Выберите и выполните одно из заданий раздела А, Б, В, Г, а именно:
А. Составление таблиц и схем:
1. Изложите в виде таблиц и схем основные сведения о строении центральной нервной системы.
2. Изобразите в виде схематичных рисунков основные функциональные блоки головного мозга, опишите их функции.
3. Оформите в виде таблицы или схемы этапы и особенности нейропсихологического обследования больных с мозговыми нарушениями.
4. Представьте агнозии и их особенности в виде таблицы.
Б. Подготовка презентаций по нарушениям того или иного блока ВНД, методам изучения данных нарушений с их демонстрацией и защитой на аудиторных занятиях:
1. Приготовьте презентацию на тему: «Александр Романович Лурия – основоположник отечественной нейропсихологии».
2. Приготовьте презентацию на тему: «История развития нейропсихологической теории и практики».
3. Приготовьте презентацию на тему: «Нейропсихологический анализ нарушений познавательной деятельности при речевых нарушениях».
4. Приготовьте презентацию на тему: «Нейропсихологический анализ нарушений регуляции психической деятельности при интеллектуальной недостаточности».
5. Приготовьте презентацию на тему: «Нейропсихология и восстановительное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».
6. Приготовьте презентацию на тему: «Нейропсихологический анализ учебной неуспеваемости: пути диагностики и коррекции».
7. Приготовьте презентацию на тему: «Нейропсихологический анализ нарушений поведения: пути диагностики и коррекции».
В. Составление программ нейропсихологической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья:
1. Составьте программу нейропсихологического обследования при проблемах в обучении.
2. Составьте программу нейропсихологического обследования ребенка с дизартрией определенной формы.
3. Составьте программу нейропсихологического обследования ребенка с сенсомоторной алалией.
4. Составьте программу нейропсихологического обследования ребенка с детским церебральным параличом определенной формы.
5. Составьте программу нейропсихологического обследования ребенка с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.
6. Составьте программу нейропсихологического обследования при нарушениях поведения.
Г. Написание реферата на тему:
1. Нарушения энергетического блока: особенности изучения.
2. Нарушения блока переработки и хранения информации: особенности нейропсихологического изучения.
3. Нарушения блока программирования и контроля: особенности нейропсихологического изучения.
4. История возникновения и развития нейропсихологии как теоретической отрасли, области практического применения.
5. Методики нейропсихологического изучения мнемической деятельности.
6. Методики нейропсихологического изучения сенсорно-перцептивной деятельности.
7. Методики нейропсихологического изучения мыслительной деятельности.
8. Особенности и принципы построения нейропсихологической диагностики.
9. Нейропсихологическое изучение детей с речевыми нарушениями.
10. Нейропсихологическое изучение детей с интеллектуальными нарушениями.
11. Роль нейропсихологии в организации мероприятий по реабилитации и компенсации нарушений психики.
12. Роль нейропсихологического обследования в дифференциальной диагностике отклонений психического развития.
Требования к написанию реферата по дисциплине «Нейропсихология»:
1. Реферат должен быть оформлен в рукописном или печатном варианте в формате А4. Титульный лист должен включать название дисциплины, тему реферата, Ф.И.О. студента, отделение, курс, факультет, на котором обучается студент. Содержание реферата включает введение, обзор теоретической литературы по проблеме исследования, заключение и библиографию.
2. Во введении должна быть отражена актуальность темы исследования, должен быть дан краткий анализ основных теоретических взглядов по теме исследования.
3. Основная часть представляет собой обзор и анализ студентом научно-методической литературы по теме реферата и должна включать основные теоретические взгляды современной психологии и педагогики по рассматриваемой проблеме, основные понятия по теме. Данный компонент реферата предполагает подразделение на параграфы, количество и название параграфов определяется самим студентом исходя из рассмотренного и проанализированного материала.
4. В заключительной части реферата на основе теоретического обзора должны быть сформулированы выводы. Также должен быть представлен библиографический список.
5. Задание должно быть выполнено в соответствии со сформулированными методическими требованиями.
Рекомендуемая литература для выполнения контрольной работы
1. Актуальные вопросы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. – М.: МПССИ, 2010. – 320 с.
1. Ахутина, Т. В. Нейропсихолог в школе [Текст]: Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева и др. – М.: Секачев, 2012. – 48 с.
2. Балашова, Е.Ю. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах [Текст]: Учебное пособие / Е. Ю. Балашова, М. С. Ковязина – М.: Генезис, 2012. – 240 с.
3. Балашова, Е.Ю. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы [Текст] / Е. Ю. Балашова, М. С. Ковязина. – М.: Генезис, 2010. – 18 с. (приложение 52 листа).
2. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст]: Учебник для студентов ВУЗов / Т. Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2013. – 264 с.
4. Глозман, Ж. М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте [Текст] / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева. – СПб.: Питер, 2010. – 80 с.
5. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений А. Р. Лурия. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 384 с.
3. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для вузов [Текст]. – М.: Генезис, 2010. – 474 с.
4. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста [Текст]: Учебное пособие / А. В. Семенович. – М.: Генезис, 2008. – 319 с.
6. Семенович, А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии [Текст] / А. В. Семенович. – М.: Генезис, 2010. – 432 с.
7. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [Текст] / А. В. Семенович. – М.: Генезис, 2010. – 474 с.
8. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288с.
5. Хомская, Е.Д. Нейропсихология [Текст]: Учебник для вузов, 3-е изд. / Е.Д. Хомская.- СПб.: Питер, 2011. - 496 с.
9. Цветкова, Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе [Текст] / Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия. – М.: МПСИ, 2008. – 64 с.
10. Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение [Текст] / Л. С. Цветкова. – М.: МПССИ, 2007. – 184 с.
11. Юров, Ю.В. Основы нейропсихологии: учебно-методическое пособие / Ю. В. Юров [Текст]. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 63 с.