Проявление характера младшего школьника




Особенности характера младшего школьника


Содержание

Введение

§1. Понятие о характере

§2. Проявление характера младшего школьника

§3. Черты характера младшего школьника

§4. Диагностика особенностей характера в младшем школьном возрасте

Выводы

Список литературы


Введение

 

Особенности характера в младшем школьном возрасте на сегодняшний день актуальна, так как характер определяет личность ребенка, и от характера зависит его поведение, поступки и привычки в дальнейшем.

Проблема исследования: каковы особенности характера младшего школьного возраста?

Тема: Особенности характера младшего школьного возраста

Цель исследования: Выявление особенностей характера младшего школьного возраста.

Объект - процесс развития личности младшего школьного возраста.

Предмет - проявления особенностей характера младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что характер младшего школьника имеет свои особенности.

Задачи исследования:

1) Уточнить понятия "характер";

) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;

) определить особенности характера младшего школьного возраста;

) изучить черты характера младшего школьного возраста;

) продиагностировать особенности характера младшего школьного возраста;

Методы исследования: наблюдение особенности характера младшего школьного возраста, беседа, анкетирование, тестирование, ранжирование.

Исследование осуществлялось по следующим этапам:

I этап - выбор темы и ориентирования в ней;

II этап - ознакомление с инструментарием по выбранной теме и изучение проблемы;

III этап - оформление теоретических параграфов курсовой работы;

IV этап - планирование и содержание исследования;

V этап - выполнение практической части исследования;

VI этап - обработка результата исследовательских материалов;

VII этап - письменное оформление курсовой работы;

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что в ней изучены особенности характера младшего школьника, уточнены сущность теоретического понятия "характер", определены особенности характера и черты этого характера.

Практическая значимость заключается в выявлении особенностей характера младших школьников, даны рекомендации по учету характера младших школьников для родителей и учителя.

Курсовая работа состоит из введения, теоретической значимости, практической значимости, заключения, списка литературы.

младший школьник характер личность


Понятие о характере

 

Люди по - разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, в поступках человека.

Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером. (2, стр.237)

Слово "характер" в переводе с греческого означает "черта", "печать", "признак". Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношение с другими людьми, является определенным признаком его личности.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждении о том, хороший ли это человек или нет.

Писатель С. Шуртаков в одной из своих книг пишет:

"Бывает так. Человек вроде бы и на вид неказист, и на язык не боек, и вообще среди других ничем таким не приметен, а познакомишься с ним поближе и хоть, может, пуда соли съесть не успеешь, останется этот человек в твоем сердце на всю жизнь!"

Известно, что между поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении проявляются особенности характера человека. Человек всегда так или иначе ведет себя - совершает определенные действия, поступки по отношению окружающему миру и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, вкуса, привычки, желания, степень уверенности или неуверенности в себе и другие.

Словом "характер" иногда обозначают силу воли, настойчивость или резкость в обращении с другими людьми (говорят: "человек с характером"). Наоборот, слабовольного человека называют "бесхарактерным". С научной точки зрения эти определения неправильные, так как и у "бесхарактерного" человека есть характер.

Характер определяет те качества личности, которые присущи ей всегда (за сравнительно редкими исключениями). Поэтому он дает возможность предвидеть, как человек будет вести себя в тех или иных жизненных ситуациях.

Характер является индивидуальной особенностью личности. Нет двух людей, у которых были бы совершенно одинаковые характеры, но многое в характере отдельного человека типично и для группы людей или даже для целого общества.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу в верх. Но он уже начинает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее скрытое от посторонних глаз содержание. Но, с другой стороны, каждое свойство характера приводят в определенных условиях к совершению тех или иных поступков, накладывают печать на все действия, мысли и чувства человека. Народная мудрость гласит: "Каков характер, таковы и поступки". Самым важным мерилом, показателем характера являются поступки и поведение человека. Человек может говорить о себе всякое, однако поступки показывают, что он есть на самом деле. Особенно отчетливо подлинная сущность характера проявляется в трудных и критических ситуациях, например в несчастье, при аварии или пожаре. "Человек отражается в своих поступках", - писал Ф. Шиллер. "Человек есть нечто иное, как ряд его поступков", - утверждал Г. Гегель.

Поведение человека рассматривается, оценивается прежде всего с точки зрения его взаимоотношения с другими - с отдельными людьми и с обществом в целом. При этом оценивается не только сам поступок, но и мотив, побудивший его поступить так, а не иначе. И оценка этого поступка происходит с точки зрения того, помогает ли он людям в их жизни самочувствие, способствует ли движению общества вперед. Н.Н. Миклухо-Маклай замечал: "Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят".

Каждый, кто хочет понять человека, начинает с поиска причин его действий, поступков, отношений. Важно проникнуть в мотивы (а это не так просто!), которыми руководствуются люди, избирая тот или иной способ поведения, иными словами, узнать, ради чего предпринимаются усилия. Только зная мотив, зная внутреннее побуждение, мы можем правильно судить о действиях того или иного человека, ибо особенности поведения всегда вытекают из подлинных отношений человека к действительности и прежде всего к людям, к обществу, к самому себе.

Зная основные свойства характера человека, возможно понять, с определенной вероятностью предвидеть его поведение.

Какова связь темперамента с характером? Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость - меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

Отождествление характера и темперамента;

Противопоставление характера и темперамента, подчеркивание

антагонизма между ними;

Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной

частью;

Признание темперамента природной основой характера;

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит.

Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер.

Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков.

Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

В структуре личности характер занимает главное место, так как влияет на познавательные процессы - восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через черты характера. В характерологических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность, эмоционально-волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности.

Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. От других черт личности характер отличается устойчивостью, ранним формированием. Формирование характера предопределяется образом жизни человека. Он проявляется в манере поведения, в привычках, поступках, действиях и обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.

Характерологические особенности, определяющие структуру личности, могут быть определены с помощью диагностики. Диагностика характера весьма актуальна при разработке психолого-педагогических рекомендаций.

В связи с этим исследованию характера отводится центральная роль, и грамотно составленная характеристика, основанная на результатах диагностики, в значительной мере облегчает процесс взаимодействия психолога, учителя и учащегося. Зная особенности характера легче понять поведение человека, обосновать его поступки и дать оценку.

Таким образом, характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждении о том, хороший ли это человек или нет.

Проявление характера младшего школьника

 

Первый класс школы - один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.

Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Из работ Л.С. Выгодского известно, что каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. В период младшего школьного детства учебная деятельность является для ребенка ведущей. "Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место в деятельности ребенка. Все главные изменения в психическом развитии ребенка наблюдаемы на этой стадии, связаны в первую очередь с учебой".

О формирования личности следует считать началом формирования характера. Конечно, мы не можем говорить о том, что в период дошкольного и младшего школьного возраста формируются устойчивые черты характера, но предпосылки для формирования, основы его закладываются именно в эти периоды жизни ребенка. Учебная деятельность предъявляет свои требования к ребенку, развивая у него определенные организованные формы поведения, внося большие изменения в его деятельность и его отношения с окружающими. Ребенок этого возраста начинает осознавать себя как член коллектива, занимающийся определенной общественно значимой деятельностью, что признается и всеми окружающими. Учебная деятельность ставит ребенка в новые отношения с людьми - с товарищами, учителями, родителями. Все это вносит изменения в привычные отношения, которые складывались до поступления в школу. Ребенок осознает, что изменились отношения к нему, к его деятельности и со стороны взрослых, со стороны родителей; новая деятельность меняет его отношения с товарищами, изменяет его отношение и к самому себе.

В связи с возникновением новой ведущей деятельности - учения - возникают и новые мотивы, связанные с учебной деятельностью: мотивы долга, ответственности, интереса. В процессе учебной работы школьника, усложнения отношений с людьми воспитательная работа учителя создает условия для развития у учащегося необходимых качеств, которые впоследствии станут основой его характера. В процессе воспитания можно сформировать характер ребенка, можно изменить и ликвидировать отрицательные черты его характера и привить положительные. Не существует детского характера, который нельзя было бы воспитать и перевоспитать; для этого нужно только создать условия воспитания и обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка.

В раннем детстве очень распространено подражание, которое не теряет своего значения и в школьные годы. Но если ученик чрезмерно подражает и всю свою работу основывает на подражании и всегда ищет пример, шаблон, то у него не развивается инициатива и самостоятельность. Опытный учитель обычно не ориентирует ученика на слепое подражание, он заставляет его разными приемами самостоятельно искать и находить решение задачи.

Ученику можно показать, как делать, но нельзя делать за ученика; необходимо учить его самостоятельно преодолевать трудности.

Воспитание самостоятельности на уроке хорошо организовано в школах Липецкой области.

С первых минут урока учащиеся работают самостоятельно, у них воспитана такая установка - надеяться только на самих себя, но не списывать. Весь урок идет активная самостоятельная работа.

Характер определяет те качества личности, которые присущи ей всегда (за сравнительно редкими исключениями). Поэтому он дает возможность предвидеть, как человек будет вести себя в тех или иных жизненных ситуациях.

Личность младшего школьника отмечается системой свойств, которых не было у дошкольника. Эти свойства относятся к новообразованиям личности младшего школьника. Ими выступают произвольность, внутренний план действий и рефлексия. На их основе развивается теоретическое мышление, без которого дальнейшее обучение будет затрудненным.

Произвольность заключается в само - регуляции, поведения в соответствии с требованиями взрослых. Она обеспечивает постановку целей деятельности, поиск средств их достижения с преодолением препятствий на этом пути. Произвольность младшего школьника в наибольшей степени проявляется в сфере обучения.

Умение объяснить свои действия, аргументировать их, найти и исправить ошибки лежат в основе рефлексии - способности к объективному анализу собственного поведения в соответствии с требованиями деятельности. Развитие личности младшего школьника происходит в сложной системе его взаимоотношений с родителями, учителем, сверстниками и другими детьми.

Авторитетной личностью для младшего школьника является учитель. Наибольшей популярностью в классе пользуются отличники, учащиеся с высокой учебной успеваемостью и наоборот. В классе появляются отдельные микро группы, объединенные взаимными симпатиями. В процессе взаимоотношений усложняется моральное поведение: ученик усваивает систему моральных норм, по-разному строя свое поведение в различных направлениях взаимоотношений. Это свидетельствует о достаточной управляемость и контролируемость нравственного поведения младшего школьника. Некоторые новые моральные нормы младший школьник понимает формально, поэтому учителю необходимо добиваться, чтобы ученик не просто знал эту норму, но и пользовался ею в соответствующих ситуациях.

Ведущие потребности младшего школьника - познавательные.

Самооценка младшего школьника включает такие ее разновидности: ретроспективная (объектом является поведение в прошлом), актуальна (нынешняя поведение), перспективная (представление о возможности). По мере адекватности самооценка бывает завышенной, адекватной и заниженной. По мере стабильности - стабильной и нестабильной.

Чаще самооценка младших школьников отмечается сниженной стабильностью, она конкретна, ситуативная, зависит от оценок учителя. Уровень притязаний формируется, прежде всего, на основе достигнутых успехов и неудач в предыдущей деятельности. Устойчивый неуспех в обучении приводит к потере ребенком веры в свои силы, уверенности, быстро возникают нежелательные деформации личности. Поэтому учителю начальной школы необходимо работать над созданием для всех учащихся ситуаций успеха.

Первоклассники склонны переоценивать собственные моральные качества и недооценивать их у своих сверстников. Однако с возрастом они становятся более самокритичными.

Характер младшего школьника находится на этапе индивидуальной неопределенности. Так, большинство учащихся имеют однотипные проявления характера: жизнерадостность, доброжелательность, любознательность и непосредственность выражения своих чувств и отношений. В негативном варианте наблюдается капризность, импульсивность, упрямство. Более четко в поведении детей проявляются особенности их темперамента, обусловленные свойствами нервной системы.

Таким образом, в заключение о личности младшего школьника:

Новообразованиями личности младшего школьника выступают произвольность, внутренний план действий и рефлексия;

Развитие личности младшего школьника происходит в сложной системе его взаимоотношений с родителями, учителем, сверстниками и другими детьми;

Ведущие потребности младшего школьника - познавательные;

Ученик усваивает систему моральных норм, по-разному строя свое поведение в различных направлениях взаимоотношений;

Самооценка младших школьников отмечается сниженной стабильностью и зависит от оценок учителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: