Тарифные методы в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности




 

Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально -экономических условий, места в мировой экономике, природно-географического положения, руководствуясь общенациональными и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей[17].

Таким образом, формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально -экономическому прогрессу своего населения.

В странах бывшего социалистического лагеря господствовали государственная и кооперативная собственность на средства производства. Экономика развивалась по единому государственному директивному плану, применялась государственная монополия внешней торговли. Связи национальной экономики с другими государствами через мировой рынок строго регламентировались государством, устанавливавшим жесткие планы развития внешней торговли.

В странах с развитой рыночной экономикой, напротив, национальная экономика развивается в тесном взаимодействии с мировой экономикой посредством мирового рынка, на основе рыночных отношений. В этих странах нет государственной монополии внешней торговли. Последняя осуществляется, как правило, частными фирмами на коммерческих началах. Но государство регулирует внешнеэкономическую деятельность с помощью системы экономических и административных методов.

В научной литературе и в практике хозяйствования методы государственного регулирования ВЭД обычно подразделяются на две группы[18]:

-тарифные методы, к которым относятся ввозные и вывозные пошлины и таможенные сборы;

-нетарифные методы, к которым относятся НДС, акциз, а также методы административного регулирования ВЭД - квотирование, лицензирование, сертификация товаров и другие методы[19].

Выделение тарифных методов в особую группу в определенной мере оправдано той специфической ролью, которую играют таможенные тарифы в регулировании ВЭД. Вместе с тем приведенная выше классификация методов регулирования ВЭД представляется недостаточно обоснованной в научном отношении и на практике не способна ориентировать на системное решение вопросов регулирования ВЭД[20].

Во-первых, вызывает сомнение целесообразность объединения в одну группу нетарифных (с помощью НДС и акциза) и административных методов регулирования (квотирования, лицензирования, и т.п.). НДС, акциз, как экономические методы управления, по своей природе схожи с тарифными, которые являются также экономическими методами регулирования ВЭД. И те, и другие соответствуют природе рыночных отношений, они относятся к числу важнейших экономических регуляторов экономики, значение которых будет не ослабляться, а усиливаться. Необходим комплексный системный подход к использованию их в качестве регуляторов ВЭД.

Во-вторых, административные методы регулирования ВЭД целесообразно выделить в особую группу: международные и региональные организации обычно особенно резко реагируют на применение этих мер и требуют их отмены; с другой стороны, при определенных ситуациях, применение этих мер может стать необходимым, и сами меры незаменимы мерами экономического регулирования.

Например, когда необходимо в какой-то период сократить до определенных размеров или увеличить экспорт или импорт соответствующих товаров.

В свете вышеизложенного предоставляется наиболее целесообразной следующая классификация методов регулирования ВЭД:

-экономические методы регулирования ВЭД, включающие таможенные пошлины, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, спецналоги и акциз;

-административные методы регулирования ВЭД, включающие лицензирование, квотирование, государственную монополию на экспорт и импорт отдельных специфических товаров, сертификацию качества товаров и тому подобное[21].

Экономические методы регулирования ВЭД, учитывая их взаимосвязь и известную взаимозаменяемость, должны составлять единый экономический механизм регулирования ВЭД[22].

Единый экономический механизм регулирования ВЭД в условиях рыночной экономики различных модификаций (планово- рыночной, социально- ориентированной и так далее) в перспективе должен выполнять основные функции по регулированию ВЭД.

Понятие «единый экономический механизм» предполагает наличие определенных взаимосвязей между отдельными элементами, его образующими, системный подход к формированию этого механизма с обеспечением внутренних и внешних связей элементов данной системы. Внешние связи экономического механизма регулирования ВЭД базируются, с одной стороны, на взаимосвязи проблем ВЭД с внутренними проблемами национальной экономики, а с другой - на тех обязательствах, которые принимает на себя Российская Федерация при вступлении в международные и региональные союзы и соглашения и при получении экономической помощи от международных экономических организаций - МВФ, МБРР и других. Внутренние связи в рамках единого экономического механизма возникают на базе взаимосвязей между образующими его элементами и возможностям замены одних элементов другими, то есть их взаимозаменяемости в определенных пределах[23].

ВЭД любого государства подчинена обычно решению национальных задач и тесно связана с проблемой развития внутренней экономики, повышения ее эффективности. Ради достижения этих конечных целей государства нередко идут на некоторые сиюминутные потери, на ограничения определенных доходов от ВЭД ради достижения более высоких конечных результатов на базе общего подъема национальной экономики. Например, в Китае импортный тариф на технику и технологии учитывает их уровень и соответствие мировым достижениям в этой области. Импорт новейшей техники и технологий облагается минимальным таможенным тарифом или освобождается от ввозных пошлин вообще. При этом государство недополучает определенную сумму импортных пошлин, поскольку при ввозе техники и технологий обычного качества взимается обычный (не льготный) тариф. Но потери эти с лихвой окупаются тем дополнительным доходом, который получает страна в результате применения современной техники и технологий. Недобор средств от ВЭД может быть с избытком компенсирован государству увеличением доходов от внутренней экономики, если сокращение доходов от ВЭД способно дать значительный эффект на стадии практического использования импортной техники и технологий. Следовательно, доходы от ВЭД и от внутренней экономики взаимосвязаны, и уменьшение одних доходов может быть с избытком компенсировано увеличением других. Эта взаимосвязь диктует необходимость сбалансированного подхода к планированию доходов от ВЭД и от национальной экономики с конечной целью оптимизации совокупного дохода[24].

Требования наших партнеров по ВЭД, особенно стран, занимающих лидирующее положение в международных экономических организациях, обычно сводятся к дальнейшей либерализации ВЭД, то есть снижению таможенных пошлин, НДС и акциза, а также ограничению и сокращению административного регулирования ВЭД.

Но такие требования нередко вступают в противоречие с национальными интересами России, они ослабляют позиции отечественных производителей на мировом и даже внутреннем рынках.

В процессе реализации рекомендаций и требований Международных организаций и союзов должны быть найдены способы защиты национальных интересов России и национальных производителей, обеспечена надлежащая конкурентоспособность их продукции. Данная задача может быть решена одновременным снижением таможенных пошлин и компенсирующим это снижение повышением ставок НДС, акциза на импортные товары в тех случаях, когда возможности такого повышения не заблокированы соответствующими обязательствами Правительства Российской Федерации.

Особенности взимания НДС и акциза с импортных и отечественных товаров не только допускают определенные различия в системе налогообложения, но и делают такие различия неизбежными. Это создает возможность для регулирующих органов Российской Федерации изменять в определенных пределах автономно системы внутреннего налогообложения импортных и отечественных товаров для защиты отечественного производителя[25].

Формирование единого экономического механизма регулирования ВЭД в России осуществлялась постепенно в ходе проведения радикальных экономических реформ. Решающую роль в этом процессе сыграли налоговая реформа, либерализация ценообразования, новое законодательство, регулирующее ведение валютных операций.

В системе экономического механизма регулирования ВЭД исключительно важную роль играет система налогов, в первую очередь налог на добавленную стоимость и акциз. Эти налоги формировались с учетом мировой практики их применения в условиях развитой рыночной экономики и конкретных условий Российской Федерации. В основу расчета нормативов налогообложения акцизом и налогом на добавленную стоимость были положены балансовые расчеты потребностей в ресурсах государственного бюджета.

При экспорте товаров страны-экспортеры, как правило, не облагают экспортируемые товары НДС и акцизом с тем, чтобы обеспечить им более высокую конкурентоспособность на мировом рынке, хотя допускаются и исключения[26].

При импорте товаров для того, чтобы обеспечить им равную конкурентоспособность с товарами отечественного производства, все страны облагают импортные товары НДС по ставкам, применяемым при обложении товаров отечественного производства.

Случаи освобождения импортных товаров от НДС не типичны для мировой практики и являются исключением из нее.

Следовательно, НДС является тем элементом единого механизма экономичного регулирования ВЭД, который формируется преимущественно исходя из внутренних условий развития экономики, к которым система регулирования ВЭД должна адаптироваться, как к внешнему заранее заданному фактору. Но это отнюдь не исключает возможности активного использования данного налога в регулировании ВЭД в интересах экономики страны в определенных пределах, допускаемых законодательством России, и ее обязательствами перед иностранными партнерами.

Акциз, как форма косвенного налога, зависит в значительно большей степени от национальных условий, поскольку ему в большей степени присуща социальная функция. Международные обязательства играют значительно меньшую роль при формировании ставок акциза. Это означает, что при формировании единого экономического механизма регулирования ВЭД государство относительно свободно при определении ставок акциза, что оно жестко не связано в этой области условиями международных договоров и обязательствами перед своими торговыми партнерами. Эта самостоятельность может проявляться как при определении перечня подакцизных товаров, так и при определении ставок обложения акцизом[27].

Особую роль в системе единого экономического механизма регулирования ВЭД играет система ввозных и вывозных пошлин и специального налогообложения.

Пошлины играют главную роль в адаптации товаров иностранного производства к условиям российского рынка и товаров отечественного производства к условиям мирового рынка. Следовательно, пошлины формируются в соответствии с условиями внешнеэкономической деятельности, и, вместе с тем, отражают особенности национальной экономики. Образно говоря, они составляют тот мостик, который соединяет национальную экономику с мировой, национальный рынок с мировым.

Таким образом, эффективность тарифного регулирования зависит, прежде всего, от уровня ставок пошлин. Статистика таможенных правонарушений показывает, чрезмерно высокий уровень ставок толкает большинство импортеров и экспортеров либо на уклонение от уплаты таможенных платежей всеми доступными средствами, либо на сокрытие их части, либо на свертывание торговых операций. Все это приводит к значительным потерям средств, предназначенных для пополнения доходной части федерального бюджета. В этой связи вопросы корректировки целесообразного снижения абсолютного уровня таможенных пошлин и других платежей должны находить оперативное решение со стороны федеральных органов исполнительной власти.


Заключение

 

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО, с которой Россия ведет переговоры о вступлении в эту организацию (с этой целью по согласованному графику вынуждено
снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

Основными направлениями таможенно - тарифной политики России на
ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:

соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;

сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;

обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;

содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта;

соблюдения интересов отечественных производителей товаров.

Основными ориентирами работы с импортным тарифом будут являться:

- приведение номинального уровня тарифной защиты в соответствии с ее сегодняшним эффективным уровнем;

повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки с учетом текущей и желаемой структуры российской экономики;

повышение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей промышленности за счет установления достаточно высокого уровня импортных пошлин на переходный период (5-7 лет);

сохранение необходимых уровней тарифной защиты отраслей, являющихся слабо конкурентоспособными;

поэтапная либерализация доступа товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;

либерализация импортного тарифа на товары, которые в российской Федерации не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и снижения общеэкономических издержек.

Таможенно - тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

- определение страны происхождения товара; определение таможенной стоимости товара; определение таможенных платежей.

Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

Другим важным инструментом оптимизации таможенного тарифа должна стать замена части комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более эффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров.

Для защиты российских производителей товаров, имеющих значительные ценовые диапазоны, и, в то же время, обеспечения приемлемого уровня таможенных платежей в отношении импортируемых товаров, перспективным представляется применение ставок пошлин, дифференцированных по абсолютному значению в зависимости от величины таможенной стоимости товара в сочетании с возможным изменением детализации отдельных товаров.

Следует также отметить, что меры защиты российских производителей товаров, особенно сельхозпродукции, основанные на простом механическом повышении уровня ввозных таможенных пошлин в настоящее время во многом себя исчерпали. Дальнейшее повышение не может быть осуществлено из-за невысокой покупательской способности населения нашей страны, поскольку эти товары, как правило, являются социально значимыми.

В связи с этим важнейшее значение приобретает применение в качестве защитной меры тарифных квот, позволяющих обеспечить защиту российских производителей без дальнейшего повышения уровня цен внутреннего рынка.

Действующая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности соответствует международным обязательствам России, но недостаточно отражает потребности регулирования экономики. Нужны последовательные усилия по детализации номенклатуры, с тем чтобы любая тарифная позиция однозначно определялась указанием соответствующего кода.

Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.//Российская газета № 237, 25.12.1993.

2. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61 - ФЗ//СЗ РФ 02.06.2003, № 22. Ст. 2066.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998г. № 146 - ФЗ//СЗ РФ 07.08.2000. № 32. № 3340.

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000г. № 117 – ФЗ

5. Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003 - 1 «О таможенном тарифе»

6. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

7. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63- ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами»

8. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183 - ФЗ «Об экспортном контроле»

9. Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России//Государство и право 2006. № 10. с. 57.

10. Барамзин СВ. Система управления таможенными процессами на основе МС ИСО серии 9000. Рекомендации по созданию и макет системы. - М.: РИО РТА, 2007.

11. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2006.

12. Ершов А.Д. Основы управления и организация в таможенном деле: учебное пособие. ¾ СПб. 2005. С. 184.

13. Карамзин СВ. Таможенная политика: проблема реализации: Материалы заседания «круглого стола» «Актуальные проблемы современной таможенной политики России». - М: РИО РТА, 2006.

14. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. ¾ М.: 2005. С. 20.

15. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2007.

16. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2008.

17. Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М., 2006.

18. Комментарий к Таможенному кодексу РФ // Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 2006.

19. Кудряшев А.О. Роль и место таможенной службы в регулировании ВЭД. - М.: РИОРТАГТКРФ, 2005.

20. Основы таможенного дела: Учеб. пособие в VII Вып. I: Развитие
таможенного дела в России / Науч. ред. Дзюбенко. - М.: РИО РТА, 2005.

21. Основы таможенного дела: Учеб. пособие в VII вып. Вып. VII: Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) таможенных органов России /Ю.А. Чеботов, Т.А. Краева; науч. ред. Г.А. Дугин. М.: РИО РТА, 2006.

22. Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (22-23 октября 1996г.): В 2 ч. Ч. 1.- М: РИО РТА, 2007.

23. Таможенная политика в России в новых условиях: Материалы научно -практической конференции (24 ноября 1998 г.) / РТА ГТК РФ. М., 2006.

24. Филлипенко СВ. Таможенное регулирование в системе государственного управления Российской Федерации. - М.: РАГС, 2005.

25. Чернышов С.В. Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ: Сб. научных трудов. ¾ ВНИКИ, 2006. С. 29-30


[1] Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. ¾ М.: 2005. С. 20.

[2] Киреева А.П. Международная экономика. Учебное пособие для Вузов. ― М., 1997. С. 204.

[3] Основы таможенного дела. Учебное пособие. Вып. III. M., 1996. С. 83

 

[4] Там же. С. 83.

[5] Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2006. С. 30.

[6] СЗ РФ. 1995. №42. Ст. 3923.

[7] СЗ РФ 24.05.2004. № 21. Ст. 2023.

[8] Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. ¾ М.: 1995. С. 20.

[9] Киреева А.П. Международная экономика. Учебное пособие для Вузов. М., 1997. С. 204. 2 См.: Там же.- С. 205.

[10] Там же. С. 205.

[11] Киреев А.П. Международная экономика. Учеб. пособие для вузов. ― М., 1997. С. 207.

[12] Там же. С. 205.

[13] Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. ¾ М.: 1865. С. 8 ¾9.

[14] Киреев А.П. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. М., 1997. С. 210- 211.

[15] Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М., 2006. С. 33.

[16] Таможенное право России: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2006. С. 171.

 

[17] Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2007. С. 82.

[18] Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. ¾ М.: 1865. С. 8 ¾9.

[19] Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов / Под общ. ред. Н.М.Блинова. - М.: РИО РТА, 1996. - С. 43.

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ. ¾ М.: ВНИКИ, 2007, С. 31.

[23] Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2007. С. 82.

[24] Там же. С. 41.

[25] Ершов А.Д. Основы управления и организация в таможенном деле: учебное пособие. ¾ СПб. 2005. С. 184.

[26] Ершов А.Д. Определение страны происхождения товара: Учебно-методическое пособие по курсу «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД». ¾ СПб., 1996. С. 5.

[27] Там же. С. 6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: