Тема 1. Понятие уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительной политики. Уголовно-исполнительное законодательство.




Вопросы:

1. Понятие и содержание уголовно-исполнительной политики. Ее цели, задачи, тенденции современного развития.

2. Понятие уголовно-исполнительного права, его цели, задачи и принципы.

3. Система уголовно-исполнительного законодательства. УИК и иные нормативные акты в области регулировании исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

4. Действие уголовно-исполнительного законодательства.

5. Система международно-правовых актов в области защиты прав человека и обращения с осужденными: их отражение в уголовно-исполнительно законодательстве.

В России произошла смена общественно-экономической формации и политической системы общества, что повлекло изменение стратегии основных направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной системы. В соответствие с показателями правового государства должна быть приведена вся система исполнения и отбывания наказания.

Стратегия уголовно-исполнительной политики в реализации этой цели заключается в следующих направлениях: гуманизации исполнения и отбывания наказания; демократизации деятельности исправительных учреждений; определении новых видов уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы; существенных преобразованиях в производственной деятельности исправительных учреждений; изменении установок на роль труда осужденных; привлечении общества в исправлении осужденных.

В настоящее время наибольшее распространение получила позиция, что уголовно-исполнительное право — самостоятельная отрасль права. Как любая самостоятельная отрасль, она должна иметь свои специфические, отличные от других отраслей права предмет и метод правового регулирования. В отличие от уголовного права, предмет регулирования уголовноисполнительного права многообразен и многообъектен. Прежде всего предметом регулирования уголовно-исполнительного права являются общественные отношения по регулированию порядка исполнения и отбывания наказаний, назначенных по приговору суда. Порядок исполнения наказания адресован главным образом администрации учреждений, исполняющих наказание в отношении осужденных. Данным вопросам посвящены отдельные главы УИК РФ, например гл. 12 «Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения». Порядок отбывания наказания регулирует в первую очередь права и обязанности осужденных, отбывающих те или иные виды наказания. Например, гл. 13 УИК РФ регламентирует условия отбывания наказания в исправительных учреждениях осужденными к лишению свободы. Другие разделы и главы УИК РФ, регулирующие порядок исполнения иных видов наказания, всегда содержат две группы норм: регламентирующие порядок отбывания наказания осужденными и порядок исполнения наказания администрацией учреждений, исполняющих данный вид наказания.

Исполнение и отбывание наказания — достаточно длительный процесс. В связи с этим уголовно-исполнительное законодательство регулирует целый ряд других общественных отношений, которые возникают в процессе исполнения наказания. К таковым следует отнести регламентирование правового статуса осужденных, которому посвящены гл. 2 Общей части и отдельные статьи и группы норм в иных главах и разделах УИК РФ. Уголовно-исполнительное законодательство регламентирует также правовой статус представителей администрации учреждений и органов, исполняющих наказание и иные меры уголовно-правового характера. Следует, однако, иметь в виду, что в рамках уголовно-исполнительного законодательства регулируются лишь отдельные составные части правового статуса администрации исправительных учреждений — те, в которой он связан с взаимодействием с осужденными в процессе исполнения наказания.

Так, уголовно-исполнительным законодательством регламентируются вопросы применения к осужденным: мер безопасности в виде использования физической силы, специальных средств и оружия; мер поощрения и взыскания; иных поощрительных мер (переводы в порядке прогрессивной системы отбывания наказания) и т.п. Не входят в предмет регулирования уголовноисполнительного права такие составляющие правового статуса представителей администрации и должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказание, как порядок приема, прохождения и увольнения со службы, правила материального обеспечения сотрудников и т.п. Они являются предметом регулирования права государственной службы.

В предмет регулирования уголовно-исполнительного права входят также общественные отношения по регулированию порядка освобождения осужденных от отбывания наказания и оказания им помощи, контроля за условно осужденными, лицами, к которым применена отсрочка отбывания наказания, лицами, освобожденными от отбывания наказания как условно досрочно, так и по отбытии наказания.

Согласно ч. 1 ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит из Уголовно-исполнительного кодекса РФ и других федеральных законов. Статья 4 УИК РФ также предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

Таким образом, национальное уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит из законодательства в узком смысле слова, т.е. законов как нормативных правовых актов высшей юридической силы, и системы подзаконных актов.

Законодательство в узком смысле слова также делится на два блока: кодифицированное и некодифицированное. Кодифицированное законодательство представлено Уголовно-исполнительным кодексом РФ, который был принят в декабре 1996 г. и вступил в действие 1 июля 1997 г. Некодифицированное законодательство представлено несколькими федеральными законами, которые так или иначе касаются регулирования процесса исполнения и отбывания наказания. Данные законы могут быть специализированными, т.е. касаться именно вопросов исполнения наказания. Примером такого закона является Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». К неспециализированному законодательству можно отнести достаточное количество законов, которые лишь отчасти касаются вопросов исполнения наказания. Например, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» относится к уголовно-исполнительному законодательству лишь в части осуществления прокуратурой надзора за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Согласно ст. 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации, в силу чего законы субъектов РФ по вопросам исполнения наказания не принимаются, и потому данный вид нормативных актов в систему российского уголовно-исполнительного законодательства не входит.

Подзаконные акты имеют весьма важное значение в системе уголовноисполнительного законодательства РФ. Поскольку федеральные органы исполнительной власти вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний, то в систему подзаконных нормативных актов входят нормативные акты всех уровней.

Первый уровень представлен указами Президента РФ. В качестве примера следует привести Указ Президента РФ от 08.10.1997 № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также Указ Президента РФ от 28.07.1998 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации». Не меньшее значение для функционирования уголовно-исполнительной системы имел и Указ Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».

Второй уровень подзаконных актов представлен нормативными актами Правительства РФ. Следует отметить, что именно Правительство РФ регламентирует все вопросы, которые так или иначе связаны с финансированием системы исполнения наказаний. Примерами могут служить постановления Правительства РФ: от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время»; от 15.10.2001 № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду». Кроме решения вопросов финансирования уголовно-исполнительной системы и обеспечения ее жизнедеятельности Правительство РФ утверждает положения о всех исправительных учреждениях, входящих и не входящих в уголовно-исполнительную систему. Так, постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 утверждено Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, а постановлением Правительства РФ от 04.06.1997 № 669 — Положение о дисциплинарной воинской части.

Третий уровень подзаконных нормативных актов образуют ведомственные нормативные акты, которые представлены прежде всего приказами, распоряжениями, инструкциями и иными актами, утвержденными Минюстом России. Ведомственное нормативное регулирование в системе уголовно-исполнительного законодательства представлено весьма широ- ко. Достаточно сказать, что в настоящее время количество таких актов более 150. Среди них, несомненно, наиболее значимыми являются: — правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказами Минюста России; — инструкции о порядке надзора за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях разного типа, утвержденные приказами Минюста России; 24 — многочисленные положения, регламенты, инструкции, иные подзаконные акты, регламентирующие правовой статус как осужденных, так и администрации исправительных учреждений. В некоторых случаях такие нормативные акты издаются Мин юстом России совместно с другими федеральными органами государственной власти. Примером может служить приказ Минздравсоцразвития и Мин юста России от 17.10.2005 № 640/190 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу». Четвертый уровень подзаконных актов, входящих в систему уголовноисполнительного законодательства, представлен локальными нормативными актами, значение которых для деятельности как осужденных, отбывающих наказание, так и для администрации исправительных учреждений, исполняющих наказание, трудно переоценить. Именно они, развивая и уточняя положения федеральных законов и нормативных актов большей юридической силы, регламентируют повседневную деятельность уголовно-исполнительной системы. Среди них следует выделить правила внутреннего распорядка конкретного исправительного учреждения, где осужденный отбывает наказание.

Разговор о системе национального уголовно-исполнительного законодательства был бы неполным без указания на еще один источник. Как отмечалось выше, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления не могут и не издают нормативные акты, связанные с исполнением наказания, в силу общефедерального статуса уголовноисполнительного законодательства. Однако в ст. 49 УК РФ, регламентирующую наказание в виде обязательных работ, введена норма, согласно которой вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Норма аналогичного содержания появилась и в ст. 50 УК РФ при назначении исправительных работ лицам, не имеющим постоянного места работы. Согласно данной норме осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. В последующем данные нормы появились и в УИК РФ.

Таким образом, УК РФ определил участие еще одного субъекта нормотворческой деятельности, который должен внести свой вклад в формирование системы уголовно-исполнительного законодательства в широком смысле слова, — органов местного самоуправления.

Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовноисполнительную политику. В ст. 15 Конституции РФ отмечено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Российская Федерация придерживается международных стандартов в области уголовно – исполнительного права. Подавляющая часть стандартов, относящихся к мерам, не связанным с лишением свободы, сосредоточена в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 г.

Однако большинство международных стандартов обращения с осужденными относятся к наказанию в виде лишения свободы. Основная часть стандартов в данной области содержится в Минимальных стандартных Правилах обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с заключенными 30 августа 1955 г.

Основные положения рассматриваемых стандартов можно разделить на следующие группы: 1) организация родовой и видовой классификации лиц, лишенных свободы; 2) организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы; 3) организация режима в местах лишения свободы; 4) организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы.

Литература:

Уголовно-исполнительное право России в 3 т. Том 1 + доп. Материал в ЭБС: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Е. Эминов [и др.]; под редакцией В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 300 с. — (Бакалавр. Специалист. Магистр). — ISBN 978-5-534-05161-2. https://biblio-online.ru/bcode/434410

Уголовно-исполнительное право России в 3 т. Том 2: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Е. Эминов [и др.]; под редакцией В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 240 с. — (Бакалавр. Специалист. Магистр). — ISBN 978-5-534-05162-9. https://biblio-online.ru/bcode/434411

Уголовно-исполнительное право России в 3 т. Том 3: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Е. Эминов [и др.]; ответственный редактор В. Е. Эминов, В. Н. Орлов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 202 с. — (Бакалавр. Специалист. Магистр). — ISBN 978-5-534-05163-6. https://biblio-online.ru/bcode/434416

Уголовно-исполнительное право. Практикум: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / И. Я. Козаченко [и др.]; под общей редакцией И. Я. Козаченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 302 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-05396-8. https://biblio-online.ru/bcode/433613

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: