Психолого-педагогические характеристики учителя




Учитель изобразительного искусства и его роль в учебном процессе

Имидж современного педагога. Компоненты педагогической культуры учителя

Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.

Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов.

Имидж образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности. А становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими. Имидж своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.

Имидж педагога эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

В современном российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но не только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей.

Функции имиджа учителя:

  • профессиональная – обеспечение высокого качества обучения и

воспитания;

  • социальная – развитие творческой активности учащихся,

повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение

общественной значимости этой профессии;

  • духовно - нравственная – формирование личности ученика,

проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям);

  • визуальная – формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

Психолого-педагогические характеристики учителя

Педагог обязан давать детям добротные знания, хорошо знать свой предмет и иметь достаточную методическую подготовку. Выделяют следующие общие психолого - педагогические требования к учителю:

  • Знание своего предмета, умение соотнести теоретические знания с жизненным опытом.
  • Ясность изложения, возможность встать на позицию ребёнка, знание методики преподавания.
  • Теплота и доброжелательность, адекватное педагогическое общение.
  • Энтузиазм, интерес к своему предмету, желание научить и заинтересовать.

Успешность своих действий учитель может определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • хорошо проведён урок: ученик на уроке повысил своё самоуважение и ощутил себя компетентным;
  • плохо проведён урок: ученик уходит с урока униженным, подавленным или разочарованным, он не видит полезного результата занятий для себя.

Представление учащихся о своих способностях обеспечивает мотивацию обучения в гораздо большей степени, чем истинный уровень этих способностей. Дети хорошо чувствуют себя в школе, когда часто переживают успех.

Если ученики верят, что могут учиться, знают, что способны строить позитивные отношения с педагогом и вносить свой вклад в жизнь классного коллектива, то им нет необходимости тратить свою энергию на нарушения поведения. Поэтому критерием успеха деятельности учителя является выполнение им главных задач по отношению к ученикам.

Главные задачи по отношению к ученикам:

    • Развивать веру в успех.
    • Считать ошибки нормальным и нужным явлением.
    • Обращать внимание на прошлые успехи.
    • Сделать процесс обучения ощутимым
    • Признавать и видеть достижения каждого.
    • Учить детей управлять собственной деятельностью.

Учителю необходимо прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.

Главная задача учителя – передать свои знания воспитанникам и научить их применять эти знания на практике.

Педагог должен уметь просто и убедительно выражать свои мысли. Но самое главное качество для учителя – любовь к детям, без которого профессиональная деятельность специалиста невозможна.

Компоненты педагогической культуры учителя:

1. Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей.

2. Гармоничное умственное, нравственное, и эстетическое развитие. 3. Педагогическое мастерство.
4. Установка на постоянное самосовершенствование.
5. Культура поведения и общения, педагогический такт.

6. Личностная самостоятельность учителя.
7. Общая педагогическая эрудиция и компетентность.
8. Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.

Качества необходимые для эффективной работы:

1. Способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников. 2. Умение придать личностную окраску преподаванию.
3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития

положительной Я-концепции у воспитанников.
4. Умение управлять собой и детьми.
5. Владение стилем неформального общения с воспитанниками.
6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе,

жизнерадостность.
7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём. 8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям. 9. Креативность.
10. Способность к рефлексии.

Критерии успешности учителя

Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.

Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.

Педагог, предпочитаемый детьми

1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.

Отношение к себе: Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен. Отношение к работе: Трудоспособный и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает
ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.

2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.

3. Деловые качества. Знания своего предмета. Умения заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.

4. Внешний вид: Хорошо одет. Приятный голос. Общая привлекательность.

Профессионально - педагогическая культура учителя

Под педагогической культурой подразумевается совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность и образованность.

Это интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель его профессионального самосовершенствования. Носителями профессионально- педагогической культуры (ППК) являются люди, призванные осуществлять педагогический труд.

Составляющими компонентами профессионально-педагогической культуры являются аксиологический, технологический и личностно - творческий.

Аксиологический компонент ППК включает в себя совокупность педагогических ценностей (аксиология – философское учение о материальных и духовных ценностях, их происхождении и сущности).

В качестве педагогических ценностей выступают знания, идеи, концепции, имеющие в данный момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы.

Педагогические ценности это внутренний эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий отношение к окружающему миру, к самому себе, моделирующий содержание и характер выполняемой профессиональной деятельности. Педагогические ценности объективны, т. к. формируются исторически, в ходе развития общества и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Выделяют:

• общественно - педагогические ценности – проявляются в форме морали, религии, философии. Это идеи, представления, нормы и правила, регламентирующие воспитательную деятельность и общение в рамках всего общества;

• профессионально - групповые ценности – совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих профессионально-педагогическую деятельность;

• личностно - педагогические ценности – это система ценностных ориентаций личности, сложное социально-психологическое образование, отражающее ее целевую и мотивационную направленность.

Каждый педагог, аккумулируя общественно - педагогические и профессионально - групповые ценности, строит свою личную систему ценностей, элементы которой принимают вид аксиологических функций.

К числу такого рода функций могут быть отнесены концепция формирования личности специалиста, концепция деятельности, представления о технологии построения образовательного процесса, о специфике взаимодействия с учащимися, о себе как профессионале и т.п.

Интегративной аксиологической функцией, объединяющей все другие, является индивидуальная концепция смысла профессионально-педагогической деятельности в жизни педагога.

Технологический компонент ППК – процесс решения педагогических задач.

Личностно - творческий компонент ППК – отражает творческое начало личности педагога. Важнейшей предпосылкой творческой деятельности служит способность выделить свое профессиональное «я» из окружающей педагогической действительности, противопоставить себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать по поводу своих действий, слов, мыслей.

Педагогическое творчество это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: