Воспитатель: Ребята я хочу загадать вам загадку:
«Урожаи собираю, птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю, но не касаюсь сосен
Иду к вам (Осень)
Дети: Это осень.
Воспитатель: А по каким приметам вы её узнаете?
Дети: Листья жёлтые и падают, холодно.
Воспитатель: Осенью у всех много хлопот. И птицы и звери стараются сделать на зиму припасы. А что люди убирают осенью на полях, в садах?
Дети: Овощи и фрукты.
Воспитатель: Но осенью можно не только собирать овощи, но сеять и сажать, например, осенью можно посеять морковку и петрушку, посадить лук, чеснок. Вспомните, когда мы сеяли семена цветов и овощей?
Дети: Весной.
Воспитатель: Есть растения, у которых семена и луковицы не боятся зимних морозов, поэтому их можно сажать осенью. А какое время года будет после осени?
Дети: Будет зима.
Воспитатель: Только для того чтобы получить хороший урожай, людям надо много потрудиться. Не зря придумали пословицу, вспомните её.
Дети: «В землю не положишь и с земли не возьмёшь».
Воспитатель: А что мы сегодня положим в землю, вы отгадайте:
Не корень, а в земле не хлеб, а на столе.
И к пище приправа, и на микробов управа.
Дети: Это чеснок.
Воспитатель: А зачем нам нужен чеснок?
Дети отвечают, что он помогает от простуды, в нём есть витамины.
Воспитатель: Прежде, чем сажать чеснок его надо подготовить к посадке. Это сейчас мы и будем делать.
Воспитатель выставляет на стол поднос с чесноком и предлагает детям выбрать тот чеснок, который они хотели бы посадить.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой чеснок лучше для посадки: большой или маленький.
Практическая часть:
Перед работой беседа с детьми о правилах труда в природе и правилах безопасности при работе с инвентарем.
Дети с помощью воспитателя договариваются, кто что будет делать:- еще раз грабельками взрыхлить грядку (не затаптывая ее, чтоб не было комочков
- с помощью шнура делаются бороздки
- по очереди втыкать зубчики в бороздку с помощью мерной линейки.
Воспитатель объясняет, что чеснок надо сажать на заданном линейкой расстоянии в борозде, чтобы ему не тесно было. Воспитатель предлагает детям разомкнуться в шеренгу на вытянутые руки.
Воспитатель: но нужно соблюдать не только ширину между зубчиками, но и глубину заделки их в землю. Что будет если, мы их очень глубоко посадим?.
Дети затрудняются с ответом.
Воспитатель: Если посадить зубчики глубоко, то их нежным листикам трудно будет пробиться сквозь землю к солнышку, а если наоборот чуть-чуть присыпать землей, то осенние дожди вымоют его из почвы и он погибнет.
И так, что мы сейчас будем делать?
Дети: Мы посадим чеснок
В черную земельку
В мягкую постельку.
Чтобы дети не затоптали грядку, воспитатель предлагает им сажать чеснок по очереди и наблюдать каким концом дети втыкают в почву зубчики.
Воспитатель: Но это не просто земля (показывая ком земли) это почва, а в ней хорошо растут, разные растения. А кто в ней живет?
Дети: червячки, жучки, муравьи, мышки.
Воспитатель: Правильно, земля дом родной для всех кто живет в ней и на ней.
Послушайте стихотворение:
Возьми комок земли
В нем корешки цветов живут,
Он червякам дает приют
В нем влага, воздух, перегной,
Он часть земли твоей родной.
А теперь вспомните, как правильно зубчики втыкать в землю?
Дети: хвостиком вверх.
Воспитатель: что из него вырастет?
Дети: листья.
Воспитатель: а с нижней части зубчика, что вырастет?
Дети: корешки.
Воспитатель: куда растут листики?
Дети: Вверх, к солнышку.
Воспитатель: А куда будут расти корешки?
Дети: Вниз.
Воспитатель помогает затрудняющимся детям отмерять меркой расстояние между зубчиками, напоминая при этом, чтобы их не сильно вдавливали, так как после посадки чеснока бороздки заравниваются грабельками.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, земля сухая в бороздках или влажная?
Дети отвечают по-разному.
Воспитатель объясняет, что зимой часто идут дожди, и если земля влажная, то поливать бороздки не надо, а если сухая, то можно их полить из лейки. После посадки чеснока все бороздки аккуратно засыпает кто-нибудь из детей с помощью воспитателя.
Воспитатель: Вот какая красивая получилась грядка, давайте все ею полюбуемся и попросим чеснок расти:
Дети: Ты, чеснок, уродись! Ты расти глубоко вниз!
И над грядкой, над землей выкинь листик молодой.
Воспитатель: Теперь он будет расти, а мы за ним ухаживать и наблюдать за его ростом. Что у него появится над землей, как мы узнаем, что он растет?
Дети: у него вырастут листики.
Воспитатель: сначала они будут совсем маленькие, потом чуть больше, а потом придет зима и спрячет их под снегом, пускай спит чеснок. Какое время года придет после зимы?
Дети: Весна наступит.
Воспитатель: А весной природа просыпается, проснется и чеснок. Как мы узнаем, что он проснулся?
Дети: Листики вырастут.
Воспитатель: Вот как листики растут, мы и будем отмечать в нашей таблице наблюдений, а кончится, весна придет…
Дети: Лето.
Воспитатель: Тогда мы и соберем наш урожай. Вот как долго надо расти чесночку, чтобы созреть.
Вы сегодня славно потрудились, молодцы, я вами горжусь.
Теперь как в пословице: «Кончил дело –
Дети: Гуляй смело!
Воспитатель: наше занятие закончилось, что нам осталось сделать?
Дети отвечают, что надо собрать и почистить инструменты, привести в порядок свою одежду, обувь и протереть руки влажными салфетками.
Итог:
Воспитатель: Посмотрите ребята, какой большой труд мы с вами сделали. Сколько, много семян посадили. Теперь поставим наши семена на окошко и будем ухаживать. И наблюдать за ними. Ну что, понравилось вам сажать семена?
Дети: Да.