III. Объяснение и усвоение нового материала




Урок:Движущие силы антропогенеза

 

 

Цель: раскрыть роль движущих сил антропогенеза в эволюции человека

Задачи:

- обеспечить закрепление основных биологических понятий по теме “ Антропогенез”, сформировать представление о роли движущих сил антропогенеза;

показать их взаимосвязь и выявить их действия на каждом этапе развития человека, продолжить формирование умений анализировать факты, делать выводы; формировать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

- учить выделять главное в изучаемом материале, продолжить развитие творческого мышления;

- привлечь внимание учащихся к проблемам вопроса о происхождении человека.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: рассказ учителя, в/ф, составление опорного конспекта, защита проектов.

Оборудование: 1. Техническое - компьютер, проектор. таблицы по теме «Антропогенез»

Технологии: ИКТ, элементы педагогической мастерской, проектное обучение.

Ход урока

I.Орг.момент

Учитель. Наш урок – урок размышления. Когда человек размышляет, он, прежде всего, представляет, чувствует, думает. Поэтому на уроке будут приветствоваться умные, нестандартные, оригинальные мысли.

II. Подготовка к усвоению нового материала

Учитель. Вопрос о происхождении человека остается одним из основных в естествознании и философии. Чтобы ответить на него, необходимо проанализировать множество фактов из разных областей знаний о природе и обществе.

Человек когда-то стал на ноги, стал изготавливать орудия труда, разводить костер, рисовать картины на стенах пещер, наблюдать за звездами. Этот человек – наш предок.

Каким он был? Кто мы сами? Как появился наш вид на Земле? Четкого ответа нет. Не хватает фактов. Ученые спорят, обсуждают разные версии. Но все–таки в конце XX века было сделано много находок, появились более совершенные методы датировки и описания человеческих находок. Так что сейчас мы знаем о нашей истории намного больше, чем раньше.

Используя исторические знания, на уроке мы ответим на такие вопросы:

- как наш вид появился на Земле?

- какие факторы эволюции способствовали его развитию?

- действуют ли сейчас эти факторы?

- продолжается ли сейчас эволюция человека?

Сообщение темы урока

Что должны знать и уметь в конце урока:

-усвоить понятие “движущие силы антропогенеза”;

-различать понятия “биологические” и “ социальные движущие силы”, выявлять их взаимосвязь;

-выявлять факторы, играющие решающую роль на разных стадиях развития человека.

III. Объяснение и усвоение нового материала

Человек, как и любой другой вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимосвязанного действия его движущих сил. По теории Дарвина, главные движущие силы эволюции приложимы и к эволюции человека. Назовите их … (Естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость, изоляция). Эти факторы называются биологическими. Именно благодаря им организм древней человекообразной обезьяны претерпел ряд крупных морфологических изменений.

В ходе урока учащиеся составляют схему

ФАКТОРЫАНТРОПОГЕНЕЗА

Биологические: Социальные:

 

1) естественный отбор 1) труд

2) борьба за существование 2) общественная жизнь

3) наследственная изменчивость 3) речь

4) изоляция 4) сознание

Антропоморфозы: 5) мышление.

1. прямохождение

2. S – образный позвоночник

3. изменение конечностей

4. сводчатая стопа

5. увеличение объема мозга и т.д.

 

Для изучения биологических движущих сил антропогенеза и антропоморфозов учащимся предлагается видеофрагмент «Биологические факторы эволюции». Учащиеся самостоятельно составляют схему (см. выше). Для изучения социальных факторов антропогенеза используется метод проектов.

Защита проекта «Социальные факторы антропогенеза».

1. Цель: изучить влияние социальных факторов на становление вида человек разумный.

Задачи: изучить действие основных социальных закономерностей, проследить особенности действия социальных факторов на разных стадиях развития человек.

Проблема: человек как биологическое существо ещё не человек. Решающее значение в становлении человека как социального типа имеют социальные факторы.

2.Содержание:1.Труд - как главный социальный фактор в становлении человека.

2.Влияние общественного образа жизни на развитие человека.

3.Возникновение речи, сознания, мышления.

4.Развитие культуры и её значение в антропогенезе.

Выводы: в результате социального развития человек разумный приобрёл решающее преимущество среди всех живых существ. Только благодаря действию соц. факторов биологическое существо человек становится человеком в полном смысле этого слова.

3. Выводы отмечаются (в схеме «Факторы антропогенеза» в графе «Социальные факторы»):

-труд создал самого человека. Человек не только пользуется дарами природы, но и сам изменяет ее в процессе труда, создает орудие труда;

-труд сплачивает стадо, которое впоследствии трансформируется в общество;

-для становления общества необходима передача опыта. Большое влияние на развитие человека оказало возникновение речи, сознания, мышления.

Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества - антропосоциогенез, в котором ведущей стороной является социогенез.

Следующая часть урока – практическая. Составляется опорный конспект на доске и в тетрадях «Действие факторов эволюции на разных стадиях развития человека».

Задача: определить, какие факторы действуют на разных стадиях развития человека. Учащимся предлагается разделить факторы эволюции на биологические и социальные и разместить их вокруг «Человека» - биологические над ним, социальные под ним.

                   

 

Австралопитек   Человек умелый

 

 

 

                     

 

Человек прямоходящий   Неандерталец

 

             

 

                     

 

кроманьонец   Современный человек

 

                                         

Ни-наследственность, изменчивость

Р-речь

П - прямохождение

Бр-борьба за существование

Ео-естественный отбор

Из-изоляция

Мт-мутация

Зн-знания

Мз-мировоззрение

С-сознание

Т-труд

То-трудовой опыт

Ио-искусственный отбор

О-общественная жизнь

Кд-коллективная деятельность

М-мышление

ПФ-профессиональные умения.

Выводы

- на каждом этапе развития человека действуют факторы эволюции;

- на начальных стадиях преимущественно играют роль биологические факторы, на поздних - социальные;

- определение грани, переступив через которую, обезьяна становится человеком;

- для современного этапа эволюции человека характерно резкое снижение роли биологических факторов, ведущее значение приобретают социальные;

- возникновение социальной сферы не отменяет действие биологических факторов, их действие на современном этапе продолжается. В подтверждение последнего вывода предлагается защита проекта «Действие естественного отбора на современном этапе».

1. Цель: выяснить, что возникновение соц. сферы не отменяет действие биологических факторов.

Задачи:1. Рассмотреть действие ЕО на современном этапе развития человека на разных уровнях организации.

2. Рассмотреть действие форм ЕО на организм человека.

Проблема: происходит ли в настоящие время биологическая эволюция человека под действием естественного отбора, или человек есть завершившаяся стадия эволюции.

2.Содержание:1.Действие ЕО: а) на клеточном уровне;

б) на органном уровне;

в) на организменном уровне;

2.Действие стабилизирующего отбора на организм человека.

3. Действие движущего отбора на организм человека (его клеток и органов).

Выводы: На современном этапе развития человека наряду с доминирующим действием социальных факторов функционируют и биологические факторы. Действие ЕО можно проследить на всех уровнях организации человека.

IV Закрепление знаний

Факт Действие фактора  
  биологического социального
     
     
     
     
Факты: 1.Темноволосая женщина с кудрявыми волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим тёмные гладкие волосы. От этого брака родился ребёнок со светлыми волнистыми волосами. 2.Ребёнок, родившись, инстинктивно ищет мать, "покрытую шерстью". Когда он хочет спать, важно, чтобы рядом был пушистый предмет-игрушка, одеяло, волосы матери. В любом возрасте человек в отчаянии кричит: ”мама” и хватается за шерсть, которая всегда рядом - за собственные волосы. 3.Сенсационная история с детьми, воспитанными волками, произошла с двумя индийскими девочками – Камалой и Амалой. Через 7 лет после того, как их забрали из волчьего логова, Камала понимала всего 45 слов. К 15 годам напоминала 2 – летнего ребёнка, а к 17 годам умственное развитие” волчьей воспитанницы” едва достигло уровня 4 – летнего человека. 4.Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время второй мировой войны через ужасы концлагерей, писал: ”В концентрационном лагере, например,…мы были свидетелями того, что некоторые вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий”.    

V. Домашнее задание.

- обязательный уровень: изучить материал параграфа «Движущие силы антропогенеза», при подготовке использовать схему в тетради «Факторы антропогенеза» и опорный конспект;

- тренировочный уровень: подобрать факты и примеры действия факторов антропогенеза из периодической печати;

- творческий уровень: написать аннотацию к статье «Современные проблемы человеческого общества»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: