Урок:Движущие силы антропогенеза
Цель: раскрыть роль движущих сил антропогенеза в эволюции человека
Задачи:
- обеспечить закрепление основных биологических понятий по теме “ Антропогенез”, сформировать представление о роли движущих сил антропогенеза;
показать их взаимосвязь и выявить их действия на каждом этапе развития человека, продолжить формирование умений анализировать факты, делать выводы; формировать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
- учить выделять главное в изучаемом материале, продолжить развитие творческого мышления;
- привлечь внимание учащихся к проблемам вопроса о происхождении человека.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: рассказ учителя, в/ф, составление опорного конспекта, защита проектов.
Оборудование: 1. Техническое - компьютер, проектор. таблицы по теме «Антропогенез»
Технологии: ИКТ, элементы педагогической мастерской, проектное обучение.
Ход урока
I.Орг.момент
Учитель. Наш урок – урок размышления. Когда человек размышляет, он, прежде всего, представляет, чувствует, думает. Поэтому на уроке будут приветствоваться умные, нестандартные, оригинальные мысли.
II. Подготовка к усвоению нового материала
Учитель. Вопрос о происхождении человека остается одним из основных в естествознании и философии. Чтобы ответить на него, необходимо проанализировать множество фактов из разных областей знаний о природе и обществе.
Человек когда-то стал на ноги, стал изготавливать орудия труда, разводить костер, рисовать картины на стенах пещер, наблюдать за звездами. Этот человек – наш предок.
Каким он был? Кто мы сами? Как появился наш вид на Земле? Четкого ответа нет. Не хватает фактов. Ученые спорят, обсуждают разные версии. Но все–таки в конце XX века было сделано много находок, появились более совершенные методы датировки и описания человеческих находок. Так что сейчас мы знаем о нашей истории намного больше, чем раньше.
Используя исторические знания, на уроке мы ответим на такие вопросы:
- как наш вид появился на Земле?
- какие факторы эволюции способствовали его развитию?
- действуют ли сейчас эти факторы?
- продолжается ли сейчас эволюция человека?
Сообщение темы урока
Что должны знать и уметь в конце урока:
-усвоить понятие “движущие силы антропогенеза”;
-различать понятия “биологические” и “ социальные движущие силы”, выявлять их взаимосвязь;
-выявлять факторы, играющие решающую роль на разных стадиях развития человека.
III. Объяснение и усвоение нового материала
Человек, как и любой другой вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимосвязанного действия его движущих сил. По теории Дарвина, главные движущие силы эволюции приложимы и к эволюции человека. Назовите их … (Естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость, изоляция). Эти факторы называются биологическими. Именно благодаря им организм древней человекообразной обезьяны претерпел ряд крупных морфологических изменений.
В ходе урока учащиеся составляют схему
ФАКТОРЫАНТРОПОГЕНЕЗА
Биологические: Социальные:
1) естественный отбор 1) труд
2) борьба за существование 2) общественная жизнь
3) наследственная изменчивость 3) речь
4) изоляция 4) сознание
Антропоморфозы: 5) мышление.
1. прямохождение
2. S – образный позвоночник
3. изменение конечностей
4. сводчатая стопа
5. увеличение объема мозга и т.д.
Для изучения биологических движущих сил антропогенеза и антропоморфозов учащимся предлагается видеофрагмент «Биологические факторы эволюции». Учащиеся самостоятельно составляют схему (см. выше). Для изучения социальных факторов антропогенеза используется метод проектов.
Защита проекта «Социальные факторы антропогенеза».
1. Цель: изучить влияние социальных факторов на становление вида человек разумный.
Задачи: изучить действие основных социальных закономерностей, проследить особенности действия социальных факторов на разных стадиях развития человек.
Проблема: человек как биологическое существо ещё не человек. Решающее значение в становлении человека как социального типа имеют социальные факторы.
2.Содержание:1.Труд - как главный социальный фактор в становлении человека.
2.Влияние общественного образа жизни на развитие человека.
3.Возникновение речи, сознания, мышления.
4.Развитие культуры и её значение в антропогенезе.
Выводы: в результате социального развития человек разумный приобрёл решающее преимущество среди всех живых существ. Только благодаря действию соц. факторов биологическое существо человек становится человеком в полном смысле этого слова.
3. Выводы отмечаются (в схеме «Факторы антропогенеза» в графе «Социальные факторы»):
-труд создал самого человека. Человек не только пользуется дарами природы, но и сам изменяет ее в процессе труда, создает орудие труда;
-труд сплачивает стадо, которое впоследствии трансформируется в общество;
-для становления общества необходима передача опыта. Большое влияние на развитие человека оказало возникновение речи, сознания, мышления.
Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества - антропосоциогенез, в котором ведущей стороной является социогенез.
Следующая часть урока – практическая. Составляется опорный конспект на доске и в тетрадях «Действие факторов эволюции на разных стадиях развития человека».
Задача: определить, какие факторы действуют на разных стадиях развития человека. Учащимся предлагается разделить факторы эволюции на биологические и социальные и разместить их вокруг «Человека» - биологические над ним, социальные под ним.
Австралопитек | Человек умелый |
Человек прямоходящий | Неандерталец |
кроманьонец | Современный человек |
Ни-наследственность, изменчивость
Р-речь
П - прямохождение
Бр-борьба за существование
Ео-естественный отбор
Из-изоляция
Мт-мутация
Зн-знания
Мз-мировоззрение
С-сознание
Т-труд
То-трудовой опыт
Ио-искусственный отбор
О-общественная жизнь
Кд-коллективная деятельность
М-мышление
ПФ-профессиональные умения.
Выводы
- на каждом этапе развития человека действуют факторы эволюции;
- на начальных стадиях преимущественно играют роль биологические факторы, на поздних - социальные;
- определение грани, переступив через которую, обезьяна становится человеком;
- для современного этапа эволюции человека характерно резкое снижение роли биологических факторов, ведущее значение приобретают социальные;
- возникновение социальной сферы не отменяет действие биологических факторов, их действие на современном этапе продолжается. В подтверждение последнего вывода предлагается защита проекта «Действие естественного отбора на современном этапе».
1. Цель: выяснить, что возникновение соц. сферы не отменяет действие биологических факторов.
Задачи:1. Рассмотреть действие ЕО на современном этапе развития человека на разных уровнях организации.
2. Рассмотреть действие форм ЕО на организм человека.
Проблема: происходит ли в настоящие время биологическая эволюция человека под действием естественного отбора, или человек есть завершившаяся стадия эволюции.
2.Содержание:1.Действие ЕО: а) на клеточном уровне;
б) на органном уровне;
в) на организменном уровне;
2.Действие стабилизирующего отбора на организм человека.
3. Действие движущего отбора на организм человека (его клеток и органов).
Выводы: На современном этапе развития человека наряду с доминирующим действием социальных факторов функционируют и биологические факторы. Действие ЕО можно проследить на всех уровнях организации человека.
IV Закрепление знаний
Факт | Действие фактора | |
биологического | социального | |
Факты: 1.Темноволосая женщина с кудрявыми волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим тёмные гладкие волосы. От этого брака родился ребёнок со светлыми волнистыми волосами. 2.Ребёнок, родившись, инстинктивно ищет мать, "покрытую шерстью". Когда он хочет спать, важно, чтобы рядом был пушистый предмет-игрушка, одеяло, волосы матери. В любом возрасте человек в отчаянии кричит: ”мама” и хватается за шерсть, которая всегда рядом - за собственные волосы. 3.Сенсационная история с детьми, воспитанными волками, произошла с двумя индийскими девочками – Камалой и Амалой. Через 7 лет после того, как их забрали из волчьего логова, Камала понимала всего 45 слов. К 15 годам напоминала 2 – летнего ребёнка, а к 17 годам умственное развитие” волчьей воспитанницы” едва достигло уровня 4 – летнего человека. 4.Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время второй мировой войны через ужасы концлагерей, писал: ”В концентрационном лагере, например,…мы были свидетелями того, что некоторые вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий”. |
V. Домашнее задание.
- обязательный уровень: изучить материал параграфа «Движущие силы антропогенеза», при подготовке использовать схему в тетради «Факторы антропогенеза» и опорный конспект;
- тренировочный уровень: подобрать факты и примеры действия факторов антропогенеза из периодической печати;
- творческий уровень: написать аннотацию к статье «Современные проблемы человеческого общества»