Скандинавская модель управления.




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Доклад на тему:

«Дания. Общие сведения и социально-экономическая модель управления»

Подготовил студент второго курса, группы 2162

Е.А. Доброславская

 

Санкт-Петербург 2016

 

Дания, одно из древнейших государств Северной Европы, занимает важную ключевую позицию на перекрестке оживленных торговых путей из Балтийского моря в Северное, с одной стороны, и между Центральной Европой и Скандинавским полуостровом - с другой. Историческое ядро Датского государства составляет большая часть Ютландского полуострова с прилегающими островами, Датский архипелаг (острова Зеландия или Шелланн, Фюн, Лолланн и др.) и остров Борнхольм. Все эти территории в официальных документах объединяются под названием "собственно Дания".

Помимо того в состав Дании входят Фарьерские острова и Гренландия, пользующиеся внутренним самоуправлением.

Столица государства - город Копенгаген.

Площадь собственно Дании составляет около 43 тыс. кв. км, а населяет ее 5, 12 млн. человек. Это одна из малых европейских стран. По размерам она значительно уступает соседним государствам Скандинавского полуострова, будучи в 10 раз меньше Швейцарии и в 7, 5 раз меньше Норвегии.

Административное деление. В составе Дании - Фарерские острова (в Атлантическом океане) и остров Гренландия (в Северной Америке), пользующиеся внутренним самоуправлением.
Государственный строй. Дания - конституционная монархия. Глава государства - монарх (королева). Глава правительства - премьер-министр.

Население. 5,2 млн. жителей. 98 % - датчане, проживают также немцы, шведы, норвежцы. 70 % живет в городах.

Государственный язык - датский.
Более 90 % датчан принадлежит к Лютеранской Национальной Церкви Дании.

Сухопутная граница Дании с ФРГ протяженностью 68 км пересекает Ютландский полуостров в его наиболее суженной части и не связана с крупными природными рубежами. Остальные границы этой страны проходят по морю. На западе берега омывает Северное море, на севере- пролив Скагеррак, на востоке- проливы Каттегат и Эресунн(Зунд), на юго- востоке - Балтийское море. Наименьшая ширина Эресунна (восточного пролива) всего 4 км, и в хорошую погоду с датского берега можно разглядеть побережье Швеции.

Находясь на полуострове Дания нигде нельзя удалиться от моря более чем на 52 км. Общая длина береговой линии 7300 км, половина этой длины приходится на долю островов (которые занимают 2/5 площади страны); всего насчитывается около 500 островов(400 не имеют постоянного населения), большинство их сосредоточено на востоке страны, у входа в Балтийское море, и объединяются в Датский архипелаг.

Скандинавская модель управления.

Специфика данной модели:

- социальная защищенность – гражданское право каждого человека;

- государство несет ответственность за социальное благополучие своих граждан;

- государство, перераспределяя ресурсы, является основным производителем социальных услуг;

- доля социальных услуг очень высока.

Главной особенностью этой модели является всеобщность (универсализация) социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного государством. Модель отличается высокой ролью государства в обобществлении доходов и общенациональными социальными механизмами управления. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг (в том числе бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. п.).

Направления и пути реализации социальной политики в скандинавских странах определяются политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров. Их цель – обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости.

Социал-демократическая модель социальной политики основана на концепции «солидарности» (социальная защита – это дело всего общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и «социального гражданства» (требование равенства в социальной защите выше либерального требования типа «пусть каждый сам заботится о своем благосостоянии и обеспечении»).

Экономическая основа этой модели – эффективное производство, полная занятость, сильные объединения работодателей и профсоюзов и договорные отношения между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределения общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств (через систему налогообложения). Государство обеспечивает реализацию гарантированных прав и действий социальной защиты и несет ответственность за активное функционирование различных негосударственных социальных служб. Это возможно при наличии сильного и децентрализованного управления.

Налоги, как правило, весьма высокие, имеют косвенный характер и связаны с розничной продажей товаров и услуг населению. Доходы облагаются по прогрессивной шкале.

Можно определить ряд принципов социальной защиты, характерных для социально-демократической модели:

1. Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; общество не может отказаться от слабых элементов и должно предоставить им возможность удовлетворения своих потребностей.

2. Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Если же клиенты не в состоянии нести за себя ответственность, они могут быть принудительными.

3. Социальная защита должна быть непрерывной, всесторонней, адекватной социальным рискам, охватывать все сферы жизни человека.

4. Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Такой подход помогает преодолеть разрыв в физических и в социальных возможностях как«слабых» групп, так и всего общества. В частности, все должны иметь равную возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

Активная перераспределительная политика в скандинавских странах решила проблемы бедности, но не смогла вполне решить проблемы социально уязвимых групп (инвалидов, детей, стариков, безработных). Как следствие принципа обеспечения социальных прав граждан, уровень затрат на социальную защиту является довольно высоким, что позволяет добиваться ее эффективности и поддерживать большое число сторонников социал-демократической модели.

Модель предполагает наличие корпоративной системы социальной защиты в рамках предприятий. Правительство использует социальное партнерство как механизм согласования интересов наемных работников и работодателей, инструмент регулирования классовой борьбы в целях повышения уровня социальной защищенности трудозанятого населения. Эта модель имеет обязательным предварительным условием высоко и хорошо организованное общество и является итогом политической приверженности принципам общества благосостояния.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в Дании сформировалась скандинавская модель управления. В доказательство этому приведем несколько фактов об этой стране:

· Низкий уровень коррупции. В 2012 году в Индексе коррупции Transparency International, все пять стран Северной Европы вошли в число 11-ти наименее коррумпированных из 176 стран списка.

· Высокий процент рабочих, входящих в профсоюзы. Членами профсоюза являются более 50% рабочих. Для сравнения членство в профсоюзах составляет 12,9 % в Мексике и 11,3 % в США.

· Партнерство между работодателями, профсоюзами и правительством, причем эти социальные партнеры часто договариваются об условиях между собой, а не только через процедуры установленные законом.

· Высокие пособия по безработице и досрочному выходу на пенсию. В 2001 году пособия по безработице были около 90 % от заработной платы в Дании.

· Государственные расходы на здравоохранение и образование значительно выше в Дании, Швеции и Норвегии по сравнению с другими странами ОЭСР.

· Защита права собственности, легкость ведения бизнеса.

· Низкие барьеры для свободной торговли. Это сочетается с коллективным распределением рисков (социальные программы, институты рынка труда), которое защищают от рисков, связанных с экономической открытостью.

· Общая налоговая нагрузка (в процентах от ВВП) является одной из самых высоких в мире, в Дании она составляет около 46 %.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: