Будучи блестящим теоретиком государственного устройства, В.Гумбольдт реализует концепцию классического национального университета как оплота всех передовых идей государственного развития, развития науки и образования. Университет становится оплотом воплощения главных принципов государственного строительства: принципа свободы и свободного развития индивидуальности и принципа самоуправления. Сам он не имел университетской степени, но считался самым образованным человеком эпохи.
1809-1810 гг. - министр образования Пруссии.
1)Им была проведена реформа гимназии.
2)Основание Берлинского университета.
Преобразования:
1)Возвращен акцент на дискуссию - как в Средние века.
2)Акцент на новизну диссертаций.
Берли́нский университе́т и́мени Гу́мбольдта — старейший из четырёх университетов Берлина. Основан 16 августа 1809 года по инициативе Вильгельма фон Гумбольдта. Был переименован в 1828 год - университет Фридриха Вильгельма – прусского короля Фридриха Вильгельма III.
1849 год - университет Александра и Вильгельма фон Гумбольдта
Принципы:
1)фундаментальность образования
2)академическая свобода в преподавании и исследовании
3)обучение через исследование. Цель - не столько образование, сколько приумножение нового знания.
4)отказ от господства эмпирической науки
5)автономность образовательного учреждения
6)господство гуманитарного знания.
7) Свобода посещаемости. Акцент на самостоятельном общении с преподавателями. Должность приват-доцента, индвидуальное общение со студентами, научное руководство.
8)Были введены спецкурсы
В состав университета входило 7 факультетов: философский, юридический, теологический, медицинский и позже фармацевтический, зубоврачебный и сельскохозяйственный. Это значит, что структура университета полностью отвечала классической организации. Однако под влиянием прогрессивных философов того времени Г. Гегеля в университете получили развитие естественно-научные дисциплины.
Преподаватели из Йенского университета:
Ректором сначала был немецкий философ Иоганн Фихте, после него - Гегель.
Немецкий философ Фридрих Шлейермахер: «Университет должен пробуждать идею учености среди благородной молодежи».
Выпускник должен:
1)Владеть практическими навыками (лабораторные работы)
2)Иметь философские знания
3)Обладать стратегическим видением
4)Иметь опыт дискуссии
Университеское образование:
-Становилось очень престижным
-Поднималась плата за обучение
-Профессора сколачивают огромные состояния
-Аристократизация - как следствие увеличение ценза
-Сословие "мандаринов" становится наследственным
Финальный аккорд - написание диссертации (её можно было писать даже дома)
Процедура защиты:
Экспертный анализ. Академическая мобильность. Формируется понятие академической школы => группа ученых => передача из поколения в поколение тех или иных идей.
Билет 1. Первые колледжи Британской Северной Америки в XVII в.
Колледж Вильяма и Мэри.
1)Колледж был учреждён в 1693 году королевской хартией Вильгельма и Марии в Виргинии. Колледж Вильгельма и Марии был создан под патронатом англиканской церкви. Студенты были обязаны являться членами Церкви Англии. Профессора были обязаны декларировать приверженность тридцати девяти статьям – вероучительный документ англиканской церкви.
2)Колледж получал проценты от пошлин и от генеральной ассамблеи – представительное собрании в Виргинии. Доход: путем налога пенни за фунт табака, экспортируемого из штата Мэриленд и Виргинии в другие страны.
3)Председатель – шотландский миссионер James Blair. Он имелправо голоса в генеральной ассамблее.
4)По уставу колледжа – кафедры: математика, этика, богословие, греческий, латинский языки. Добавились: греческие изящные искусства, медицина, кафедра права.
5) Кафедра для обучения индейцев.
6)Среди выпускников: Томас Джефферсон. Там преподавал американский поэт Джордж Уитт – участник какого-то движения. Учитель Томаса Джефферсона.
7) Жителям штата – скидка на обучение. Если из другого штата, то плати больше.
Колледж Гарвардский
Гарвард был основан в 1636 году в штате Массачусетс. Назван в честь английского миссионера Джона Гарварда. (Джон Гарвард никогда не был основателем университета, а лишь одним в очереди его благотворителей. Колледж, выросший в университет, был основан из даров Джона Гарварда: он отдал колледжу свои книги и половину имения). Хотя он никогда официально не был связан с церковью, в колледже обучалось главным образом унитарное и конгрегационалистское духовенство. В 1643 году английская аристократка Энн Рэдклифф учредила первый фонд для поддержки научных исследований. В течение XVIII века программы Гарварда становились более светскими и к концу XIX века колледж был признан центральным учреждением культуры среди элиты Бостона.