Экспертиза инвестиционных проектов




В последние годы под воздействием условий развития бизнеса в Беларуси активизировалась работа по разработке бизнес-планов. Этому способствуют такие направления развития белорусской экономики, как экспортная ориентация, открытость, поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса, приоритет развития таких отраслей, как туризм по различным видам услуг, агропромышленные комплексы с соответствующими инфраструктурами. При этом особую поддержку получают субъекты хозяйственной деятельности в сельской местности, которым предоставляется облегченная налоговая нагрузка.

Разрабатываемые бизнес-планы, с учетом их количества, специфики этапа бизнес-планирования, занятости инвесторов и кредиторов, необходимости корректировки на основе текущего анализа состояния дел и т.п., могут быть подвергнуты экспертной оценке, экспресс-анализу, мониторингу.

Одной из важных задач инвестора является проведение экспертизы проектов, в результате которой он должен из большого числа предлагаемых проектов выбрать наиболее эффективные. Для этого должна быть разработана система оценочных критериев. Система критериев выполняет две функции:

· позволяет инвестору произвести обоснованный выбор наиболее выгодного для вложения денег инвестиционного проекта;

· заставляет разработчика проекта предоставить исчерпывающую информацию по всем интересующим экспертов вопросам.

Для проведения экспертизы используют различные системы критериев. Одна из методик предполагает использование девяти групп критериев, охватывающих все ключевые аспекты эффективности предлагаемого проекта. Каждый из критериев количественно может быть определен посредством одной из пяти оценок:

– 2 – очень низкая оценка;

– 1 – низкая оценка;

0 – отсутствие оценки;

+ 1 – высока оценка;

+ 2 – очень высокая оценка.

Для каждого из критериев определяется относительная его значимость посредством назначения коэффициентов весомости.

Ниже рассматривается рекомендуемый этой методикой перечень критериев по группам.

Группа № 1. Аспекты, характеризующие фирму в целом.

Здесь эксперты оценивают предприятие с точки зрения ее способности наилучшим образом реализовать проект. При этом используются критерии, имеющие два уровня весовых коэффициентов:

1) коэффициент весомости 3,0:

· квалификация административно-управленческого персонала;

· квалификация специалистов по маркетингу;

· организационно-управленческая структура фирмы;

· система сбыта товаров (услуг);

· финансовое и экономическое положение фирмы;

2) коэффициент весомости 2,0:

· репутация (имидж) фирмы и ее товаров (услуг);

· квалификация научного и инженерного персонала;

· квалификация производственного персонала;

· технологический уровень производства;

· доступность источников сырья, материалов, комплектующих;

· доступность источников энергии и топлива;

· уровень развития транспортной сети;

· доступность рынка;

· культура производства;

· безопасность производства;

· экология производства.

Группа № 2. Аспекты, характеризующие отрасль и отраслевой рынок.

Здесь оцениваются перспективы развития отрасли, в которой будет реализовываться проект, и ее рынка по следующим критериям:

1) коэффициент весомости 3,0:

· перспективы развития отрасли и отраслевого рынка;

· уровень конкуренции;

· стабильность спроса;

· тенденции изменения спроса;

· затраты на продвижение товаров (услуг) на рынок;

2) коэффициент весомости 2,0:

· емкость рынка;

· способность рынка к принятию товаров или услуг;

3) коэффициент весомости 1,0:

· влияние проекта на развитие смежных отраслей.

Группа № 3. Аспекты, характеризующие товары или услуги.

Оценивается качество продукции/услуг по сравнению с аналогами. В качестве базы для сравнения выбирается наилучший из существующих аналогов, включая зарубежные. Используются следующие критерии:

1) коэффициент весомости 3,0:

· функциональные и потребительские свойства товаров/услуг;

· надежность и долговечность;

· экологичность;

· безопасность для потребителя;

· цена;

· себестоимость товаров/услуг;

2) коэффициент весомости 2,0:

· дизайн;

· возможность развития товаров/услуг;

· соответствие стандартам;

· технологичность;

3) коэффициент весомости 1,0:

· подготовка клиента к использованию товаров/услуг.

Группа № 4. Аспекты, характеризующие маркетинг.

Оценивается реалистичность программы маркетинга и ее эффективность по следующим критериям:

1) коэффициент весомости 3,0:

· исследование рынка;

· реклама;

· каналы сбыта товаров/услуг;

· методы стимулирования сбыта;

2) коэффициент весомости 2,0:

· предпродажное и послепродажное обслуживание.

Группа № 5. Производственные аспекты.

Оценивается производственный план предприятия с точки зрения рациональности использования ее технологического потенциала по критериям:

1) коэффициент весомости 3,0:

· система обеспечения и контроля качества товаров/услуг;

· накладные расходы;

2) коэффициент весомости 2,0:

· использование технологического потенциала;

· затраты на сырье, материалы и комплектующие;

· затраты на топливо и энергоносители;

· производственная кооперация.

Группа № 6. Финансовые аспекты.

Оценивается стратегия обеспечения финансирования проекта по следующим критериям:

1) коэффициент весомости 4,0:

· возможность привлечения средств из госбюджета;

· возможность привлечения средств населения;

· обеспечение финансовых гарантий;

2) коэффициент весомости 3,0:

· участие фирмы в финансировании проекта;

· возможность привлечения отечественных инвесторов;

· возможность привлечения зарубежных инвесторов;

· возможность получения кредитов в отечественных банках;

· возможность получения кредитов в зарубежных банках;

3) коэффициент весомости 2,0:

· общий объем финансирования проекта.

Группа № 7. Социально-экономические аспекты.

Проект оценивается с социальной точки зрения по критериям:

1) коэффициент весомости 3,0:

· обеспечение занятости населения;

· экспортный потенциал;

· экология региона;

· рост деловой активности;

2) коэффициент весомости 2,0:

· использование научно-технического потенциала;

· рост личных доходов населения региона;

· развитие отрасли;

· развитие производства, косвенно связанных с проектом;

· развитие объектов социальной сферы в регионе;

· решение демографических проблем;

· разработка новых рынков;

· рациональное использование природных ресурсов;

· безопасность населения;

· развитие региональной инфраструктуры.

Группа № 8. Коммерческая (финансовая) эффективность проекта.

Здесь анализируется уровень финансовых показателей эффективности проекта по следующим критериям:

1) коэффициент весомости 4,0:

· прибыльность проекта;

2) коэффициент весомости 3,0:

· время окупаемости инвестиций;

· ликвидность и платежеспособность.

Группа № 9. Риск проекта.

Здесь эксперты оценивают риск потери вложенных в проект средств в результате влияния различных факторов по критериям:

1) коэффициент весомости 3,0:

· экономический риск;

· риск сбыта;

· социально-политический риск;

2) коэффициент весомости 2,0:

· риск качества;

· риск обеспечения производства;

· бюджетный риск;

· природный риск;

· экологический риск;

· криминальный риск.

Для проведения качественной экспертизы инвестору необходимо сформировать группу квалифицированных экспертов (не менее 7 человек), а также выбрать методику обработки данных экспертизы.

В процессе экспертизы эксперты выбирают один из предложенных в опросном листе ответов (оценку). Результирующий рейтинг проекта рассчитывается алгебраическим суммированием произведений весовых коэффициентов критериев на значение их оценок:

,

где i – порядковый номер критерия; n – число критериев.

При этом рекомендуется:

· ранжировать проекты в зависимости от полученных величин рейтинга (Rnp);

· при значении Rnp < 200 баллов, следует считать данный проект неконкурентоспособным;

· при отклонениях значений Rnp для различных проектов в пределах 10 % они могут считаться равноценными.

Кроме экспертизы инвестиционного проекта, в оценочной практике также применяется так называемый экспресс-анализ бизнес-плана. Под экспресс-анализом, или экспресс-оценкой бизнес-плана инвестиционного проекта понимается определение за короткий промежуток времени (без детализированной проработки вопросов) пригодности или непригодности проекта для дальнейшего его рассмотрения и возможного финансирования. В первую очередь это касается бизнес-планов, которые претендуют на выделение централизованных инвестиционных ресурсов из бюджета развития белорусской экономики. Эта процедура, в основном, осуществляется на уровне отраслевого государственного управления с целью определения наиболее социально значимых идей и проектов.

Последовательность экспресс-анализа бизнес-плана предполагает оценку следующих моментов:

· определение момента старта проекта, начало которого должно быть позднее текущего момента рассмотрения;

· с помощью каких программных средств составлялся бизнес-план;

· установление типа используемых в расчете цен, их сопоставимость;

· определение связи между типом цен и ставкой дисконта;

· процент за кредит, который обычно не бывает больше, чем текущая ставка рефинансирования плюс 5-10 %;

· уровень превышения внутренней нормы доходности (ВНД) над кредитной ставкой (как правило, ВНД выше кредитного процента на 10-15 пунктов);

· уровень принятых в проекте ставок налогов;

· описание рынка с учетом величины, структуры и обоснования спроса;

· рассмотреть перечень переменных для анализа чувствительности и рассчитать границы безубыточности. Причем анализ устойчивости проекта имеет смысл только после правильного выполнения разделов «План маркетинга» и «Производственный план». Если граница безубыточности для спроса составляет 20 % (т.е. при снижении продаж на 20 % проект перестает быть прибыльным), а в маркетинговом плане надежно обосновано только 50 %-ное значение, то, скорее всего, денег на этот проект давать нельзя;

· если предусматривается финансирование из различных источников, необходимо внимательно проверять реальность условий кредитного договора: объема, сроков и величины процента

· при ориентации на государственную поддержку необходимы расчеты бюджетной и общественной эффективности.

Приведенная последовательность экспресс-оценки является условной, но тем не менее подобный подход вполне достаточен для того, чтобы выделить достойные проекты.

Кроме экпресс-анализа бизнес-плана проводится мониторинг бизнес-плана. Мониторинг – это процесс выявления отклонений фактических показателей реализации инвестиционного проекта от их прогнозных значений и оценки влияния данных отклонений на дальнейшую реализуемость и эффективность инвестиционного проекта. То есть цель мониторинга заключается в том, чтобы в каждый конкретный момент однозначно определить, выполняются ли условия реализуемости и эффективности проекта. По результатам мониторинга может быть либо сделан вывод о необходимости корректировки плана реализации проекта, либо принято решение о его прекращении.

Мониторинг относится к таким аспектам реализации проекта, как сроки выполнения работ, затраты, риски, качество и др. В отечественной практике мониторингу уделяется мало внимания, хотя часто оказывается, что первоначальные оценки по капиталовложениям и эксплуатационным затратам превышены, а сроки окупаемости, по сравнению с базовыми предположениями, значительно возрастают.

 

Рекомендуемая литература [2, 9, 11, 13, 31, 36, 43, 47, 48, 54].

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие составляются бизнес-планы в зависимости от целей?

2. Какие основные вопросы выносятся на презентацию бизнес-плана?

3. Как повысить эффективность презентации бизнес-плана?

4. Как на качество бизнес-плана влияет компетентность его разработчиков?

5. Каковы причины активизации работы в области бизнес-планирования?

6. В чем суть экспертизы инновационного проекта?

7. По каким критериям эксперты оценивают фирму в целом?

8. По каким критериям эксперты оценивают отрасль и отраслевой рынок?

9. По каким критериям эксперты оценивают товары или услуги?

10. По каким критериям эксперты оценивают маркетинг?

11. По каким критериям эксперты оценивают производственные аспекты проекта?

12. По каким критериям эксперты оценивают финансовые аспекты проекта?

13. По каким критериям эксперты оценивают социально-экономические аспекты проекта?

14. По каким критериям эксперты оценивают коммерческую (финансовую) эффективность проекта?

15. По каким критериям эксперты оценивают риск проекта?

16. В чем суть экспресс-анализа бизнес-плана?

17. В чем суть мониторинга бизнес-плана?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алейников, А.Н. Предпринимательская деятельность / А.Н.Алейников. М., 2003.

2. Алексанов, Д.С. Экономическая оценка инвестиций / Д.С.Алексанов, В.М. Кошелев. – М., 2003.

3. Бекетова, О.Н. Бизнес-план: теория и практика / О.Н. Бекетова, В.И. Найденков. – М., 2006.

4. Белолипецкий, Ф.Г. Финансы фирмы / Ф.Г. Белолипецкий. – Минск, 1998.

5. Бизнес-план / В.Г. Гавриленко, П.Г. Никитенко, Н.И. Ядевич. – Минск, 2001.

6. Брасс, А.А. Менеджмент и организационное поведение /А.А. Брасс. – Минск, 2005.

7. Буров, В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. – М., 2006.

8. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование / М.И. Бухалков. – М., 2000.

9. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и инноваций / С.В. Валдайцев. – М., 1997.

10. Горемыкин, В.А. Бизнес-план: методики, разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана / В.А. Горемыкин. – М., 2002.

11. Горохов, М.Ю. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ: Как привлечь деньги / М.Ю. Горохов, В.В. Малеев. – М., 1998.

12. Дербенева, Г.Ф. Планирование на предприятии АПК: практ. по бизнес-планированию / Г.Ф. Дербенева. – М., 2002.

13. Джей, Э. Эффективная презентация / Э. Джей. – Минск, 1997.

14. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер. – М., 2001.

15. Ивуть, Р.Б. Бизнес-план предприятия / Р.Б. Ивуть, Н.Н. Пилипук. – Минск, 2000.

16. Ильин, А.И. Планирование на предприятии / А.И. Ильин. – Минск, 2003.

17. Ильин, А.И. Бизнес-план предприятия / А.И. Ильин, Н.Н. Пилипук. – Минск, 2000.

18. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. – Минск, 2001.

19. Как составить бизнес-план производственной компании; пер. с англ. – М., 1997.

20. Как составить бизнес-план торговой компании; пер. с англ. – М.: Дело, 1997.

21. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер. – М., 2000.

22. Крутякова, Ю.А. Бизнес-планирование / Ю.А. Крутякова, С.Р. Юсупова. – М., 2006.

23. Курулев, А.П. Менеджмент на предприятии / А.П. Курулев. – Минск, 2006.

24. Макаревич, Л.М. Бизнес-план для иностранного инвестора: метод. пособие для практического применения / Л.М. Макаревич. – М., 1998.

25. Макаревич, Л.М. Бизнес-план для малого предприятия / Л.М. Макаревич. – М., 2003.

26. Махлин, Г.Е. Инвестиционное проектирование / Г.Е.Махлин. – Минск, 2006.

27. Махлин, Г.Е. Модельная методика калькуляции цен / Г.Е. Махлин // Налоговый консультант. – Минск, 2006. – № 8.

28. Мелкумов, Я.С. Организация и финансирование инвестиций / Я.С. Мелкумов. – М., 2001.

29. Мочалова, Л.А. Концепция финансового планирования в корпорациях / Л.А. Мочалова // Финансовый менеджмент. – Минск, 2004. – № 3

30. Муравьев, А.И. Предпринимательство / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. – СПб., 2001.

31. Наливайко, Г.М. Бизнес-планирование в малом предпринимательстве / Г.М. Наливайко, Л.Н. Сидоров; под ред. Г.И. Олехнович. – Минск, 1999.

32. О внесении изменений в методические рекомендации по организации разработки прогнозов развития организаций Минстройархитектуры на пять лет, бизнес-планов их развития на год: приказ Министерства архитектуры и строительства Респ. Беларусь, 16 нояб. 2005 г., № 290158 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.

33. О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 8 авг. 2005 г., № 873 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.

34. О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проекто: приказ Министерства торговли Респ. Беларусь, 14 декаб. 2006 г., № 158 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.

35. Об утверждении рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год: постановление Министерства экономики Респ. Беларусь, 30 окт. 2006 г., № 186 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.

36. Орлова, Е.Р. Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок / Е.Р. Орлова. – М., 2006.

37. Орлова, Е.Р. Инвестиции ошибок / Е.Р. Орлова. – М., 2003.

38. Оценка финансового состояния предприятия / Под ред. А.П.Моровой. – Минск, 1994.

39. Петер, Х. Верхан. Предприниматель. Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность / Петер Х. Верхан. – Минск, 1992.

40. Пиповаров, К.В. Бизнес-планирование / К.В. Пиповаров – М., 2004.

41. Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов: постановление Министерства экономики Респ. Беларусь, 22 апр. 1999 г., № 43 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.

42. Попов, В.М. Бизнес-планирование / В.М. Попов, С.И. Ляпунов. – М., 2003.

43. Попов, В.М. Бизнес-планирование. Анализ ошибок, рисков и конфликтов / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, А.А. Касаткин. – М., 2004.

44. Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов: постановление Министерства экономики Респ. Беларусь, 31 авг. 2005 г., № 158 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.

45. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь / В.А. Витушко [и др.]; под общ. ред. В.А. Витушко, В.И. Семенкова. – Минск, 2001.

46. Радиевский, М.В. Бизнес-план. Технико-экономическое планирование и обоснование финансовой стратегии предприятия / М.В. Радиевский. – Минск, 2000.

47. Риск-анализ инвестиционного проекта: учебник для вузов / Под ред. М.В. Грачевой. – М., 2001.

48. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. – Минск, 1998.

49. Савчук, В. Годовое бюджетирование: цели, способы, подходы и последовательность составления / В. Савчук // Финансовый директор – 2004. – № 11 (27).

50. Скриба, Н.Н. Бизнес-планирование в торговле: методические подходы и практические рекомендации / Н.Н. Скриба, И.М. Микулич, Р.П. Валевич. – Минск, 2000.

51. Управление проектами; под ред. И.И.Мазура. – М., 2001.

52. Уткин, Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности / Э.А. Уткин. – М., 1997.

53. Хорнгрен, Ч.Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Ч.Т. Хонгрен, Дж. Форстер. – М., 2003.

54. Циферблат, Л.Ф. Бизнес-план: работа над ошибками / Л.Ф. Циферблат. – М., 1999.

55. Энциклопедия малого бизнеса: практ. пособое для предпринимателей, разработанное специалистами Администрации США по малому бизнесу; под ред. Т.А.Слуки. – М., 1994.

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.. 7

1.1. Изменения, как причина бизнес-планирования. 7

1.2. Бизнес-план как инструмент эффективного управления предприятием.. 13

Контрольные вопросы и задания…………….……………………....16

2. СУТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ.. 17

2.1. Определение, функции и цели бизнес-плана. 17

2.2. Назначение бизнес-плана. 21

Контрольные вопросы и задания…………….……………………....26

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА.. 27

3.1. Бизнес-план как документ. 26

3.2. Раздел бизнес-плана «Характеристика предприятия и стратегия его развития» 32

3.3. Раздел бизнес-плана «Описание продукции». 34

3.4. Раздел бизнес-плана «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга». 36

3.5. Раздел бизнес-плана «Производственный план». 45

3.6. Раздел бизнес-плана «Организационный план». 50

3.7. Раздел бизнес-плана «Инвестиционный план». 54

3.8. Раздел бизнес-плана «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности» 56

3.9. Раздел бизнес-плана «Показатели эффективности». 58

3.10. Оценка и страхование риска. 64

Контрольные вопросы и задания…………….……………………....68

4. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС- ПЛАНИРОВАНИЯ.. 70

4.1. Разработка бюджета предприятия средствами имитационного моделирования 70

4.2. Система плановых нормативов и модельная методика плановой калькуляции цен 84

4.3. Сметы как инструмент расчета плановой стоимости работ. 112

Контрольные вопросы и задания…………….……………………..116

5. ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 117

5.1. Бизнес-планирование на строительных предприятиях. 117

5.2. Бизнес-планирование в сфере обслуживания. 122

5.3. Бизнес-планирование на торговых предприятиях. 128

5.4. Особенности бизнес-планирования совместного предприятия. 133

Контрольные вопросы и задания…………….……………………..138

6. ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ОЦЕНКА БИЗНЕС-ПЛАНА.. 139

6.1. Порядок презентации бизнес-плана. 139

6.2. Экспертиза инвестиционных проектов. 143

Контрольные вопросы и задания…………….……………………..151

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 151

 


Учебное электронное издание

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: