ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Развитие личности ребенка, его духовно-нравственное становление и подготовка к жизненному самоопределению
возраст обучающихся (5 класс)
Разработчик программы:
Саетгареева Алсу Маратовна,
2 курс, 981 группа
Набережные Челны
2020 год
Содержание:
1. Пояснительная записка………………………………………………………
2. Планируемые результаты освоения программы………………………….
3. Содержание курса программы …………………………………..………….
4. Календарно-тематическое планирование…………………………………..
5. Методическое обеспечение программы (литература/интернет-ресурсы)………………………………………………………………………..
Пояснительная записка
1. Значимость программы (основные направления; для кого предназначена): Программа предназначена для учащихся 5 класса. К основным направлениям воспитательной работы относятся: творческо-эстетическая деятельность: совместное оформление классного уголка 5 класса; интеллектуально-познавательная деятельность: начало работы с Портфолио каждого учащегося и портфолио класса; гражданско-патриотическая деятельность: участие в самоуправлении и социально-значимых проектах и мероприятиях.
2. Возрастные особенности обучающихся: 5 класс (10-11 лет).
3. Цель: создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
4. Задачи:
· развивать у учащихся потребность в здоровом образе жизни;
· совершенствовать методическое мастерство классного руководителя;
· активно участвовать во внутришкольных и внешкольных мероприятиях;
· продолжить формирование положительных качеств и уважительных отношений между взрослыми и детьми;
· усилить роль семьи в воспитании детей и активнее привлекать родителей к организации учебно-воспитательного процесса;
· повысить эффективность работы по воспитанию гражданственности, патриотизма, духовности;
· усилить работу с трудными подростками, состоящими на внутришкольном учете, на учете в ПДН.
5. Срок реализации: 2019-2020 г.
6. Материально-техническое обеспечение программы: Применяемые технологии:
- научно-исследовательская;
- технология проектов;
- личностно-ориентированный подход;
- ИКТ;
- Портфолио.
Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные результаты: освоенние обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Предполагаемые результаты реализации программы:
· высокий уровень сплоченности коллектива;
· активное участие родителей в делах класса;
· способность ученика соблюдать правила для учащихся, усвоение социальных норм, правил;
· Здорового образа жизни;
· повышение уровня культуры учащихся (культуры общения);
· активизация интереса к творческой, исследовательской деятельности;
· увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях);
· адекватная самооценка учащихся.
Календарно-тематическое планирование
ПЛАН - СЕТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
СЕНТЯБРЬ
Направления | 1 неделя (указать даты) | 2 неделя (указать даты) | 3 неделя (указать даты) | 4 неделя (указать даты) | Отметка о выполнении |
Гражданское и патриотическое воспитание | Устная газета «Жизнь Замечательных Детей» Спецвыпуск «1 Сентября- День Знаний» | Конкурс рисунков «Дорога полна неожиданностей» | Марафон Памяти, посвященный памяти Героя Советского Союза Г.Г. Романова | Участие в декаде «Экстремизму - нет!» | |
Физическое развитие и культура здоровья (ЗОЖ) | Проведение инструктажа | Кросс Наций-2019 | |||
Духовно – нравственное воспитание | Игра по станциям «Мы вместе» | Акция «Голубь мира» | |||
Экологическое воспитание | Акция «Соберем макулатуру – сохраним дерево!» | ||||
Приобщение детей к культурному наследию | Экскурсия по родному краю | ||||
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | Встреча с сотрудником МЧС по г. Н. Челны | Беседа Как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) | Классные часы «Профессия моих родителей» | ||
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания | Выбор актива класса | ||||
Семейное воспитание | Родительское собрание | ||||
Профилактика правонарушений | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми, находящимися в СОП |
Октябрь
Направления | 1 неделя (указать даты) | 2 неделя (указать даты) | 3 неделя (указать даты) | 4 неделя (указать даты) | Отметка о выполнении |
Гражданское и патриотическое воспитание | Акция «Поздравь учителя» Акция «Мои бабушка и дедушка» | ||||
Физическое развитие и культура здоровья (ЗОЖ) | Разговор о здоровом питании | Проведение инструктажа по ТБ во время проведения осенних каникул. | |||
Духовно – нравственное воспитание | Подготовка и участие в концерте «Молоды душой» | ||||
Экологическое воспитание | Викторина о птицах и животных родного края «Вы знакомы?» | Акция «Соберем макулатуру – сохраним дерево!» | |||
Приобщение детей к культурному наследию | Беседа с элементами игры «Учимся быть организованными» | ||||
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | Проект «Фруктовые деревья» | Трудовой десант «Чистота нашего класса» | |||
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания | Оформление классных уголков | Классный час «Причины пожаров. Правила и меры пожарной безопасности». | |||
Семейное воспитание | Индивидуальные беседы, посещение учащихся на дому | ||||
Профилактика правонарушений | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми, находящимися в СОП |
НОЯБРЬ
Направления | 1 неделя (указать даты) | 2 неделя (указать даты) | 3 неделя (указать даты) | 4 неделя (указать даты) | Отметка о выполнении |
Гражданское и патриотическое воспитание | Выпуск стенгазеты, посвященной Дню народного единства | Классный час: «Наши права» | |||
Физическое развитие и культура здоровья (ЗОЖ) | Практикум- презентация «Внимание, грипп» | ||||
Духовно – нравственное воспитание | Конкурс рисунков «Самая милая» | ||||
Экологическое воспитание | Акция «Соберем макулатуру – сохраним дерево!» | ||||
Приобщение детей к культурному наследию | Беседа «Талантливые люди Татарстана» | ||||
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | Диагностика «Кем быть?» | Познавательная игра «Дорога опасна!» | |||
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания | Участие в мероприятии «Мама, милая мама, как тебя я люблю!» | ||||
Семейное воспитание | Беседа «Семья – начало всех начал» | Родительское собрание | |||
Профилактика правонарушений | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми, находящимися в СОП |
ДЕКАБРЬ
Направления | 1 неделя (указать даты) | 2 неделя (указать даты) | 3 неделя (указать даты) | 4 неделя (указать даты) | Отметка о выполнении |
Гражданское и патриотическое воспитание | Презентация День Героев Отечества | Классный час «Мы разные, но мы вместе» | |||
Физическое развитие и культура здоровья (ЗОЖ) | Участие в соревнованиях по настольному теннису | Классные часы «Здоровье человека- основа безопасного питания» | |||
Духовно – нравственное воспитание | Классный час «Дарите людям доброту» | Подготовка художественных номеров к Новому году | Конкурс новогодних коллажей | ||
Экологическое воспитание | Проект «Каждой пичужке по кормушке» | ||||
Приобщение детей к культурному наследию | Проект «Их именами названы улицы» | ||||
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | Акция «Снежная страна» | Трудовой десант «Чистота нашего класса» | |||
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания | «Идёт доброта по земле» Конкурс рисунков | Подведение итогов работы за 1 полугодие в классе | Участие в новогоднем представлении | ||
Семейное воспитание | Интервью «Новый год-семейный праздник!» | ||||
Профилактика правонарушений | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми, находящимися в СОП |
ЯНВАРЬ
Направления | 1 неделя (указать даты) | 2 неделя (указать даты) | 3 неделя (указать даты) | 4 неделя (указать даты) | Отметка о выполнении |
Гражданское и патриотическое воспитание | Классный час, посвященный снятию блокады Ленинграда | ||||
Физическое развитие и культура здоровья (ЗОЖ) | Классный час «В здоровом теле, здоровый дух» | Разговор о здоровом питании. Беседа о вредных продуктах. | |||
Духовно – нравственное воспитание | Беседа с элементами игры История одного праздника «Крещение» | ||||
Экологическое воспитание | Акция «Накорми птиц» | Классный час «Сохраним для будущего эту хрупкую планету» | Акция «Накорми птиц» | Акция «Накорми птиц» | |
Приобщение детей к культурному наследию | Экскурсия в сельскую библиотеку «С книгой жить – век не тужить» | ||||
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | Презентация Мое любимое занятие в свободное время | ||||
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания | Беседа «Улица и дети» | ||||
Семейное воспитание | Папа, мама и я – спортивная семья | ||||
Профилактика правонарушений | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми, находящимися в СОП | Беседа «Мое поведение в школе» |
ФЕВРАЛЬ
Направления | 1 неделя (указать даты) | 2 неделя (указать даты) | 3 неделя (указать даты) | 4 неделя (указать даты) | Отметка о выполнении |
Гражданское и патриотическое воспитание | Конкурс плакатов и рисунков «На страже Отечества» | Конкурс чтецов, посвященных Великой Отечественной войне | |||
Физическое развитие и культура здоровья (ЗОЖ) | Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки | Лыжные эстафеты | Классный час «Азбука здоровья» | ||
Духовно – нравственное воспитание | Встреча с участниками локальных войн, прошедшими военную службу | Классный час «Мой путь к доброте» | |||
Экологическое воспитание | Акция «Накорми птиц» | Акция «Накорми птиц» | Акция «Накорми птиц» | Акция «Накорми птиц» | |
Приобщение детей к культурному наследию | Участие в конкурсе чтецов «Живая классика» | ||||
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | Спортивно-игровой праздник «Легко ли быть солдатом» | ||||
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания | «Акция «Поздравь папу, брата, дядю» | ||||
Семейное воспитание | Беседа «Мои обязанности в семье» | ||||
Профилактика правонарушений | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми, находящимися в СОП |
МАРТ
Направления | 1 неделя (указать даты) | 2 неделя (указать даты) | 3 неделя (указать даты) | 4 неделя (указать даты) | Отметка о выполнении |
Гражданское и патриотическое воспитание | Праздничный концерт для мам «Все цветы и песни Вам!» | ||||
Физическое развитие и культура здоровья (ЗОЖ) | Своя игра «Спорт – волшебная страна» | ||||
Духовно – нравственное воспитание | Открытка «Мамочке», «Бабушке» | ||||
Экологическое воспитание | Конкурс экологических сказок | ||||
Приобщение детей к культурному наследию | Подготовка и участие в районном конкурсе «Без Бергә» | ||||
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | Виртуальная экскурсия в Город Мастеров | Трудовой десант «Чистота нашего класса» | |||
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания | Классный час с дошкольниками «Доброта наших сердец» | ||||
Семейное воспитание | Праздник «Мамочка моя» | ||||
Профилактика правонарушений | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми, находящимися в СОП |
АПРЕЛЬ
Направления | 1 неделя (указать даты) | 2 неделя (указать даты) | 3 неделя (указать даты) | 4 неделя (указать даты) | Отметка о выполнении |
Гражданское и патриотическое воспитание | Классный час «Человек и вселенная» | Конкурс рисунков и плакатов, посвященный Дню космонавтики | Классный час по теме «100 лет со дня образования ТАССР» | ||
Физическое развитие и культура здоровья (ЗОЖ) | Игра «Путешествие по стране дорожных знаков» | Конкурс ЮИД «Безопасное колесо» | Участие в первенстве школы по футболу | ||
Духовно – нравственное воспитание | Игра-путешествие «Вежливое слово должен знать каждый» | ||||
Экологическое воспитание | Классный час, посвященный Дню Земли «Сохраните мир прекрасным!» | Экологический субботник | |||
Приобщение детей к культурному наследию | Конкурс чтецов о родном крае | ||||
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | Беседа «Твои трудовые обязанности в школе и дома» | ||||
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания | Акция «Батарейка» | ||||
Семейное воспитание | Родительское собрание | ||||
Профилактика правонарушений | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми, находящимися в СОП |
МАЙ
Направления | 1 неделя (указать даты) | 2 неделя (указать даты) | 3 неделя (указать даты) | 4 неделя (указать даты) | Отметка о выполнении |
Гражданское и патриотическое воспитание | Урок мужества, посвященный Дню Победы | ||||
Физическое развитие и культура здоровья (ЗОЖ) | Участие в легкоатлетическом кроссе, посвященный памяти Г.Г Романову и ко Дню Победы | Конкурсная программа с элементами беседы «Путь в страну Здоровья» | Инструктажи по ТБ во время летних каникул | ||
Духовно – нравственное воспитание | Защита Уголков Памяти | Круглый стол «Наши достижения» | |||
Экологическое воспитание | Экологический субботник | ||||
Приобщение детей к культурному наследию | Экскурсия «Весна! Весна! И все ей рады!» | ||||
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | Конкурс рисунков на асфальте | Трудовой десант «Чистота нашего класса» | |||
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания | Участие в акции «Бессмертный полк» | ||||
Семейное воспитание | Беседа «Уважай старших» | Родительское собрание. Выпускной в 4 классе | |||
Профилактика правонарушений | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми, находящимися в СОП | Индивидуальные коррекционные занятия с детьми, находящимися в СОП |
Методическое обеспечение программы (литература/интернет-ресурсы)
Системный подход. Сущность подхода заключается в системном видении педагогических явлений и процессов, в различении отдельных компонентов системы и установлении между ними связей, в оценке результатов их взаимодействия и построении связей с другими внешними системами.
Личностно ориентированный подход. Сущность подхода заключается в методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Этот подход связан с устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.
Средовой подход предполагает использование окружающей социальной сред, ее культурных и социальных объектов для гармоничного развития личности ребенка и воспитания гражданственности.
Рефлексивный подход позволяет использовать приемы рефлексии для формирования у ребенка потребности осуществлять самооценку своих отношений, результатов деятельности путем сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, а также для дальнейшего корректирования собственной позиции.
Основные принципы организации воспитания
Принцип гуманизма предполагает отношение к личности ученика как к самоценности и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию и успешной реализации своих интересов и целей в жизни.
Принцип духовности проявляется в формировании у школьника смысложизненных духовных ориентаций, интеллигентности и образа мысли российского гражданина, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали.
Принцип субъектности заключается в том, что педагог активизирует, стимулирует стремление обучаемого к саморазвитию, самосовершенствованию, содействует развитию его способности осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы.
Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения, обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях.
Принцип демократизма основан на взаимодействии, на педагогике сотрудничества педагога и ученика, общей заботы друг о друге.
Принцип конкурентоспособности выступает как специфическая особенность в условиях демократического общества, предполагающая формирование соответствующего типа личности, способного к динамичному развитию, смене деятельности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности.
Принцип толерантности предполагает наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения, не укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящих за нормативные требования законов.
Принцип вариативности включает различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленность системы воспитания на формирование вариативности мышления, умение анализировать и предполагать желаемый результат своей деятельности.