Юридические специальности




Можно определить юридическую профессию как официально признанный государством и регламентированный законом род деятельности, связанный с правовым регулированием общественных отношений, обеспечением соблюдения членами общества правовых предписаний, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых путем юридического образования или практического опыта, накладывающий на юристов социальную ответственность за эффективное выполнение возложенных на них обязанностей в системе разделения труда.

 

Юридические специальности

 

1. Понятие и виды областей (сфер) деятельности юриста. Специфика потребностей в профессиональной деятельности юриста.

 

2. Профессиональная карьера юриста.

 

3. Юристы в экономике.

4. Юристы в органах внутренних дел.

5. Следственная деятельность.

6. Основные цели и задачи органов прокуратуры.

7. Правовой статус судей. Понятие среды и условий профессиональной деятельности судей.

 

8. Понятие и содержание профессиональной деятельности адвокатов, нотариусов, юрисконсультов.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что вы понимаете под профессиональной работой юриста?

 

2. Как вы объясните понятие «профессиональная карьера юриста»?

 

3. Дайте краткую характеристику понятия, содержания основных юридических специальностей как видов карьер юристов-профессионалов.

 

Юридическая работа специфична и многогранна. По существу, она присутствует во всех сферах социальной жизни. Юристов можно встретить в структурах всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной – как федерального уровня, так и регионального. Некоторые должности (например, судьи или прокурора) в принципе не могут быть заняты человеком, не имеющим соответствующего юридического образования. В юридических отделах, бюро, других подразделениях предприятий, учреждений, общественных объединений специалисты-правоведы осуществляют самые разные функции. В каждой области работа юриста приобретает дополнительные особенности, специфику.

 

В технологическом плане работа юриста в сфере социального обеспечения значительно отличается от соответствующей работы в сфере промышленного производства, хотя отдельные виды операций и отдельные задачи могут совпадать.


 

 


Для осуществления профессиональной деятельности юристов в настоящее время важно обеспечить подготовку юристов для деятельности в условиях рынка и одновременно выявлять трудности в той или иной сфере и в осуществлении профессиональной карьеры. Приметой современного этапа развития общества стало стремление многих руководителей получить второе высшее – юридическое

 

– образование.

Все это обусловлено возросшей ролью права, юридических знаний, а соответственно и юристов в жизни российского общества, что, в свою очередь, вызвано формированием структур гражданского общества и правового государства в соответствии с общими закономерностями, характерными для развития цивилизованных стран, прежде всего, западной и прозападной культуры.

 

В зависимости от содержания, сферы применения, форм и методов юридическая работа делится на несколько видов. Например, правосудие, правозащитная деятельность, правовая работа в государственных учреждениях, органах местного самоуправления, на предприятиях, в разного рода учреждениях. Это ведет к специализации юристов, что способствует повышению качества и эффективности правовой работы с точки зрения и права, и факта.

 

В результате сложился известный набор юридических специальностей. Наиболее распространенные среди них – следователь, прокурор, адвокат, судья, нотариус, юрисконсульт. Но прежде чем перейти к конкретной характеристике особенностей их профессиональной деятельности, необходимо раскрыть понятие «профессиональная карьера юриста».

 

Понятие «карьера юриста» обозначает работу, продвижение и принадлежность к устойчивой, иерархически организованной системе должностей, которая определяет стаж, льготы, условия продвижения по службе, единые требования к ней применительно к специфике юридической деятельности, определяемой целью, кругом обязанностей, методами осуществления и обособленной ведомственно, организационно. (См.: Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность: Учеб. пос. –

М., 1997. С. 224).

Каждый вид карьеры юриста имеет свою специфику.

Группа взаимосвязанных (по вертикали и горизонтали) должностей образует специфическую карьеру. Например, карьера следователя прокуратуры начинается

 

с низовой должности и заканчивается, скажем, должностью начальника Следственного управления или заместителя Генерального прокурора страны.

 

Общество должно знать, как работают отдельные группы юристов, каковы условия их труда, насколько реализуют они социальные потребности. Чтобы выбрать себе подходящую карьеру, студенты должны иметь общее представление

 

о выбранной профессии.

 

Следователь

 

Профессиональная деятельность следователей наиболее подробно описана в специальной литературе и в средствах массовой информации. Деятельность следователей всегда привлекает внимание общества.


 


В широком смысле понятие «следователь» - собирательное. На практике оно охватывает своим содержанием два несколько отличающихся друг от друга вида деятельности: дознаватель и собственно следователь.

 

Общим для дознавателя и следователя является то, что они призваны на законном основании, качественно, всесторонне и полно расследовать уголовное дело в установленные законом сроки и завершить его принятием процессуального решения. Следователю и дознавателю законом предоставлены весьма широкие властные полномочия и большая самостоятельность. Вместе с тем, они несут ответственность за законное и своевременное проведение расследования.

 

Между ними существуют и различия. Так, производство дознания закон возлагает на административные органы государства и должностных лиц, выполняющих административно-распорядительные (управленческие) функции, то есть осуществление дознания для них представляет собой факультативную, как бы второстепенную функцию по отношению к основным обязанностям.

 

Право осуществлять дознание в пределах своей компетенции предоставлено милиции; командирам воинских частей и соединений, начальникам военных учреждений, следственных изоляторов; органам ФСБ, органам государственного пожарного надзора и др.

 

Пожалуй, наиболее профессионально дознание проводится правоохранительными органами. В большинстве случаев оно осуществляется штатными дознавателями, которые состоят на службе в соответствующем подразделении. В отдельных случаях по соответствующему поручению дознание могут производить участковые инспекторы, оперативные уполномоченные уголовного розыска и другие уполномоченные лица. Следовательно, круг тех, кого принято называть дознавателями, достаточно широк.

 

Собственно же следователь – это должностное лицо органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры, назначенное на должность в установленном порядке и наделенное исключительной функцией производства предварительного следствия, то есть правом совершать действия, суть которых сводится к выяснению совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для справедливого, правильного разрешения уголовного дела и решения вопроса о предъявлении конкретному лицу обвинения в совершении преступления.

 

К лицам, претендующим на должность следователя, предъявляются определенные, установленные в законе требования. По общему правилу они должны: иметь российское гражданство, высшее юридическое образование, обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также соответствующим состоянием здоровья.

 

Следователи подвергаются периодической аттестации. В ходе ее оцениваются результаты работы следователя, его деловые качества, профессиональная подготовка и делается вывод о соответствии или несоответствии занимаемой им должности.

 

Хорошего следователя отличают обширные профессиональные знания, владение необходимыми умениями и навыками. К профессиональным особенностям работы следователя относятся: поиск, направленный на быстрое и полное раскрытие преступлений; воссоздание, восстановление событий прошлого


 


на основе найденных фактов, юридических доказательств по делу. В связи с этим от следователя требуются наблюдательность, умение анализировать факты и обстоятельства, работать с людьми, получать от них интересующие его достоверные сведения, проницательность и прозорливость, максимально полное использование специальных знаний, результатов экспертиз, заключений специалистов.

 

Для выполнения своих профессиональных обязанностей следователь наделен соответствующими правами. Он обладает процессуальной независимостью и самостоятельностью. Следователь вправе самостоятельно направлять ход расследования, вызывать и обеспечивать явку обвиняемых (подозреваемых), потерпевших, экспертов, специалистов, законных представителей. Он вправе потребовать документы, назначать ревизии и экспертизы. Следователь правомочен производить задержание и применять меры пресечения, а также принимать меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества, давать обязательные поручения органам дознания о производстве следственных и розыскных действий.

 

Процессуальная самостоятельность следователя при принятии решения по делу представляет реальную гарантию законности и обоснованности его процессуальных решения, поскольку дает возможность в пределах установленной законодательной компетенции самостоятельно формулировать выводы и суждения на основе проверенных достоверных доказательств.

 

Для установления истины по каждому уголовному делу следователь должен сам проверить и оценить доказательства, убедиться в их достоверности и не поддаваться воздействию тех лиц, кто не исследовал доказательства.

 

В современном законодательстве вектор развития направлен на поиск истины. Генеральная линия здесь – ограничение субъективизма и волюнтаризма, связанность внутреннего убеждения совокупностью доброкачественных доказательств, взятых в целом, в их взаимообусловленности, оцениваемых не тенденциозно, а объективно.

 

Качеству и эффективности работы следователя благоприятствуют хорошие законы. Но довольно долгое время у нас существовал и известный разрыв, некоторая несогласованность в развитии материального и процедурно-процессуального законодательства.

 

Однако никакой закон, даже очень хороший, просто замечательный, не может освободить следователя от обязанности принимать решения в условиях самостоятельности и ответственности, на основе неопровержимой совокупности бесспорных доказательств. В связи с этим для утверждения идеи господства права, принципа правозаконности очень важно укомплектовать следственный аппарат достаточной численностью кадров, умеющих работать в рамках закона, который предоставляет следователю столько права, но и возлагает на него столько обязанностей и ответственности, сколько необходимо и достаточно для выполнения им своего профессионального долга.

 

Выполнение следственной работы требует высокой позитивной мотивации, готовности к труду, принципиальности и многих других положительных качеств.

 

Настоящий следователь – это обязательно умный человек.


 


По мнению А.Р. Ратинова, ум следователя должен отличаться целым комплексом специфических свойств:

- глубина –способность проникать за поверхность видимого,сущность фактов,понимать скрытый смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты поступков;

 

- широта –умение охватить мыслью большой круг фактов,вопросов и проблем,привлекая для их систематизации и расширения знания из различных областей науки и культуры, из теории и практики;

 

- мобильность –способность продуктивного мышления,мобилизации ииспользования знаний и умений в сложных условиях, в критической обстановке;

 

- быстрота –умение решать задачи в минимальное время,производяускоренную оценку обстановки и принимая неотложные меры;

 

- самостоятельность –способность ставить цели и задачи,умение находитьрешения проблем и пути к достижению целей без посторонней помощи;

 

- целеустремленность –волевая направленность мышления на решениеопределенной задачи; способность длительное время удерживать ее в сознании

 

и организованно, последовательно, планомерно думать над ее разрешением;

- критичность –умение взвешивать,оценивать сообщения,факты,предложения, отыскивать ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;

 

- гибкость –умение подходить к явлениям с разных точек зрения,устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который уже был усвоен, варьировать способы действий, перестраивать свою деятельность

 

и изменять принятые решения в связи с изменением обстановки.

 

Прокурор

 

Учреждение института прокуратуры в России связано с государственными реформами Петра I. Наряду со многими другими преобразованиями и нововведениями он создал еще и так называемые фискальные органы, специально предназначенные для контроля и надзора за соблюдением законов. Затем институт фискалов был преобразован в институт прокуроров.

 

Установленная 22 января 1722 г. Указом Петра I должность генерал-прокурора просуществовала вплоть до октября 1917 г. В императорском Указе повелевалось: «Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». Суть же самой должности ее учредитель определил так: «Сей чин яко око наше». Первым генерал-прокурором стал граф Павел Иванович Ягужинский (1683-1736). Всего же эту должность занимали 33 человека, среди которых были не только блестящие юристы (Д.Н. Замятин, Д.Н. Набоков, Н.В. Муравьев), но и выдающиеся поэты (Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев).

 

В разные периоды своего существования цели, задачи, функции, система российской прокуратуры не могли, конечно, оставаться неизменными. И сегодня среди политиков и ученых существуют разные взгляды на сущность и роль прокуратуры в механизме современного государства. О целях и содержании


 


деятельности прокуратуры постоянно ведутся споры и дискуссии. Словом поиск места прокуратуры в обществе не завершен.

 

Прокурор – представитель государственной власти, его деятельность носит публично-правовой характер. Служба в органах прокуратуры является видом федеральной государственной службы, а прокурорские работники – это государственные служащие Российской Федерации, исполняющие обязанности по государственной должности федеральной государственной службы.

 

К лицам, претендующим на должность прокурора, законом предъявляются определенные требования. Прокурорами могут быть только: граждане Российской Федерации с высшим юридическим образованием, полученным в вузе, который имеет государственную аккредитацию, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, и способные по состоянию здоровья исполнять возложенные на них служебные обязанности.

 

На должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокуроров или следователей в органах прокуратуры не менее трех лет. На должность прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.

 

Правда, существуют и исключения из общего правила. Так, на должность помощников прокуроров прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в аккредитованных вузах и завершившие третий курс, а на должность прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур – лица, имеющие опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

 

Не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на этой службе лицо, если оно: имеет гражданство иностранного государства; признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; решением суда лишено права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; имело или имеет судимость; имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей; состоит в близком родстве или свойстве с работниками органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; отказывается от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение обязанностей по должности, на которую он претендует, связано с использованием таких сведений.

 

Прокуроры наделены служебным иммунитетом. Любая проверка сведений о факте правонарушения, совершенного прокурором, возбуждение против него уголовного дела, производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокуроров, досмотр их вещей и используемого ими автотранспорта,


 


кроме случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц.

 

Вместе с тем на прокуроров распространяется ряд ограничений. Так, они не имеют права совмещать свою работу с предпринимательской, коммерческой деятельностью, другой оплачиваемой работой. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать непосредственное участие в их работе.

 

Деятельность прокурора многопланова. С одной стороны, она требует универсальности, а с другой – специализации. Прокурор осуществляет надзор за органами, ведущими оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия и дознания, за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

 

Прокурор, олицетворяя собой обвинительную власть, осуществляет уголовное преследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, осуществляет надзор за законностью и обоснованностью судебных постановлений (приговоров, решений), опротестовывает постановления, противоречащие закону. В судопроизводстве прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Одновременно решает и задачи правозащитного характера.

 

Суть деятельности прокурора всегда одна:государственный надзор заисполнением законов государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, гражданами.

 

Хороший прокурор – это обязательно умелый организатор, психолог, воспитатель, в какой-то мере педагог, мастер слова – оратор. Знания в области социологии и криминологии помогают ему правильно оценивать общую ситуацию, разбираться в причинах и условиях правонарушений (преступлений). Многие прокуроры, занимаясь научно-исследовательской и преподавательской деятельностью, добиваются определенных успехов на научном и педагогическом поприщах, становятся обладателями ученых степеней и званий, авторами содержательных, интересных статей и книг, мудрыми наставниками молодых специалистов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: