановки в учебных помещениях, рассаживания детей в соответствии с состоянием зрения, слуха, оценка посадки детей являются важной составной частью деятельности санитарного врача по гигиене детей и подростков по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения. Статья 22 "Условия воспитания и обучения граждан" Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" требует обеспечить в учебных заведениях условия для сохранения и укрепления здоровья граждан и профилактики заболеваний, а также соблюдения санитарных правил.

Врач по гигиене детей и подростков осуществляет гигиенический контроль за изготовлением и использованием мебели для детей на основе действующих Санитарных правил и норм, а также ГОСТов.

В процессе гигиенического контроля за условиями обучения детей врач должен оценить правильность подбора мебели в классе, ее расстановку и рассаживание учащихся исходя из состояния здоровья, посадку учащегося за школьной мебелью.

Подбор и маркировка мебели

В детском дошкольном учреждении

В групповых помещениях для детей 1,5 лет и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах: 4-местные столы - для детей младшей и средней групп, 2-местные столы с изменяющимся наклоном крышки до 300 - для детей старшей и подготовительной групп.

Стулья должны быть в комплекте со столом - одной группы мебели, которая должна быть промаркирована. Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей (таблица 5.1.1).

 

Таблица 5.1.1.

Основные размеры столов и стульев для детей

ясельного и дошкольного возраста

 

Группа роста детей (мм) Группа мебели Высота стола (мм) Высота стула (мм)
до 850      
свыше 850 до 1000      
с 1000-1150      
с 1150-1300      
С 1300-1450      

 

 

Для организации настольных игр детей 1,5-3 лет используют подоконные ленточные и учебные столы. Для детей этой возрастной группы в групповых следует предусмотреть физкультурное оборудование: лестницу-стремянку (высота - 1,0 м, ширина - 0,9 м, расстояние между перекладинами - 0,13 м), гимнастическую стенку (высота - 1,5 м, ширина - 1,3 м, расстояние между перекладинами - 0,15 м), снаряды для пролезания, ребристые доски, гимнастические скамейки и т.п.

Физкультурное оборудование и инвентарь для детей ясельного и дошкольного возраста следует сгруппировать в виде спортивного уголка.

При оборудовании групповой соблюдают следующие требования:

- столы для занятий устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места,

для леворуких детей – правостороннее освещение рабочего места;

- четырехместные столы устанавливают не более чем в 2 ряда;

- двухместные столы - не более чем в 3 ряда;

- расстояние между рядами столов - не менее 0,5 м;

- расстояние первого ряда столов от светонесущей стены - 1 м;

- расстояние от первых столов до доски - 2,5-3 м, (угол рассматривания должен составлять не менее 450);

- высота нижнего края настенной доски над полом - 0,7-0,8 м;

- размер настенной доски - 0,75-1,5 м.

На занятиях детей рассаживают с учетом состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью - за первые столы, соответствующие их росту.

Спальни оборудуют стационарными кроватями. Кровати для детей до 3 лет должны иметь:

- длину - 120 см;

- ширину - 60 см;

- высоту ограждения от пола - 95 см;

- ложе с переменной высотой от пола - на уровне 30 см и 50 см.

Следует предусмотреть возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее, чем на 15 см.

Возможность использования новых типов облегченных трансформируемых одноуровневых кроватей допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии действующим санитарным правилам.

Длина кровати для детей 3-7 лет составляет - 140 см, ширина - 60 см и высота – 30 см. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют. В ДОУ, выстроенных по старым типовым проектам, при отсутствии спален допускается организовывать дневной сон для детей в групповых помещениях на раскладных кроватях с жестким ложем.

Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м.

Использование встроенной мебели допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: