Многоуровневые эксперименты (2 часа)




Понятие многоуровневого эксперимента. Особенности многоуровневых экспериментов.

Методические указания: многоуровневых исследований, научиться многоуровневые исследования.

Терминологический тезаурус: многоуровневый эксперимент

Контрольные вопросы:

1. В чем отличие многоуровневого эксперименты от качественного?

2. Каковы особенности планирования многоуровневых исследований?

 

Прикладные исследования и планы с малым количеством испытуемых (2 часа)

Особенности планирования прикладных исследований. Специфика исследований с малым количеством переменных.

Методические указания: знать особенности проведения прикладных исследований; уметь проводить эксперименты с малым количеством испытуемых.

Терминологический тезаурус: прикладные исследования, планы с отменой, планы с несколькими базовыми уровнями независимой переменной.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные причины проведения прикладных исследований.

2. Перечислите планы, по которым может проводиться исследование с малым количеством испытуемых.

 

2.2.2. Темы практических занятий, их содержание и трудоемкость

Тема 1. Введение в экспериментальную психологию. Этика психологического эксперимента (2 часа)

Цель: Сформировать общее представление о этических основах психологического исследования. Иметь четкое представление о предмете экспериментальной психологии. Знать виды научного исследования.

 

Занятие проводится в виде дискуссии, направленной на анализ основных разделов этического кодекса APA. Каждый раздел представляется группой студентов. Остальные участники задают вопросы, участвуют в дискуссии, конспектируют.

Вопросы для подготовки:

1. Общие принципы этического кодекса;

2. 8 РАЗДЕЛОВ КОДЕКСА;

3. Психотерапевтические отношения;

4. Конфиденциальность;

5. Профессиональная ответственность;

6. Отношения с другими специалистами;

7. Оценка, диагностика и интерпретация;

8. Обучение, подготовка и супервизия;

9. Исследования и публикации;

10. Решение этических проблем;

11. Анализ документов, регулирующих поведение психолога;

12. Разбор случаев;

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить терминологический словарь.

2. Доклады по теме: «История создания кодекса АРА», «Психологические эксперименты, нарушающие стандарты этического кодекса».

3. Подготовка презентации по теме доклада.

Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом экспериментальной психологии?

2. Каковы задачи этой науки?

3. Чем отличается наука от других форм познания реальности?

4. Что описывает понятие «парадигма», как оно связано с понятием «нормальная наука», предложенным Т. Куном

5. Назовите основания для классификации научных исследований?

6. Каковы этические основы психологического исследования?

 

Тема 2. Методы научного исследования (4 часов).

Цель: Сформировать общее представление о наблюдении, измерении и эксперименте как методах психологического исследования.

Вопросы для подготовки:

1. Понятие метода наблюдения и подходы к исследованию реальности.

2. Основные характеристики метода наблюдения

3. Проблемы, связанные с использованием метода наблюдения

4. Наблюдение как метод и методика. Способы описания и оценки данных в наблюдении

5. Объективность и субъективность данных в наблюдении

6. Классификация видов психологического наблюдения

7. Основные составляющие: протокол и процедура наблюдения

8. Метод измерения в психологии

9. Виды психологических шкал измерения по С. Стивенсу

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить терминологический словарь.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается отличие эксперимента от других методов?

2. В чем специфика психологического эксперимента?

3. Назовите виды переменных.

4. Назовите основные виды связей между переменными.

5. Каковы основные проблемы, связанные с использованием метода наблюдения?

6. Чем отличаются метрические шкалы измерения от неметрических?

Решение задач:

Задача 1

Определить в какой шкале представлены данные:

· Оценка студентов за экзамен;

· Тип темперамента;

· Номер зачетной книжки;

· Ранжирование по степени познавательной самостоятельности;

· Время, затраченное на запоминание набора слов;

Задача 2

Для каждого из приведенных ниже исследований определите переменные. Какие шкалы измерений были использованы при измерении характеристик поведения.

1. Необходимо выяснить, по каким предметам больше успевают, точным или гуманитарным.

2. Важно исследовать, действительно ли крысы, изучившие один лабиринт, изучат второй быстрее, чем необученные.

3. В исследовании предполагается, что дети оценят цветные телевизионные программы выше, чем черно-белые, а у взрослых цвет не повлияет на оценку.

4. Исследователь считает, что соматотип изменяется с возрастом, и предлагает определять соматотипы у группы людей в 10,15 и 20 лет по шкале Шелдона.

5. Исследователь изучает готовность людей помогать окружающим и считает, что она зависит от погоды — вероятность оказания помощи в солнечный день выше, чем в пасмурный.

6. Необходимо узнать, какой из пяти новых сортов хлеба больше понравится (т. е. будет оценен как № 1) постоянным посетителям магазина.

7. Исследователь изучает, как студенты оценивают безопасность различных зданий студенческого городка. Она попросила нескольких студентов сложить карточки с написанными на них названиями зданий в стопку, в которой наиболее безопасные здания располагались бы сверху, а наименее безопасные — снизу.

8. Исследователь считает, что люди с синдромом навязчивых состояний сделают меньше ошибок в составлении лабораторных отчетов, чем здоровые люди.

9. Среди людей, занимающихся бегом, кто чаще бегает по утрам, а кто по вечерам, мужчины или женщины?

10. Если разделить психически неуравновешенных людей на замкнутых и общительных, будут ли интроверты чаще испытывать состояние тревоги, чем экстраверты?

 

Тема 3. Планирование психологического исследования

Основные этапы психологического исследования (часть 1) (4часа).

Цель: Знать основные этапы психологического исследования.

Вопросы для подготовки:

1. Основные этапы психологического исследования

2. Понятие программы психологического исследования

3. Понятие проблемы исследования и её критерии

4. Теория и концепция исследования

5. Предмет и объект исследования

6. Гипотеза, цель, задачи исследования. Виды целей исследования

7. Популяция и выборка. Значимые характеристики выборки.

8. Метод и методика.

9. Решение задач: определение цели, объекта, предмета исследований.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать понятия, подготовиться к словарной работе

Словарная работа: экспериментальная психология, эксперимент, наука, парадигма, фундаментальное исследование, прикладное исследование, научная проблема, цель исследования, теория, гипотеза, номотетический подход, идеографический подход, наблюдение, метод, методика, измерение, шкала измерения, метрические шкалы, неметрические шкалы, шкала наименований, порядковая шкала, шкала интервалов, шкала отношений

Вопросы для самопроверки:

1. Что называют программой исследования, какие элементы она в себя включает?

2. Дайте определение научной проблемы. Назовите её основные признаки.

3. Как соотносятся между собой теория и концепция исследования?

4. Как соотносятся между собой объект и предмет исследования? Приведите пример.

5. Дайте определение научной гипотезе? Какие требования предъявляют к формулировке гипотез?

6. Как соотносятся между собой теоретическая, экспериментальная и статистическая гипотеза?

7. Назовите виды целей, которые могут ставится в психологических исследованиях?

8. Как соотносятся между собой популяция и выборка? Приведите пример.

9. Назовите значимые характеристики выборки.

10. Как соотносятся между собой метод и методика? Приведите пример.

Основные этапы психологического исследования (часть 2) (4 часа).

Цель: Уметь самостоятельно планировать психологические исследования.

 

Решение задач:

Задача 1

Предлагается текст с описанием экспериментального исследования. Необходимо выделить и охарактеризовать независимую и зависимую переменные, проанализировать способ экспериментального воздействия.

Задача 2

Предлагается текст с описанием экспериментального исследования. Необходимо определить вид эксперимента: естественный или лабораторный. Оценить возможность использования альтернативной модели.

Задача 3

Предлагается текст с описанием экспериментального исследования. Необходимо сформулировать 3 типа гипотез:

1) теоретическую,

2) экспериментальную (основную, контргипотезу, гипотезу об отсутствии влияния),

3) статистическую (Н0 и Н1).

Задача 4

Предлагается текст с описанием экспериментального исследования. Необходимо проанализировать схему эксперимента (интраиндивидуальная или межгрупповая) и обозначить её символически. Оценить возможность использования различных схем для данного эксперимента. Выбрать более адекватную и обосновать свой выбор.

Задача 5

Студенты делятся на группы по 4–5 человек. Используются наборы карточек с

переменными (по 10 карточек для каждой группы). Каждая группа случайным образом выбирает из набора несколько карточек с переменными.

1 этап: Каждая группа готовит по 10 карточек с переменными. Затем этот набор передается следующей группе.

2 этап: Из набора карточек составляются пары, которые могут, предположительно быть связаны, и представлять собой зависимую и независимую переменные. Пары выписываются на чистый лист бумаги с указанием того, какая переменная является независимой, а какая – зависимой.

3 этап: Лист с записями передаётся другой группе, которая составляет и прописывает все виды гипотез, выбирает схему эксперимента (межгрупповая или интраиндивидуальная) и продумывает технологию эксперимента.

4 этап: «Разработчики» представляют краткий план эксперимента «заказчикам», которые оценивают грамотность формулировки гипотез и обоснованность

схемы эксперимента.

 

Тема 4. Теория психологического эксперимента (6 часов)

Цель: Усвоить основные характеристики и особенности психологического эксперимента. Знать и уметь распознавать способы влияния экспериментатора и испытуемого на результаты эксперименты, уметь анализировать и контролировать это влияние.

Вопросы для подготовки:

1. Особенности психологического эксперимента.

2. Влияние испытуемого на результаты эксперимента.

3. Способы контроля влияния испытуемого.

4. Влияние экспериментатора на результаты эксперимента.

5. Методы контроля влияния экспериментатора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: