Обеспечение финансовой устойчивости медицинских учреждений – основная задача экономического анализа медицинских учреждений.
Финансовый анализ является составной частью экономического анализа.
Можно выделить две основные группы факторов, влияющих на финансовое состояние медицинских учреждений.
1) Внешние:
- система финансирования;
- оплата за оказание медицинской услуги;
- уровень тарифов;
- система налогообложения и т.п.
2) Внутренние:
- структура медицинского учреждения;
- показатели работы медицинских учреждений и его подразделений;
- системы оплаты труда и т.п.
При проведении финансового анализа необходимо различать понятия «финансовая деятельность» и «финансовое положение».
Финансовая деятельность характеризует динамику деятельности учреждения, промежуточные финансовые результаты.
Финансовое положение характеризует статику, состояние финансового учреждения на определённый момент, конкретную дату. Универсальным документом, отражающим финансовое положение медицинских учреждений и результаты его финансовой деятельности, является бухгалтерский баланс. Но бухгалтерский баланс в медицинском учреждении имеет свои особенности: нет амортизации, нет собственного имущества, выделяется баланс только по предпринимательской деятельности и не делится на другие источники финансирования.
В связи с этим следует проводить финансовый анализ по источникам доходов – бюджет, ОМС, платные услуги и отдельно по доходам и расходам.
Но полную картину может дать только анализ финансового состояния с анализом фрагментов бухгалтерского баланса. И здесь практика выявила два основных направления возможности оценить эффективность – наличие кредиторской задолженности и соотношение доходов и расходов.
Изучение результатов хозяйственной деятельности медицинского учреждения следует проводить в разрезе источников финансирования и подразделений, кроме того, по фактическим и кассовым расходам.
Кассовыми расходами (КР) считаются все суммы, перечисленные с текущего счета в отделении казначейства в оплату своих обязательств на счета поставщиков за товары, оказанные услуги, выполненные работы, а также на счета получателей средств по обязательным расчетам и нетоварным операциям (платежам в бюджет, переводам из заработной платы, погашению задолженности по ссудам), как правило, минуя свой счет. Исключение составляют случаи, когда средства поступают на текущий счет в обслуживающем банке учреждения, например, для получения наличных денежных средств, по предъявленным платежным требованиям и платежным поручениям, акцептованным банком. Возврат денежных средств на счета приводит к восстановлению, то есть уменьшению кассовых расходов. Однако по ним нельзя судить о фактическом использовании средств, так как отдельные суммы могут быть начислены, но не выплачены. Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета, что позволяет располагать данными о кассовом исполнении смет и об остатках неиспользованных кредитов на каждую конкретную дату.
На величину кассовых расходов оказывают влияние следующие факторы: остатки денежных средств учреждения на начало года (О н.г.), сумма полученных средств из бюджета (П), остатки денежных средств учреждения на конец года (О к.г.).
Математическая взаимосвязь кассовых расходов и основных факторов, под влиянием которых формируется их величина, может быть записана в следующем виде:
КР = О н.г. + П – О к.г.
Фактические расходы (ФР) – это действительные затраты учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленным заработной плате и стипендиям. Данные расходы отражают фактическое выполнение расходных норм, утвержденных по смете, и являются показателями окончательного исполнения сметы расходов. Величина фактических расходов зависит от следующих факторов: изменение кредиторской задолженности на конец года по сравнению с началом (ЗК), изменение остатков по счетам материалов на конец года по сравнению с началом (ОМ), изменение дебиторской задолженности на конец года по сравнению с началом (ЗД), изменение остатков по счетам подотчетных лиц на конец года по сравнению с началом (ПЛ).
Математическая взаимосвязь фактических расходов и основных групп факторов, под влиянием которых формируется их величина, может быть записана в следующем виде:
ФР = КР – (ЗК + ОМ + ЗД + ПЛ)
или
Ф = КР – ((ЗК н.г. – ЗК к.г.) +.(ОМ н.г. – ОМ к.г.) + (ЗД н.г. – ЗД к.г.) + (ПЛ н.г. – ПЛ к.г.)),
где изменение всех факторов представлено в виде разницы их величины на начало и конец года.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что кассовые расходы характеризуют движение денежных средств, выделенных учреждению, а фактические расходы – полноту их использования.
Важнейшим этапом анализа расходов является изучение соотношения между кассовыми и фактическими расходами. Оно может характеризоваться равенством между ними, превышением кассовых расходов над фактическими или фактических расходов над кассовыми. Исследование существующей между ними объективной взаимосвязи и зависимости позволяет выявить производственные и финансовые ситуации, возникшие в процессе исполнения сметы.
При характеристике связи между кассовыми и фактическими расходами необходимо исходить из того, что перечисление средств из республиканского бюджета осуществляется согласно утвержденной в установленном порядке смете расходов. Она предусматривает потребность учреждения в денежных ресурсах для хозяйственных операций (приобретение товарно-материальных ценностей и расчетов с их поставщиками и т.д.), связанных с его деятельностью в текущем бюджетном (календарном) году. Поэтому можно предположить, что в определенных (идеальных) условиях кассовые и фактические расходы равны и их соотношение в этом случае характеризуется выражением КР = ФР.
Однако на практике случаи равенства кассовых и фактических расходов очень редки. Они возможно лишь в том случае, когда движение средств на текущем счете учреждения и списание расходов происходят одновременно, например, при оплате оказанных услуг по предъявленному счету (взнос абонентской платы за пользование телефоном, потребление электроэнергии, воды, за отопление и др.)
В большинстве же случаев кассовые и фактические расходы по времени осуществления и абсолютной величине не совпадают. Это связано с тем, что не все денежные средства, перечисленные с текущего счета в казначействе или в обслуживающем банке, могут быть списаны и отнесены на фактические расходы непосредственно в момент их получения. Например, сумма начисленной заработной платы за декабрь может не равняться сумме израсходованных денежных средств со счета в банке за этот же месяц, так как выплата заработной платы за последний месяц года будет произведена в январе.
Кроме того, учреждение может оплатить счет за оборудование, приборы, инструменты, но в отчетном году их не получить. Значит, кассовые расходы были произведены, а для отражения фактических расходов основания нет. Оно наступит после получения оплаченных материальных ценностей и ввода их в эксплуатацию. Уплаченная за оборудование сумма бюджетных средств переходит на следующий год и отражается в балансе об исполнении сметы расходов в виде дебиторской задолженности. Характерно, что в описанной ситуации остатки расчетов с прочими дебиторами и кредиторами увеличатся по сравнению с их наличием на начало года.
Оплаченные и полученные в отчетном году материальные ценности могут быть использованы лишь частично. В этом случае часть бюджетных средств списывается в сумме стоимости израсходованных материальных ценностей и отражается в фактических расходах. Однако фактические расходы по данной хозяйственной операции не равны кассовым, поскольку часть оплаченных материальных ценностей остается неиспользованной. Она переходит на следующий год и отражается в балансе исполнения сметы расходов в виде остатка по счетам материальных ценностей, увеличивая его по сравнению с началом года.
Учреждение может получить по договору от других предприятий, учреждений или организаций материальные ценности и полностью их израсходовать, но не оплатить из-за отсутствия средств на текущем счете в казначействе по соответствующей статье. Это отразится на сумме фактических расходов. Кассовые расходы в данном случае еще не были произведены, поэтому неоплаченная сумма поставщикам перейдет на следующий финансовый год. В учете и отчетности она отразится в виде остатка кредиторской задолженности на конец отчетного периода и приведет к ее росту по сравнению с началом года, что является признаком превышения фактических расходов над кассовыми на ту же сумму.
Аналогичные соотношения между кассовыми и фактическими расходами могут складываться и по другим хозяйственным операциям. Их исследование позволяет выявить основные направления размещения средств, выделенных из бюджета, в процессе кассового исполнения сметы расходов и источников формирования фактических расходов.
Для наглядности полученные результаты можно представить в виде (таблица 8.8):
Таблица 8.8-Анализ финансовой деятельности медицинского учреждения за год, тыс.руб.
Подразделения | ДОХОДЫ(финансирование) | ||||
Бюджет | ОМС | Платные услуги | Прочие доходы | Всего доходов | |
Стационар | |||||
Поликлиника | |||||
Родильный дом | |||||
Скорая помощь | |||||
Итого |
Подразделения | РАСХОДЫ(фактические) | Прибыль (+), убыток(-) | ||||
Бюджет | ОМС | Платные услуги | Прочие доходы | Итого расходы | ||
Стационар | ||||||
Поликлиника | ||||||
Родильный дом | ||||||
Скорая помощь | ||||||
Итого |
Подразделения | РАСХОДЫ(кассовые) | Превышение доходов над расходами | ||||
Бюджет | ОМС | Платные услуги | Прочие доходы | Итого расходы | ||
Стационар | ||||||
Поликлиника | ||||||
Родильный дом | ||||||
Скорая помощь | ||||||
Итого |
Но эта таблица характеризует только финансовую деятельность и не отражает наличие задолженностей медицинского учреждения (дебиторской и кредиторской). Полную характеристику финансов учреждения дает анализ финансового состояния.
Здравоохранение, в отличие от других отраслей, характеризуется небольшим удельным весом материальных средств и имущественных прав, а в результате недофинансирования и они сводятся к минимуму. Наиболее эффективным подходом финансового анализа является анализ денежных средств в разрезе источников финансирования.
При этом рассмотрение финансов следует проводить по каждому подразделению в разрезе источников финансирования.
Более всего, для финансового состояния важна сумма кредиторской задолженности. Размер кредиторской задолженности зависит от многих факторов:
- от доходов и расходов учреждения;
- от форм собственности предприятий – поставщиков (частные предприниматели, муниципальные службы);
- от структуры расходов и специфики учреждения;
- от источника и способа финансирования.
В соответствии с этими факторами и следует определить подходы к анализу, то есть определить цель анализа: выяснить соотношение доходов и расходов, движение финансирования по источникам финансирования, структуру кредиторской задолженности в разрезе поставщиков; структуру кредиторской задолженности в разрезе статей расходов.
Базовыми данными для проведения анализа финансового состояния должны служить данные бухгалтерского учета, а при необходимости и первичные бухгалтерские документы. Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности – это совокупность аналитических процедур используемых для определения финансово-хозяйственного состояния предприятия.
Специалисты в области анализа проводят разные методики определения финансово-хозяйственной состояния предприятия. Однако основные принципы и последовательность процедурной стороны анализа являются практически одинаковыми с небольшими расхождениями.
Детализация процедурной стороны методики анализа финансово-хозяйственной деятельности зависит от поставленных целей и различных факторов информационного, методического, кадрового и технического обеспечения. Таким образом, не существует общепринятой методики анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, однако во всех существенных аспектах процедурные стороны похожи.
Важное значение для анализа имеет его информационное обеспечение. Это связано с тем, что в соответствии с Законом РФ «О информатизации и защите информации» предприятие может не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну. Но обычно для принятия многих решений потенциальными партнерами фирмы, достаточным является проведение экспресс-анализа финансово-хозяйственной деятельности. Даже для проведения детализированного анализа финансово-хозяйственной деятельности зачастую не требуется информации составляющую коммерческую тайну. Для проведения общего детализированного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия требуются сведения по установленным формам бухгалтерской отчетности. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится в три этапа.
На первом этапе принимается решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и проверяется ее готовности к чтению. Задачу о целесообразности анализа позволяет решить ознакомление с аудиторским заключением. Существует два основных типа аудиторских заключений: стандартное и нестандартное. Стандартное аудиторское заключение представляет собой унифицированный кратко изложенный документ, содержащий положительную оценку аудиторской фирмы о достоверности представленной в отчете информации и ее соответствии действующим нормативным документам. В этом случае проведение анализа целесообразно и возможно, так как отчетность во всех существенных аспектах объективно отражает финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Нестандартное аудиторское заключение составляется в тех случаях, когда аудиторская фирма не может составить стандартное аудиторское заключение в силу ряда причин, а именно: некоторые ошибки в бухгалтерской отчетности фирмы, различные неопределенности финансового и организационного характера и т.п. В этом случае ценность аналитических выводов составленных по данной отчетности снижается.
Проверка готовности отчетности к чтению носит технический характер и связана с визуальной проверкой наличия необходимы