Эмоции, эмоциональное реагирование, классификация эмоций




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ АДАПТАЦИИ

Эмоции, эмоциональное реагирование, классификация эмоций

Содержание и сущность адаптации, её нарушение

Взаимосвязь эмоционального реагирования и нарушения адаптации

. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫУ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ АДАПТАПЦИИ

Качественные методы диагностики эмоционального реагирования у лиц с нарушением адаптации

Методы психологического тестирования эмоциональной сферы у лиц с нарушением адаптации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема курсовой работы на сегодняшний день является актуальной, так как общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблемы социальной дезадаптации. Для повышения эффективности социальной работы с различными категориями граждан необходимо учитывать динамику развития общественных процессов, главным образом, реакцию потенциальных клиентов на те или иные события.

На современном этапе организация социальной работы происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России. Именно они в большинстве своём являются причиной нарушения адаптации клиента.

Деятельность социальной работы должна строиться с учётом психологических особенностей клиента. Данное исследование актуально, так как:

¾ необходим детальный анализ самого явления эмоционального реагирования и выявление особенностей реагирования при дезадаптации;

¾ требуется анализ проблемы внедрения и применения методик работы с лицами с нарушением адаптации.

Противоречие состоит в том, что социальная сфера нуждается в более детальном применении знаний об эмоциональном реагировании, но пока этому не уделяется должного внимания.

Цель работы - изучить особенности эмоционального реагирования и методы диагностики эмоционального реагирования у лиц с нарушением адаптации.

Объект исследования: эмоциональная сфера личности.

Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы у лиц с нарушением адаптации.

Задачи исследования:

. Изучить понятия «эмоции», «эмоциональное реагирование», виды эмоций.

. Изучить сущность и содержание адаптации, и ее нарушение.

. Изучить взаимосвязь эмоционального реагирования и нарушения адаптации.

. Рассмотреть качественные методы диагностики эмоционального реагирования у лиц с нарушением адаптации.

. Охарактеризовать методы психологического тестирования эмоциональной сферы у лиц с нарушением адаптации.

Методы исследования:

¾ наблюдение;

¾ нестандартизированая беседа;

¾ тест выявления степени выраженности депрессии Д. Бернса;

¾ методик самооценки эмоций А. Уэссман и Д. Рикс;

¾ цветовой тест М. Люшера.

 


 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ АДАПТАЦИИ

Эмоции, эмоциональное реагирование, классификация эмоций

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для нас. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции [9, с. 393].

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности [15, с. 9].

Эмоции - это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека [9, с. 394].

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека [9, с. 393].

Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом) [7, с. 16].

Нам представляется, что маркировка эмоционального реагирования тем или иным знаком в качестве постоянной его характеристики не оправдывает себя и лишь вводит людей в заблуждение. Положительными или отрицательными бывают не эмоции, а их влияние на поведение и деятельность человека, а также впечатление, которое они производят [14, с. 526].

Немаловажную роль играет понятие интенсивности эмоционального реагирования. Высокая степень положительного эмоционального реагирования называется блаженством. Например, человек испытывает блаженство, греясь у огня после долгого пребывания на морозе или, наоборот, поглощая холодный напиток в жаркую погоду. Для блаженства характерно, что приятное ощущение разливается по всему телу [7, с. 20].

Эмоциональное реагирование может быть различной длительности: от мимолетных переживаний до состояний, длящихся часы и дни. Как характеристику эмоционального реагирования рассматривают и предметность. Приятным или тягостным бывает нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое. Так называемые беспредметные эмоции обычно тоже имеют предмет, только менее определенный (например, тревогу может вызвать ситуация в целом: ночь, лес, недоброжелательная обстановка) или неосознаваемый (когда настроение портит неуспех, в котором человек не может признаться). С последним положением можно поспорить. Бывает плохое настроение, которое трудно объяснить. А если мы не можем этого сделать, значит, мы не можем приурочить его к определенному предмету, объекту [7, с. 26].

До сих пор имеются большие трудности в выделении разных видов эмоционального реагирования, чему во многом способствует терминологическая неразбериха. По мнению В. К. Вилюнаса, это является свидетельством того, что «феноменологический материал, объяснить который призвана теория эмоций, не обладает отчетливо различимыми признаками, которые могли бы обеспечить некоторую единую изначальную его группировку и упорядочивание».

Вилюнас отмечает, что можно выделить два основных подхода во взглядах на эмоциональное реагирование. В одном случае оно не является чем-то специфичным и, сопутствуя всякому психическому процессу, выполняет универсальную роль. В другом случае эмоциональное реагирование рассматривается как самостоятельный феномен, частный механизм реагирования и регуляции, означающий, что в нормальном протекании существования животного и человека произошли какие-то отклонения. Так же отмечено, что внутренние сигналы организма вызывают сдвиги эмоциональности в положительном или отрицательном направлениях в том случае, если они выходят за пределы обычных значений. Таким образом, нарушение внутреннего гомеостаза приводит к появлению эмоционального реагирования. А это свидетельствует в пользу того, что эмоциональное реагирование является самостоятельным феноменом [2, с. 96].

Эмоции - это психофизиологический феномен, поэтому о возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания и т. д.) и психомоторики: мимике, пантомимике (позе), двигательным реакциям, голосу [11, с. 463].

Особое внимание физиологическим проявлениям уделяли в своей теории эмоций У. Джемс и Г. Ланге, которые доказывали, что без физиологических изменений эмоция не проявляется. Так, Джемс пишет: «Я совершенно не могу вообразить, что за эмоция страха останется в нашем сознании, если устранить из него чувства, связанные с усиленным сердцебиением, коротким дыханием, дрожью губ, с расслаблением членов, «гусиной» кожей и возбуждением во внутренностях. Может ли кто-нибудь представить себе состояние гнева и вообразить при этом тотчас же не волнение в груди, прилив крови к лицу, расширение ноздрей, стискивание зубов и стремление к энергичным поступкам, а, наоборот, расслабленные мышцы, ровное дыхание и спокойное лицо? Автор, по крайней мере, безусловно не может этого сделать [19].

Выраженность физиологических сдвигов зависит не только от интенсивности эмоционального реагирования, но и от его знака. Д. Лайкен приводит сводку экспериментальных данных об изменении вегетатики, в том числе и гормонов в крови, при различных эмоциональных состояниях. В частности, обнаружено, что при эмоциях стенического типа выделяется адреналин (эпинефрин), а при эмоциях астенического типа - норадреналин (норэпинефрин).

Однако изучение положительного эмоционального тона ощущений (удовольствия) затруднено, так как возникающие при этом изменения в организме чрезвычайно бедны. Приятные звуки не дают сколько-нибудь четких кожно-гальванических и сосудистых реакций, в отличие от неприятных звуков. Такие же результаты получены при использовании приятных и неприятных запахов.

Таким образом, одна и та же эмоция может сопровождаться у разных людей противоположными изменениями вегетатики, а, с другой стороны, разные эмоции могут сопровождаться одинаковыми вегетативными сдвигами [7, с. 40]. Наличие при выраженных эмоциональных переживаниях физиологических изменений дает основание рассматривать эмоциональные реакции как состояния. Однако в отличие от переживаний, дающих качественную и модальностную характеристику возникшей эмоциональной реакции, физиологические изменения такую возможность предоставляют не всегда [7, с. 46].

Выделяют следующие функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее [20].

Выделяют три вида эмоций как формы переживания чувств: аффекты, настроения и собственно эмоции.

Аффект - это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками - потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Дезорганизующая роль аффекта может отразиться на моторике, выразиться в дезорганизации моторного аспекта деятельности в силу того, что в аффективном состоянии в нее вклиниваются непроизвольные, органически детерминированные, реакции [32, с. 55].

Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно еще отметить настроение. Под настроением разумеют общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в «строе» всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно - иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно, - это, во-первых, и, во-вторых, - оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние [11, с. 69].

Эмоции - это выражение в осознанном переживании отношения человека к миру. Опредмеченность чувств находит себе высшее выражение в том, что сами эмоции дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся [2, с. 105].

 

Содержание и сущность адаптации, её нарушение

адаптация эмоциональный реагирование психологический

Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio - прилаживание, приспособление. Впервые был введен Г. Аубертом и активно употребляется в медицинской и психологической литературе. В широком смысле адаптация понимается, как свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды [3, с. 10].

Адаптация - процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой, что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду [4, с. 101].

В зависимости от того, какой уровень взаимодействия человека со средой рассматривает тот или иной автор, выделяют различные виды адаптации. Так при изучении биологической адаптации в центре внимания находятся изменения в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению раздражителей. Физиологическая адаптация касается перестройки соответствующих систем организма. Психологическая адаптация раскрывается как приспособление к условиям и задачам на уровне психических процессов. Под социальной адаптацией понимается постоянный процесс введения индивида в общество, процесс приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса [17, с. 296].

Поскольку социальная адаптация - это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация - это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации - нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду [17,с. 328].

Дезадаптация приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностными и внутриличностными конфликтами.

Диагностическими критериями дезадаптации являются нарушения в профессиональной деятельности и в межличностной сфере, а также реакции, выходящие за пределы нормы и ожидаемых реакций на стресс (агрессия, депрессия, аутизм, тревожность и др.).

Эти критерии находят свое отражение в различных определениях дезадаптивного поведения, например в кратком словаре-справочнике «Отклоняющееся поведение молодежи» дезадаптация определяется как «поведение, неадекватное нормам и требованиям ближайшего окружения» [8, с. 252].

Причинами возникновения состояния дезадаптированности являются:

¾ пережитый психосоциальный стресс;

¾ пережитые экстремальные ситуации - травматические ситуации, в которых человек участвовал непосредственно как свидетель, если они были связаны с восприятием смерти или реальной ее угрозы, тяжелых травм и страданий других людей (или своей собственной), испытывая при этом интенсивный страх, ужас, чувство беспомощности (подобные ситуации вызывают особое состояние - посттравматическое стрессовое расстройство);

¾ неблагополучное включение в новую социальную ситуацию или нарушение устоявшихся взаимоотношений в группе [4, с. 98].

Однако, социальная дезадаптация - процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков [17, с. 340].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: