Вторая проблема – выбор профессии и путей самореализации среди молодёжи.




Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в настоящее время.

 

Актуальность проекта продиктована самой жизнью. В сложившейся экономической ситуации значительные изменения претерпевает выбор профессии: на рынке труда появились новые и качественно изменились старые профессии. Возникло множество альтернативных учебных заведений. Процесс выбора профессии приобрел другую направленность. Выбор профессии – один из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека.

Данный проект направлен на профессиональное информирование подрастающего поколения, способствует реализации сетевого взаимодействия различных организаций, занимающихся вопросами образования, воспитания, занятости детей и молодёжи. Предполагает организацию разносторонней системной работы с ребёнком. Проект адресуется специалистам, ведущим профориентационную работу в библиотеках и общеобразовательных учебных заведениях.

 

Проект предназначен для решения нескольких проблем.

 

Первая проблема – недостаток знаний о мире профессий.

Мир профессий не стоит на месте и непрерывно меняется. Одни специальности уходят в прошлое, другие появляются. С развитием науки и появлением новых методов постоянному изменению подвергаются практически все имеющиеся на современном рынке труда профессии. Поэтому в процессе определения необходимо хорошо знать, что представляет собой, та или иная профессия в настоящее время.

 

Сегодня, как никогда, профориентационная деятельность актуальна для

библиотек, работающих с подрастающим поколением (подростками,

старшеклассниками, выпускниками). Выбор профессии - один из

ответственных моментов в жизни молодого человека, определяющий

дальнейший жизненный путь. В современный международный стандарт

занесено 9333 профессий, в нашей стране специалисты насчитывают около

7 000 профессий. При этом ежегодно на рынке труда происходит обновление

около 500 профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» от 5 до 15 лет, а затем либо «умирают» либо меняются до неузнаваемости.

 

Подросткам необходимо очень продуманно подходить к выбору, как

специальности, так и учебного заведения для поступления.

Хорошо, когда дело, которым подросток интересуется и любит, будет

его профессией, но мир профессий такой большой, и так трудно решить, по

какому пути идти.

 

Поэтому наша основная задача восполнить этот недостаток знаний среди подрастающего поколения.

 

В связи с этим основной целью профориентационной работы современной библиотеки является развитие у молодежи готовности и способности совершать профессиональный и жизненный выбор.

 

Особенность библиотеки, как профориентационного учреждения, состоит в том, что профориентация ведётся, главным образом, через источники информации, прежде всего, книги, периодическую печать и современные информационные ресурсы.

Особенно значительна роль библиотек в оказании профориентационной помощи молодёжи в сельской местности. Там, библиотека зачастую единственное место, где можно найти сведения о новых профессиях, профессиональных потребностях региона, рейтинге профессий на рынке труда.

 

Вторая проблема – выбор профессии и путей самореализации среди молодёжи.

 

Как свидетельствует статистика, до 40 % учащихся, оканчивающих школу, ввиду отсутствия опыта выбирают профессию, не соответствующую их склонностям, способностям, внутренним убеждениям; 45 % абитуриентов профшколы не уверены, что их выбор правильный; каждый третий выпускник вузов не удовлетворён своей специальностью.

Молодёжь практически не владеет информацией о множестве новых профессий, да и традиционные претерпевают изменения, что требует умения быстро перестроиться, мобилизоваться, чтобы оказаться нужным и востребованным.

Особенно остро эти проблемы встают перед юношами и девушками, живущими на селе. Им чаще всего свойственна заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах, что в известной степени определяется осознанием недостаточности своей образовательной и культурной подготовки, которая не позволяет конкурировать с городскими ровесниками. Вышесказанное свидетельствует о важности разработки специального проекта, направленного на решение проблемы профессионального самоопределения подрастающего поколения, основной целью которого станет подготовка молодежи к работе и жизни в новых условиях, по развитию не только профессиональных знаний и умений, но и таких качеств, как готовность к труду, способность к планированию и реализации деятельности, правильному изложению своих идей и умению работать в команде.

Несомненно, в современных условиях библиотека является важным звеном в этой деятельности, так как относится к доступным для населения и достаточно распространённым источникам накопления информации о профессиях, путях приобретения специальности, об учебных заведениях, рынках труда.

 

 

Цели и задачи проекта

Цели проекта: Основная цель - развитие у подрастающего поколения готовности и способности совершать профессиональный и жизненный выбор. Систематизировать работу по профориентации, объединёнными усилиями найти более интересные формы и методы оказания помощи подросткам в профессиональном и личностном самоопределении.

Задачи проекта:

- оказать помощь школьникам в осознанном выборе будущей профессии;

- сделать доступной для подрастающего поколения разностороннюю информацию о мире, наиболее востребованных профессий в ближайшем будущем;

- обновить формы профориентационной работы на основе внедрения новых информационных технологий.

-изучить потребности рынка труда области и профессиональные предпочтения подростков;

-сформировать положительное отношение подростков к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;

-вдохновить подростков идеями для реализации личных способностей в поисках своей профессии;

-сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми будущей профессией;

-раскрытие личностных качеств и реализация творческих способностей участников проекта;

-формирование круга комфортного общения подростков;

-обеспечение сотрудничества с партнёрами по проекту, заинтересованными в успешном решении данной проблемы.

3.Механизм реализации (план мероприятий)

Этапы работы над проектом (подготовительный, основной, итоговый)

Описание проекта:

Для реализации проекта «Ступени к будущей профессии» скоординирована деятельность МКОУ «Якшангской школьной библиотеки», МКУК МЦБС Якшангской детской публичной библиотеки, МУК РКДЦ Якшангский сельский Дом Культуры, привлечены педагог - психолог школы и педагог - организатор по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители. Центр занятости населения.

В рамках проекта будет проведена работа с учащимися школы, родителями учащихся, педколлективом.

Данное методическое пособие разработано в помощь библиотекарям и специалистам, работающим с детьми и юношеством, с целью помочь ориентироваться в важнейших аспектах проблемы выбора профессии, показать возможности массовой работы библиотеки в профессиональной ориентации, представить формы и методы библиотечной работы в этом направлении.

 

Следует отметить, что работа в библиотеках по профориентации ведется в основном в направлениипрофессионального информирования - предоставление информации о различных профессиях, путях их получения и встречи с ведущимиспециалистами, состоявшимися в той или иной профессии в родном городе илисельской местности. А вот профессиональное консультирование – помощь юношеству в выборе профессии с учетом индивидуальных особенностей исостояния здоровья, анкетирование и организация встреч с психологом испециалистами центров занятости и центров профессиональной ориентациимолодежи встречается не часто.

 

Данный проект включает в себя тематические занятия и внеклассные мероприятия, используются все методы и формы библиотечной работы в направлении профессионального информирования и профессионального консультирования. Формирование интереса к изучаемому материалу и личностное развитие детей и подростков.

Не секрет, что библиотечные фонды недостаточно обеспечены литературой по

профориентации и мы - библиотекари очень часто связываем профориентацию с различными мероприятиями, проходящими в библиотеках и календарными праздниками.Выставки и тематические полки по профориентации дополняем художественной литературой, в которой говорится о представителях той или

иной профессии.

Для создания тематических папок используем Интернетресурсы, адаптируя для библиотек профориентационные материалы и информацию, с которой работают школы и учебные заведения.

 

Для подростков будет работать кружок профессиональной ориентации «Горизонт».

 

Для достижения результатов и поддержания интереса участников проекта к данной деятельности будем использовать следующие формы работы:

1. Деловая игра, позволяющая сблизить участников, но одновременно

вызывающая чувство соперничества, желание проявить свои индивидуальныекачества, нестандартность в решении проблем.

2. Обзор литературы для знакомства с интересными книгами и публикациями.

3.Встреча с людьми разных профессий, которая убеждает в важности и

необходимости множества сфер труда.

5. Викторина, как интересная игровая форма работы

6. Использование видеофильмов, мультфильмов из серии «Калейдоскоп

профессий»

7. Анкетирование.

На мероприятия будут приглашены подростки с родителями.

 

Планируется организовать «Дни труда в библиотеке» - ежемесячные краеведческие встречи. Основная задача не просто рассказать опрофессиях, востребованных в районе, но и показать, чего могут достичь люди,выбравшие эти профессии. Впереди у библиотеки Дни труда, посвященныепрофессиям малого бизнеса, промышленности, сельского хозяйства и конечно,библиотечной профессии.

Ситуация с библиотечными кадрами на сегодня такова, что необходимо

самим заботиться о новых и молодых специалистах. Библиотекарями области

не очень активно, но все же ведется популяризациябиблиотечной профессии.

 

Итогом этой работы будет составление методико-библиографического пособия, выпуск буклетов, распространение полученного опыта. Информирование через районную газету и социальные сети. Составить сборник психологических тестов, наиболее точно позволяющих определить профессиональные интересы в сотрудничестве со школьным психологом.

План мероприятий

Сроки Мероприятия Ответственные
Подготовительный этап
6.04. 2020. Совместное совещание библиотекаря школьной библиотеки и библиотекаря детской библиотеки п. Якшанга Поназыревского района Привалова Т.В. педагог - библиотекарь школьной библиотеки и Белозёрова О.В. библиотекарь детской библиотеки.
7. 04 – 10.04. 20. Организация рабочих групп для создания и реализации проекта. Белозёрова О.В. Привалова Т.В.
11. 04 – 20. 04. 20 Работа над созданием проекта и планирование основных мероприятий. Белозёрова О.В. Привалова Т.В.
Основной этап.
24. 04.20 постояннодействующая Онлайн -выставка-обзор ««Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь». Белозёрова О.В. Привалова Т.В.
30.04 20 – 11.05. 20 Онлайн -анкетирование «Школа... А дальше?» (9-11 кл) Белозёрова О.В. Привалова Т.В. Доброзорова Л.Е. педагог - психолог
С 25.05.20 – 24.10 20. ежемесячные встречи Краеведческие встречи «Дни труда в библиотеке» Белозёрова О.В. Привалова Т.В. Качина И.А. социальный педагог
30.06.20 – 3.07.20 Деловая игра ««Как найти себя?» (8-10 кл) Белозёрова О.В. Привалова Т.В. Лямина Н.В. директор
4.08.20 – 7.08. 20 Викторина «От успеха к учебе – к успеху в жизни» (5-7кл) Белозёрова О.В. Привалова Т.В. Классные руководители.
15.09.20- 15.10.20 Видеопросмотры из серии «Калейдоскоп профессий» Белозёрова О.В. Привалова Т.В. Корягина Н.Н. педагог- организатор.
24.09. 20 – 24.10.20. Составление методико-библиографического пособия,сборника психологических тестов,выпуск буклетов Белозёрова О.В. Привалова Т.В. Доброзорова Л.Е. педагог – психолог. Классные руководители.
Заключительный этап
16.10.20. Поощрение активных участников проекта. Белозёрова О.В. Привалова Т.В. Классные руководители
20.10.20 Подведение итогов реализации проекта Белозёрова О.В. Привалова Т.В.

Ресурсное обеспечение

Условия Содержание деятельности
Организационные Координация деятельности субъектов образовательного процесса, школьная библиотека, детская публичная библиотека, специалист Центра занятости населения. Определение темы и актуальности проекта, определение ресурсного потенциала, оформление материалов проекта. Разработка и реализация проекта. Подведение итогов проекта.
Нормативно-правовые Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный закон о библиотечном деле Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» Приказ Департамента образования и науки Костромской области от 11.12.17г. о реализации проекта Соглашение о межбиблиотечном сотрудничестве от 23.11.17г.(ЦБС и КСОШ) · https://oubelostok.odes.obr55.ru/files/2018/10/Приказ-Министерства-о-самых-востребованных-профессиях.pdf · https://www.eduportal44.ru/npo/MPROFK/DocLib7/Рег._программа%20%20развития%20профориент.%20работы%202018_2025.pdf Об утверждении региональной программы развития профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций Костромской области по обеспечению рабочими и инженерными кадрами предприятий региона на 2018-2025 годы · https://www.eduportal44.ru/npo/MPROFK/DocLib7/ПРОЕКТ%20%20концепции.pdf Региональная концепция развития профориентационной работы с обучающимися Костромской области на период до 2030 г.
Информационные Интернет- порталы, художественная, публицистическая, научно-популярная и методическая литература, наглядные пособия
Методические Курсы повышения квалификации «Организация совместной проектной деятельности школьных и публичных библиотек» (очный семинар) Материалы дистанционных курсов повышения квалификации «Организация совместной проектной деятельности школьных и публичных библиотек» (вебинары) Проект «БиблиоЛига» (межведомственное взаимодействие школьных и публичных библиотек)
Кадровые Привалова Т.В. педагог - библиотекарь школьной библиотеки Белозёрова О.В. библиотекарь детской библиотеки Доброзорова Л.Е. педагог – психолог Корягина Н.Н. педагог- организатор. Качина И.А. социальный педагог Классные руководители Специалист Центра занятости населения.
Материально-технические Книжный фонд школьной и детской библиотек, сетевое обеспечение, оргтехника, мобильная библиотека, мультимедийный класс школы.
Финансовые Бюджет МКОУ Якшангская СОШ и МКУК МЦБС Поназыревского района Костромской области.

5. Планируемый результат:

- Создание единого информационного образовательного пространства школы и публичных библиотек;

- Расширение доступа к ресурсам и услугам библиотек;

- Повышение информационной и методической грамотности библиотекарей в результате совместной работы над проектом;

- Совместное участие в проекте детей и родителей формирует хорошие, доверительные отношения между ними.

- Увеличение основных показателей библиотеки.

По итогам окончания проекта обучающиеся овладеют навыками и умениями:

– предварительного профессионального самоопределения (выбор или не выбор определенной профессии);

– самостоятельного, активного, инициативного поведения в выборе профессии;

– научатся эффективным формам установления межличностного контакта;

– расширят кругозор;

– воспитают в себе такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, что позволяет заложить фундамент творческой личности.

– разовьют способность анализировать, сравнивать, сопоставлять информацию;

– реализуют навыки успешной социализации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: