На следующее занятие 18.11.2020. быть готовыми к самостоятельной работе по данной теме.




Образование в современном мире. Образование в общеметодологическом и общекультурном аспекте.

Задание:

Изучить материал.

Составить конспект.

На следующее занятие 18.11.2020. быть готовыми к самостоятельной работе по данной теме.

Понятие образование отличается широтой смысловых значений. Оно рассматривается как: ценность − предполагает приобщение к культуре; к тому, что накоплено человечеством; система, которая имеет элементы, связь, представленные на разных уровнях и по разным основаниям; процесс − осознание субъектом собственного взаимодействия с окружающим миром, обеспечивающее изменение, преобразование сознания; результат − свидетельство о завершении некоторого этапа и удостоверение этого факта сертификатом; услуга − создание условий для оптимального, эффективного процесса и максимального результата; среди критериев − главное качество.

Образование − процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. Социализация (лат.socialis общественный) ─ процесс становления личности (усвоение языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта). Социализация рассматривается как процесс и как результат.

Образование в соответствии с интересами и способностями личности − одно из фундаментальных прав человека. Общезначимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведение человека делают образование предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые активно влияют на образование, поддерживают те или иные образовательные институты, определенные модели педагогического процесса.

Общеизвестно, что образование имеет три основные задачи: а) передача культурного кода поколениям; б) передача профессиональных стандартов; в) воспитание элиты, которая будет руководить развитием обществом в следующий временной период.

В образовании объединяются обучение и воспитание. Они обеспечивают культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В образовании непосредственное бытие человека соединяются с культурой, осмысляется и упорядочивается в системе художественных образов, нравственных категорий и научных понятий, социально одобряемых образцов поведения и т.п. Развивающаяся личность способна приобретать и перестраивать опыт, знания, навыки деятельности.

Классификация видов образовательной практики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в системе образования способностей (общее и специальное или профессиональное образование) и по уровням и сложности программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее и др.). Представления об образовании, его теоретическое осмысление исторически зависят от ряда целеполагающих аспектов, в том числе этических, социально-философских и педагогических. Соответственно образование выступает как важная категория целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория для педагогики.

Цели образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели обучающегося связаны друг с другом. В современной педагогической науке преодолевается отношение к знаниям, умениям и навыкам как целям образования. Они как важнейшие его средства обеспечивают полноценное развитие личности и включение её в социально ценную деятельность, предполагающую различные возможности преобразования.

В образовании необходимо соотносить педагогическое руководство растущим человеком с его активностью и самостоятельностью в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей обучения и воспитания. Формирование и поддержание образовательных мотивов личности − одна из основных задач педагогов и психологов. Недооценка мотивационных факторов, манипулирование в межличностных отношениях в образовании способны не только замедлить развитие обучающихся, нанести вред их физическому здоровью, но и сформировать искаженную картину мира, вызвать отвращение к интеллектуальной деятельности и науке, что неизбежно негативно скажется на поведенческих установках молодежи и нанесет ущерб социально-экономическому развитию общества и государства.

С понятием «образование» тесно связаны такие дефиниции как образованность человека, образованность и компетентность специалиста.

Образованность человека − внутреннее свойство личности, которое развивается под влиянием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов и характеризует умение человека решать жизненно важные задачи на основе освоения им человеческой культуры и человеческого опыта.

Образованность специалиста − умение личности адаптироваться в условиях профессиональной деятельности; проектировать и осуществлять свою специально-профессиональную деятельность; личностно и профессионально самореализовываться; строить межличностные деловые, профессиональные, социальные связи и отношения; продолжать свое профессиональное образование (основное и дополнительное).

Компетентность специалиста (лат. competens надежный, способный) − мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социальнопрофессионального статуса реальному уровню сложности, выполняемых ими задач и решаемых проблем. Например, к ключевым компетенциям педагога относят: коммуникативная, регулятивная, информационная и операциональная (проектнотехнологическая, прогностическая).

Компетенция (лат. competentia принадлежность по праву) − круг вопросов, в которых данная личность обладает глубокими познаниями и опытом. Обучение и воспитание − стороны единого процесса образования. Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание предполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения.

В настоящее время образование определятся совокупностью аспектов.

В общекультурном аспекте образование определяется как специальный институт. Его содержание отражает состояние общества и переход от одного состояния к другому. В настоящее время − это переход от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу 21 века.

Одним из основных принципов существования и развития образования является культуросообразность. В процессе образования человек осваивает культурные ценности.

Авторы рассматривают соотношение культуры и образования в разных аспектах: в рамках культурологической парадигмы педагогической системы; через анализ учебных дисциплин культурологической направленности и др. В указанной работе обозначены основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования: образование − это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры; образование как практика социализации человека и преемственности поколений (формирование образа жизни, принятого в обществе; освоение различных форм жизнедеятельности; развития духовного потенциала человека для созидания и творчества); образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства; образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности; образование как функция развития региональных систем и национальных традиций; образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества; образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований жизни и в отдельном человеке.

Интересное метафорическое представление взаимосвязи и взаимозависимости образования и культуры дает В.Ф. Сидоренко. По его мнению «образование − образ культуры, точнее, её воспроизводство через образование», а для социума «образование − это легкие». На «вдохе» образование «втягивает в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства, и само становится особой формой и образом культуры». На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность».

А.Г. Асмолов вводит понятие «культуры полезности» и «культуры достоинства». Первая воспроизводит самое, не обладая ценностью, а образование нужно для того, чтобы подготовить человека к исполнению полезных служебных функций. Вторая признает главной, ведущей ценностью личность человека, независимо от того, что от него можно получить. Поэтому в такой культуре дети, старики, люди с отклонениями в развитии священны. Культура достоинства требует новой парадигмы образования, ориентированной на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, что требует пересмотра содержания, организационных форм всей системы образования.

В наше время пришло осознание того, что образование и воспитание являются условиями стабилизации общества и уровня его культурного развития. Культурологическая парадигма образования ориентирована не только на знания, но и на освоение элементов культуры, обучения, поведения, общения. С развитием культуры расширяется спектр её элементов. В частности, становится популярной точка зрения на формирование в образовании экологической культуры, включающей в себя экологические знания, экологическое сознание, экологию человека в целом. Педагогические проблемы приобретают общекультурное значение. В перспективе развития человека содержание образования призвано обеспечить полноценное «проживание» отдельных возрастных этапов, психологически обоснованную последовательность усвоения компонентов культуры и видов деятельности, а также для развития различных способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межличностных и общественных отношений.

Аксиологические (материальные и духовные ценности, их происхождение и сущность) и семиотические (знаковые системы) начала с необходимостью присутствуют во всех образовательных процессах. Мотивированность обучающихся проявляется в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. Но образование развивает в человеке необходимую способность к самокритике мышления, рефлексирующей проверке и самокорректировке. Эти процессы имеют значение для становления творческих установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общее культурное развитие. Отвечая различной возрастной структуре потребностей и способностей, содержание образования разворачивается преимущественно эмоционально переживаемых обучающимися представлений к рефлективно и активно усваиваемой системе знаний о мире и отношений с людьми, которое расширяется в педагогическом процессе концентрично и линейно. Дидактически обоснованные отбор и представление такой содержательной учебной информации проводятся критериями полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллектуальнопознавательных, эмоционально-ценностных, волевых и физических качеств личности, и соответствующего этим видам деятельности культурного содержания на различных уровнях сложности. Все содержательные и процессуальные аспекты образования интегрируются в учебном плане.

Современный план отличается вычленением инварианта базового образования, как основы последующей или сопровождающей общее образование специализации. Общее и специальное образование взаимно предполагают друг друга. Организационная система образования призвана обеспечить доступ к образованию всем способным его усвоить. Дифференцированность образования может иметь своим основанием только разворачиваемые во времени способности личности.

В современной России утверждается личностно-ориентированная модель образования, отрицающая манипулятивный подход к обучающимся. Образование ориентируется на демократизацию своих институтов, на гуманизацию образовательного процесса, возвращение к национальным и культурно-историческим традициям. Ведение непрерывного педагогического мониторинга (англ.monitoring контролирование, проверка) обеспечивает систематический учет и контроль проявления того или иного процесса, за реализацией деятельности участников процесса обучения, направленной на достижение определенной цели.

Педагогическое прогнозирование (греч. prognosis предвидение, представление) позволяет судить о состоянии образования в будущем и на основе этого строить перспективные модели профессиональной подготовки специалистов. Выделяют количественные (анализ временных рядов, казуальное моделирование) и качественные (мнение жюри, модель ожидания на респондента, метод экспертных оценок) методы прогнозирования. Метод сценариев является сочетанием количественного и качественного подходов. Развитие систем образования планируется с учетом возможностей, предоставляемых современными средствами информатизации (информационные технологии и телекоммуникационные средства) и инновационными техническими средствами обучения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: