Типология дневниковых записей




В этой главе я ставлю себе целью дать источниковедческий обзор типов записей и проанализировать их. Вот список основных тем, по которым можно сгруппировать события, упоминаемые в докладе:

1. Семейные события (учеба, свадьба, приезд родственниов, совместная рыбалка и охота и т.п.)

2. Праздники

a. Советского календаря: Новый год, 8 марта, 1 мая, День Победы, 7 ноября. На эти праздники собирались компаниями.

b. Местные праздники: Светина, обряды жизненного цикла (юбилеи, свадьбы, проводы в армию, похороны), новоселье.

c. Примечательно, что Василий Капитонович ничего не пишет о деревенских праздниках, связанных с сельхоз работами. Между тем, нам известно, что в Вожгоре они были.

3. Охота и рыбалка. Здесь часто можно видеть запись, с кем именно автор был на охоте. В рассказах местных жителей совместная охота и рыбалка – это очень важное веселое событие, ему посвящено множество шуток. Кроме того, часто встречается запись о том, где автор охотился, при каких погодных условий и сколько убил.

4. Погода. Можно предположить, что погодные записи были важны для наблюдения за условиями охоты. Но мне трудно об этом судить.

5. Работа. Здесь встречается несколько неясных терминов. Однако проведенный анализ позволил вычленить из разрозненных записей сюжет о строительстве телефонной линии Вожгора-Шегмас.

6. Строительство новых объектов в Вожгоре

7. Быт. В эту категорию входят сообщения о покупке вещей и устройстве дома, бани, охотничьей избушки.

Политические события в дневниковом отражении

Что касается политических событий, то в дневнике мы имеем только три упоминания этого рода. Первое – запись о том, что прошли выборы судьи (запись совсем короткая: «1 апреля 1976 г. были выборы в нар. Судьи – Воробьев»[дневник, 11.04.1976]). Второе – запись в следующем году о выборах в местный совет: «19 июня Выборы в Местный Советы»[дневник, 19.06.1977]. Третье – выборы в Верховный Совет СССР: «4 марта 1979 г. день выборов в Верховный Совет СССР» [дневник, 04.03.1979]. И, наконец, четвертое: «С 23 по 3 марта 1981 г. проходил 26-й съезд КПСС. Было избрано делегатов на съезд 5002 ч. Не присутствовало всего 8 чел. 123 делегации из 109 стран» [дневник, 23.02-03.03.1981].

Как мы видим, все записи посвящены выборам. Причем разница между записями год-два, и каждая следующая – выборы следующего порядка. Однако следующие выборы уже не отмечались. В чем же причина? Почему Василий Капитонович выделил именно эти события?

Первое сходство заметно в том, что первые три записи короткие и указывают на конкретную дату. Проверив эти три даты мы убедимся, что все три выпадают на воскресенье. Примечательно, что сразу после первой заметки о выборах судьи на той же строчке написано: «Сидели у Боричевых, а вечером ушли к Гурш И.И.». Сопоставив эти факты можно сделать предположение, что выборы могли быть поводом для того чтобы отпраздновать с друзьями. Ведь надо отметить, что глагол «сидели» автор упоминает только по отношению к большим советским календарным праздникам, которые встречались всегда в компании, часто даже два дня и в разных домах. Для первого дня праздника Василий Капитонович использует слово «гуляли», иногда «праздновали». А для второго именно слово «сидели». Таким образом, выборы судьи стали таким же поводом собраться компанией, как и второй день после большого праздника (2-е или 10-е мая, 8-е ноября).


 

Заключение

Итак, пора подвести выводы. Напомним, что основной целью данной работы было осветить повседневную жизнь северорусской деревни в последние два десятилетия советской власти на основании личного дневника. Для этого мы проследили жизненный путь автора дневника, Ляпунова Василия Капитоновича и провели анализ тех событий, которые упоминаются в дневнике.

В итоге мы можем прийти к выводу, что тот период, который в исторической литературе принято называть «застоем» для сельской местности стал наивысшим пиком экономического развития. Постоянные стройки, в которых принимал участие и автор дневника в качестве электромонтера связи, и о которых он оставил краткие сообщения в своем дневнике, заложили ту материальную базу, на которой существуют эти деревни и сегодня. Так, упомянутая в подглаве 2.1. «Работа» телефонная линия Вожгора-Шегмас действует до сих пор, как и другие сооружения, построенные в тот период.

Вместе с тем мы видим, что происходит процесс «раскрестьянивания», по словам исследователя Никитаевой. Это видно и по дневнику Василия Капитоновича, если сравнить его с более ранними дневниковыми записями Заборовского Н.И., жителя другой деревни Архангельской области. Кроме того, и содержательный анализ показывает, что Василий Капитонович и его друзья отмечают только календарные советские праздники. Праздники же связанные с крестьянским сельско-хозяйственным календарем он не упоминает ни разу.

Дневник предоставляет и материал для размышлений об отношении деревенских жителей к политическим событиям в Советском Союзе. Василий Капитонович не упоминает ни одного внешнеполитического события, но несколько раз вносит в свой дневник сообщения о выборах. Примечательно, что один раз он упоминает, что после выборов они собирались компанией. Причем употребляемая им лексика показывает, что это был праздник второстепенной значимости.

В целом, на наш взгляд, источник, на основании которого написан этот доклад нуждается в дальнейшей разработке. В этом докладе такие этнографические темы как праздники и устройство дома были затронуты лишь вскользь. Между тем, имеющийся у нас дневник предоставляет богатые материалы по антропологии дружбы и бытованию «компаний» на русском севере в позднесовестский период. Особенно важной чертой этого источника в такого рода исследованиях станет его достоверность относительно тех воспоминаний, которые мы можем собрать, пользуясь методом полевых интервью.


 

Список источников

1. Дневник Ляпунова Василия Капитоновича за 1971-1985 гг.

2. «Звезда»: Лешуконская районная газета, 1977, № 91 (30 июл.), с. 1. (см. рис. 1)

3. «Звезда»: Лешуконская районная газета, 1977, № 115 (24 сент.), с.2. (см. рис. 2)

4. Полевые материалы автора, 2016-2017 гг.


 

Список литературы

x

1. Воспоминаания русских крестьян XVIII-первой половины XIX века. 2006.
2. Галев Н.А. Время и судьбы: очерки истории Лешуконья. Архангельск. 2004.
3. Гинзбург Л. Записные книжки: Воспоминания; Эссе. СПб. 2002. С. 141.
4. Колпакова Н.П. У золотых рудников (записки фольклориста). СПб. 2002.
5. Кошелев В.А. Вступительная статья составителя В.А. Кошелева "Повесть о том, как один мужик." // В кн.: Воспоминаания русских крестьян XVIII-первой половины XIX века. 2006. С. 5-28.
6. Матвиевская Л.Ф. «Во пиру ли я была да во компаньюше»: внесемейная организация социума // Речевая и обрядовая культура Русского Севера: Филологический практикум, 2012. С. 112-123.
7. Новожилов А.Г. К постановке проблемы влияния государственных институтов на изменение традиционной культуры крестьянства северо-запада и запада России в 1930–1950-е гг. // Российская государственность: история и современность, 2003. С. 578-588.
8. Новожилов А.Г. Престольные праздники в системе культурного ландшафта этнически смешанных районах Северо-Запада России. // Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского севера. Поморские чтения по семиотике культуры, № 2, 2006. С. 213-220.
9. Судьбы российского крестьянства. М. 1996.

x

Приложение

 

Рис. 1 Фото газеты Лешуконского района «Звезда» с сообщением о

награждении Василия Капитоновича орденом.

Рис. 2 Фото газеты Лешуконского района «Звезда». Интервью Ляпунова

Василия Капитоновича

 


 

Рис. 3 Колодец типа «Журавль»


Рис. 4 Крыша с охлупнем, покрытая тесом.


 

Рис. 5 Снежная шапка на столбах телефонных линий

 

 

Бурцев Иннокентий, гр.372

Москва.

 

 


[1] Под словом «город» даже на другом конце области, в Лешуконском районе, понимают чаще всего именно Архангельск или расположенный в 35 км от него г. Северодвинск. Это два самых крупных города, пять остальных насчитывают меньше 100 тыс. жителей.

[2] [дневник, 09.05.1972] «9-го мая вылетаю на курсы в Котлас».

[3] Снег огромной шапкой ложится на столб и ломает опоры. См. Рис. 5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: