Вопрос 2 – Лазарева Суббота, Вход Господень в Иерусалим. История праздника и особенности богослужения




В пятницу б-й седмицы оканчивается св. Четыредесятница. В этот день на вечерни, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров, в одной из стихир на «Господи, воззвах...» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоя просим видети, Человеколюбие, еже проелавити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое». Вечером в пятницу — великое повечерие.

В субботу седмицы ваий Церковь воспоминает чудо воскрешение Лазаря, поэтому суббота называется Лазаревой. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в Воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника (глас 1-й):
«Общее воскресение прежде Твоей страсти уверяя (т.е. удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы (еврейские) победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне ».

Уставные особенности богослужения в субботу ваий - Служба по своему построению подобна воскресной, но без полиелея.

На Утрени: «Бог Господь...», тропарь 3-й: «Общее воскресение». Стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, после которых поются воскресные тропари: «Ангельский собор...».
Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю.
Евангелие (на утрени) не читается. После воскресных тропарей — малая ектения, седален и поется (один раз) «Воскресение Христово видевше...».
Затем читается 50-й псалом и сразу поются каноны: первый — на 8 (Феофана) и второй — на 6 (монаха Иоанна).
От 6-й песни поется четверопеснец, как и в прочие субботы. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Этот же припев — в Неделю ваий и в Страстную седмицу.
По 8-й песни «Честнейшую...» не поем.(Начиная с этого дня, «Честнейшую...» не поем до понедельника Фоминой седмицы) -
Диакон запевает начало ирмоса 9-й песни: «Чистую славно почтим...», а хор продолжает: «Людие, Богородицу, Огнь Божества приимшую во чреве неопально, песньми величаем ». После канона и малой ектении поется: «Свят Господь Бог наш » (на 1-й глас) и сразу — «Всякое дыхание...»
с хвалитными стихирами. На «И ныне» — «Преблагословенна еси, Богородице Дево », и поется великое славословие.


На литургии:
«Блаженны», песнь 3-я и 6-я, на 8. По входе, по «Приидите, поклонимся...», поется «Во святых дивен Сый...», но не «Воскресни из мертвых...»
Тропарь праздника, «Слава, и ныне» — кондак: «Всех радость Христос, истина, свет, живот и мир, воскресение сущим на земли явися, Своею благостию, и бысть образ Воскресения, всем подая божественное оставление ».
Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...».
Прокимен: «Господь просвещение мое и Спаситель мой...».
Апостол — к Евр., зач. 333, Евангелие — от Ин., зач. 39.
Вместо «Достойно» — ирмос 9-й песни канона: «Чистую славно почтим...»1.
Причастен: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу».

Вход Господень во Иерусалим Об этом событии сказано у всех четырех Евангелистов (Мф. 21, 1-11; Мк. 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-19).
Этот праздник называется еще Неделей ваий (ветвей), или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресеньем — от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою. Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на праздник (от III века) принадлежит Мефодию, епископу Патарскому, который оставил поучение на этот день. В IV веке праздник совершался торжественно, как об этом свидетельствует св. Епифаний Кипрский. Многие из св. отцов IV века оставили свои поучения на праздник Входа Господня в Иерусалим.

Начиная с VII века, многие песнописцы, как-то: св. Андрей Критский (VII в.), преп. Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.), Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан и Ни кифор Ксанфопул (IX в.) — прославили праздник песнопениями, которые и теперь поет Православная Церковь в этот праздник.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым, но он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста — св. Четыредесятницы и Страстной седмицы. Вся служба праздника отправляется по Триоди, за исключением лишь того случая, когда в этот день случится праздник Благовещения или храмовой праздник, и службы этих праздников соединяются.

Уставные особенности богослужения
В Неделю ваий — на вечерни и на утрени — поются два тропаря: первый — «Общее воскресение...» (дважды) и второй — «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим и, воспевающе, зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне » (единожды).

На утрени: по полиелее — величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне ».
Тропари: «Ангельский собор...» не поются.
Степенна — 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея...».
Прокимен: «Из уст младенец и ссущих...».
Евангели е — только праздника (Мф., зач. 83).
«Воскресение Христово видевше...» но поется, но сразу читается 50-й псалом, во время которого священник с диаконом совершает троекратное каждение вокруг ваий, поставленных на середине, около аналоя. Затем, по окончании чтения 50-го псалма, диакон возглашает: «Господу помолимся ». Хор: «Господи, помилуй».
Священник читает молитву на благословение ваий из Триоди: «Господи, Боже наш...» и затем трижды окропляет св. водой ваии, говоря:
«Благословляется и освящается ваиа сия окреплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа » (трижды)1.
Далее хор поет: «Слава» — «Днесь Христос...», «И ныне» — то же. Затем — «Помилуй мя, Боже...» и стихиру: «Днесь благодать...».
Канон — св. Космы Маиумского — на 12, ирмосы по дважды.

Ваии раздаются молящимся во время помазания, которые стоят с ними и с зажженными свечами в продолжение канона, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на сретение Господа при входе Его во Иерусалим. Употребление ваий и с ними свечей при богослужении относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие. Эти зеленеющие ветви служат знамением победы над смертью и Воскресения Христа. Свечи, которые держат при вербах, означает величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

Кондак: «На Престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати». '
На 9-й песни «Честнейшую...» не поется. Диакон запевает начальные слова ирмоса 9-й песни канона: «Бог Господь... и явися нам », и певцы продолжают: «...Составите праздник и, веселящеся, приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа, Спаса нашего».

В конце всеношного бдения (и литургии) бывает отпуст праздника: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш...».

Литургия совершается св. Иоанна Златоуста.
Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздника.
Входное: «Благословен Грядый до имя Господне...».
По входе — тропари: «Общее воскресение...» и на «Слава» — «Спогребшеся...», на «И ныне» — кондак праздника.
Затем — Трисвятое.
Прокимен: «Благословен Грядый во имя, Господне...». Стих: «Исповедайтеся Господеви, яко благ...».
Апостол — к Флп., зач. 247,
Евангелие — от Ин., зач. 41.
Задостойник: один ирмос 9-й песни (без припева): «Бог Господь..., и явися нам, составите праздник...».
Причастен: «Благословен Грядый во имя Господне...».

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Примечание: Если в Неделю ваий случится праздник Благовещения, то на «Господи, воззвах...», литии и на стиховне поются стихиры праздника и Недели ваий. После прокимна: «Господь воцарися...» — читается восемь паремий: 5 — Благовещения и 3 — ваий. На благословении хлебов поются тропари Благовещения (дважды) в ваий (один раз). Точно так же и на «Бог Господь...». После полиелея — величание Благовещения, прокимен и Евангелие ваий, после освящения ваий — стихира ваий. Канон Благовещения и ваий (с ирмосами обоих канонов). На 9-й песни вместо «Честнейшую...» — припев праздника Благовещения, к тропарям же канона ваий обычный припев: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». На литургии (св. Иоанна Златоуста) поются изобразительны. Входной стих: «Благовестите день от дне...». Прокимен, Апостол и Евангелие Благовещения и ваий. Задостойник — ваий. Причастен Благовещения и ваий

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: