III. Знакомство с жанром музыкального портрета.




II. Рассказ о творческом содружестве композиторов «Могучая кучка»

- Более ста лет назад, во второй половине XIX века, в русском искусстве появились два замечательных содружества передовых художников и музыкантов.

Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение народного творчества, за создание национальной русской музыки в традиции, заложенной Михаилом Ивановичем Глинкой, который в своих произведениях рассказывал о жизни простого народа и развивал русскую национальную музыку, опираясь на фольклор.

Союз этих композиторов назвали «Могучей кучкой»

В содружество входили: талантливый двадцатилетний музыкант Милий Алексеевич Балакирев молодой военный инженер Цезарь Антонович Кюи восемнадцатилетний гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский, учёный-химик Александр Порфирьевич Бородин и совсем ещё юный моряк Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Во главе кружка встал Милий Алексеевич Балакирев Михаил Иванович Глинка считал его своим преемником в русской музыке.

Композиторы «Могучей кучки» по праву считали себя наследниками М.И. Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки. С любовью и бережностью молодые композиторы собирали и изучали русские народные песни и использовали их в своём творчестве.

Название «Могучая кучка» им дал известный русский искусствовед Владимир Васильевич Стасов написав в своей статье после одного из концертов: «Сколько поэзии, чувства, таланта у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов…». Именно Стасов вдохновлял композиторов на создание новых музыкальных полотен.

В то же время лучшие русские художники создали Товарищество передвижных выставок. Они хотели писать картины о народе и для простого народа. Передвижные художественные выставки организовывались во многих городах и сёлах России.

«Кучкисты» и передвижники рассказывали в своих произведениях о простых людях, их страданиях, унижениях. Они не только правдиво показывали жизнь своего народа, но и выносили в искусстве общественное порицание отрицательным явлениям жизни.

Передовые художники и композиторы воспевали неповторимую красоту родного края, создавали портреты лучших людей своего времени. Горячей любовью к Родине и мечтой о её светлом будущем проникнуты многие картины и музыкальные произведения.

Из всех композиторов «Могучей кучки» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский который проявлял особенно большой интерес к народной жизни и к русскому человеку. Он создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывается неповторимость русского характера. Эти образы живут в его произведениях.

О таких образах – музыкальных портретах – мы и поговорим на наших уроках.

III. Знакомство с жанром музыкального портрета.

- Сегодня мы познакомимся с «Песней Варлаама » из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского.

- что такое опера? (Музыкальный спектакль, где всё действие происходит под музыку и пение)

- Где и когда она возникла? (1600 г., во Флоренции)

- Кто написал первую оперу? (Клаудио Монтеверди)

- А из каких музыкальных номеров состоит опера? (оркестровые эпизоды, хоровые эпизоды, арии, ансамбли)

- Песня Варлаама – это тоже один из номеров в опере «Борис Годунов», который мы сейчас послушаем. Это очень интересный персонаж в опере. ВАРЛААМ – беглый монах, пожелавший свободной разгульной, веселой жизни. Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он не отказал себе в удовольствии зайти в корчму, чтобы сытно откушать. Испив вина, Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного.

- Это потрет Ильи Репина «Протодьякон» (это старший помощник священника при совершении церковной службы). На картине изображён огромный, разгульно живущий, любящий выпить и поесть, гигантское пузо- центр картины, сильная рука, сжимающая посох, красный нос пьяницы. Обращает на себя внимание злой взгляд сытого, безразличного к другим людям человека (такой никого не пожалеет, думает только о себе), его душа – душа разбойника.

- Ребята, Варлаам поёт песню не про себя.

Как манера исполнения выдаёт характер героя?

(Низкий голос певца, его густой бас, постоянно громкое звучание песни, грозные, звероподобные интонации в голосе, дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели людей.)

- Какие краски симфонического оркестра использовал композитор для передачи характера Варлаама?

(Разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, быстрый темп, использование разных регистров в оркестре, которые постоянно мечутся вверх – вниз.)

- Итак, ребята, проанализировав «Песню Варлаама», мы подобрали к ней эпитеты, которые характеризуют нам Варлаама, создали цветовую гамму, больше всего подходящую к этому образу, нашли даже портрет, схожий, по-нашему мнению, с образом Варлаама – беглого монаха-разбойника. А теперь давайте ещё раз послушаем музыкальный портрет Варлаама и осознанно сопоставим его с репинским «Протодьяконом».

(Слушание «Песни Варлаама»)

- Скажите, ребята, схожи друг с другом образ Варлаама и образ Протодькона? (Да)

- Действительно, репинский «Протодьякон» очень похож на Варлаама. Это признавал и сам композитор. Увидев однажды картину «Протодьякон», Мусоргский воскликнул: «Да это же мой Варлаамище!». Однако, своего Варлаама композитор писал не по картине «Протодьякон», а Репин своего «Протодьякона» - не по образу Варлаама. Почему же и Мусоргский своего Варлаама и Репин своего «Протодьякона» написали так похоже?

(Потому что, и Мусоргский, и Репин, правдиво изображали жизнь во всём её многообразии, стремясь как можно точнее передать тот или иной образ.)

h ttps://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=70fcbf94b32ab9b24edf41e92f52c727&n=13

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: