Система сдержек и противовесов как средство реализации принципа разделения властей




 

Принцип разделения властей имеет ключевое значение при определении характера государства и сущности его деятельности. Каждое государство, претендующее на звание «правового», обязано ему следовать. Однако провозглашение этого принципа в Конституции или другом правовом акте явно недостаточно, так как отсутствуют гарантии защиты его от нарушений.

Поэтому должны существовать реальные механизмы, которые бы обеспечивали реализацию принципа разделения властей в жизни общества и государства. Эти правовые механизмы получили название системы сдержек и противовесов. Основная заслуга разработчиков американской Конституции, на мой взгляд, заключается именно в разработке принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, а также их реального применения в управлении американским государством. Смысл системы сдержек и противовесов прост: так как, согласно принципу разделения властей, государственная власть осуществляется путем разделения ее на три независимые ветви, то существует угроза того, что одна из властей может нарушить баланс ветвей и сконцентрировать у себя всю полноту государственной власти. Чтобы этого не произошло и нужно создать определенные механизмы, позволяющие ограничить любую ветвь власти, если последняя выйдет за пределы своих полномочий. Американская Конституция изобрела и воплотила в жизнь систему таких механизмов, что и является одной из ее основных заслуг перед мировыми демократическими силами. Так как основные противоречия возникают в основном между исполнительной и законодательной властями, то может создаться впечатление, что система сдержек и противовесов регулирует в основном только взаимоотношения этих двух ветвей власти и что судебная власть как бы выпадает из нее. Но на самом деле это не так. Судебная власть занимает определенное, чрезвычайно важное место в этой системе.

Исполнительная власть всегда традиционно усматривалась как основная угроза для общества. В силу своей природы она действительно располагает средствами, которые могут способствовать для узурпации власти. Поэтому американская Конституция уделяет много внимания проблеме ограничения исполнительной власти и создает для этого эффективный механизм, получивший название процедура импичмента. Предусмотренная Конституцией процедура импичмента в наиболее чистом виде отражает право Конгресса судить «президента, вице-президента и всех гражданских должностных лиц США».

Однако это право не имеет широкого применения по вполне понятным причинам: Президент и другие должностные лица должны быть осуждены только за серьезные преступления, а не становиться жертвами политических интриг своих противников. Процедура импичмента начинается в Палате представителей, которая выдвигает обвинения в совершении Президентом или другим должностным лицом серьезного преступления. Хотя за всю историю США известно более 50 случаев, когда в Палате представителей разбирался вопрос об импичменте, только в 12 случаях он рассматривался в Сенате, так как для своего продолжения данная процедура должна набрать 2/3 голосов в нижней палате Конгресса. Сенат выступает в качестве суда. Если подсудимым является Президент, то на Сенате председательствует Верховный судья, представляющий судебную власть в процедуре импичмента. Для вынесения обвинительного приговора необходимо набрать в Сенате также 2/3 голосов, после чего Президент или должностное лицо отрешается от своей должности и предается суду. Среди 12 привлеченных к суду Сената – 9 судей, 1 сенатор (1797 год), военный министр (1876 год) и Президент (1868 год). Только в 4 случаях был вынесен обвинительный вердикт, причем ни разу в отношении Президента. Последний раз это было в 1936 году, когда судья Х. Риттер был признан виновным в коррупции при исполнении служебных обязанностей.

Резолюции об импичменте в отношении Президента рассматривались неоднократно: в 1843 году – в отношении Д. Тейлора, в 1896 году – Т. Кливленда, в 1932 и 1933 годах – Г. Гувера, в 1952 году – Г. Трумэна. Но лишь в 1868 году Сенат выступил в качестве суда над Президентом Э. Джонсоном, обвинявшегося в превышении своих полномочий. Привлечение к ответственности в 1973 году Р. Никсона по «Уотергейтскому делу» – один из ярких примеров проявления политического кризиса власти в США. Этот процесс закончился в середине 1974 года на стадии приготовления. Президент подал в отставку, поскольку исход процедуры в Конгрессе был предрешен.

Осуществление Конгрессом своих полномочий в отношении Президента всегда оставляет след во взаимоотношениях органов законодательной и исполнительной власти и влияет на политическую жизнь страны, так как происходит фронтальное столкновение двух ветвей власти. Если оправдание Э. Джонсона создало крен в этих отношениях в сторону исполнительной власти, а в последующие десятилетия Конгресс все больше и больше стал уступать свои позиции, то рассмотрение «Уотергейтского дела» в комитетах Конгресса и исследование причастности к нему Президента страны повлекло временный обратный процесс.

Таким образом, мы видим из истории, что закрепленная в Конституции США 1787 года процедура импичмента не только реально осуществима, что выразилось в многократном ее применении (более 50 случаев рассмотрения процедуры в Палате представителей, 12 случаев рассмотрения в Сенате), но и, что самое главное, в возможности реально воздействовать на должностных лиц (отставка судей, добровольная отставка Президента Р. Никсона).

Однако исполнительная власть в свою очередь также должна быть наделена определенными полномочиями, которые ограничивали бы законодательную власть. Поэтому Президент имеет ряд полномочий в данной сфере. Право обращения с посланиями и право вето – основные орудия воздействия Президента на Конгресс. Если первое служит для Конгресса обычно законодательной программой, а издание некоторых законопроектов с формулировкой, трудно применимой на практике, - лишь уступка Президенту, то второе полномочие контролирует выход законов из стен законодательного органа. Требуемые для этого 2/3 голосов в обеих палатах собираются весьма редко. Нужно отметить, что, как показывает практика, относительное вето является наиболее оптимальным в системе сдержек и противовесов. Абсолютное вето нарушает принцип разделения властей, ставя законодательную власть под полной контроль исполнительной, которая контролирует законотворческую деятельность парламента. Отлагательное вето также не способствует эффективному взаимодействию двух ветвей власти, так как принятые законодательным органом законопроекты не приводится в исполнение. Относительное же вето позволяет Конгрессу принимать законы, несмотря на возражения Президента, для этого законодательному органу нужно набрать квалифицированное большинство голосов. Президент также имеет влияние на законодательный процесс, так как его несогласие часто становится препятствием для вступления законопроектов в силу.

Мы видим, что законодательная и исполнительная ветви власти имеют взаимные ограничения, позволяющие им в определенной степени контролировать друг друга. Однако не стоит забывать и о судебной власти, которая также наделена значительными контролирующими полномочиями. Хотя, на первый взгляд, судебная власть не имеет видимого влияния на другие ветви власти, так как судьи назначаются Президентом с согласия Сената, то есть судебная власть формируется посредством законодательной и исполнительной властей, но в реальности и она, согласно принципу разделения властей и системе сдержек и противовесов, имеет механизмы контроля других ветвей. Основное место здесь принадлежит, так называемому, конституционному контролю. Верховный суд США может применить и достаточно часто применяет свое право о признании законодательных актов Конгресса, Президента и других должностных лиц и государственных органов несоответствующими Конституции США. Это, на первый взгляд, неприметное средство позволяет судебной власти являться полноправным участником системы сдержек и противовесов. К ограничивающим правам судебной ветви власти можно отнести и то, что в процедуре импичмента в отношении Президента на решающем заседании Сената председательствует Верховный судья.

Таким образом, Конституция США 1787 года установила, как показала практика, эффективную систему сдержек и противовесов, которая наилучшим образом способствует реализации принципа разделения властей в жизни американского государства.

 


Заключение

 

В конце своей работы я хотел бы сделать некоторые выводы. Американская Конституция, на мой взгляд, является одним из наиболее революционных документов в мировой истории. В 18 веке, когда демократические силы в Европе только зарождались, американский народ проявил огромную волю к свободе и настоящей, подлинной демократии, сумев одержать победу в войне за независимость и принять революционную Конституцию, которая отразила важнейшие демократические завоевания и нововведения американской нации.

Хотя американская Конституция и имела ряд чрезвычайно важных недостатков, для своего времени она была идеалом всех демократических сил планеты. Ее важнейшие и главнейшие достижения - принцип разделения властей и вытекающая из него система сдержек и противовесов - являются актуальными до сих пор. Как показала история, за 200 с лишним лет никто не смог придумать ничего лучше этих краеугольных основ демократии.

Американская Конституция 1787 года является в каком-то смысле первопроходцем для всех остальных демократических конституций. Она заложила основные демократические принципы, на которых держится вся современная демократия, и в этом ее главная заслуга.

америка конституция общество человек


Список литературы

 

1. Конституция 1787 г. и первые поправки к ней.

2. Билль о правах 1789-1791 годов.

3. Декларация независимости 4 июля 1776 года.

4. Статьи конфедерации 1781 года.

5. Нерсесянц В. С. "История буржуазного конституционализма 17-18 веков", 1983 г.

6. Пантелеев П. К. "Конституции буржуазных государств", 1982 г.

7. Севостьянов Г. Н. "История США", 1983 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аптекер Г.А., Американская революция 1763 - 1783, М.: 1996

2. Аптекер Г.А. История американского народа: колониальная эра., М.: 1997

3. Вадяпина В.И. Бакалавр экономики (хрестоматия). электронная библиотека

4. Всемирная история в 10 томах, гл.р. Е.М.Жуков, М.: 2000

5. Геевский И., Сетунский Я. Американская мозаика. М., 1991.

6. Ефимов А. В. Очерки истории США. М., 1955.

7. Заславский Д. О. Очерки истории Северо-Американских Соединенных Штатов (XVII и XVIII вв.). М., 1931.

8. Зубок Л. И., Язьков Е. Ф. Новейшая история США. М., 1980.

9. Козенко В. Д., Севостьянов Г. Я. История США. Самара, 1994.

10. Конституции зарубежных государств: учебное пособие/Сост. проф. Маклаков В. В. - М.:2000.

11. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII - XIX вв / под редакцией Галанзы П.Н., М.: 1999

12. Песков В. М. Аляска больше, чем вы думаете. М., 1994.

13. Слезкин И.Ю., У истоков американской истории: Виргиния, Новый Плимут 1606 - 1642, М.: 1997

14. Слезкин И.Ю. У истории: Массачусетс, Мериленд 1630 - 1642, М.: 1999

15. Согрин В.В. Идейные течения американской революции XVII в, М.: 2001

16. Томахин Г. Д. США: Лингвострановедческий словарь. М., 1999.

17. Яковлев Н.Е., Вашингтон, М., 1976

18. Фурсенко А.А., Американская революция и образование США, М.: 1992

19. Фурсенко А.А., Американская буржуазная революция XVIII вв, М..: 1995

Размещено на Allbest.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: