Темы лекций и их аннотации




Блок 1. Методологическое введение в курс.

Тема1. Философия права в системе философского и юридического знания

(2 часа)

Философское знание в системе научного знания: специфика, функции, особенности предмета и методов исследования, методологическая роль.

Социально-функциональные типы юридического знания (научное, технологическое, обыденное): их характеристики и взаимосвязь.

Философские аспекты юридических проблем: соотношение философско-правового, теоретико-правового и частно-научного знания. Объект и предмет как теоретические конструкты, создаваемые дисциплинарными методами и проблема дисциплинарных методов (на примере применения социологических теорий и методов в исследовании проблем отраслей права, а также анализа понятия «юридический метод»).

Проблемное поле философско-правовых исследований: понятия «правовая онтология», «правовая гносеология», «правовая аксиология» и их связи с общефилософскими подходами в изучении онтологической, гносеологической и аксиологической проблематики и с теоретико-правовыми исследованиями. Методологические и исторические типы философско-правовых теорий.

Социокультурный код: понятие, исторические типы и его методологическая функция. «Ценностно-нормативная онтология», «социально-юридическая система» как методическая база курса. Семиотические аспекты «социально-юридической системы», понятие «правового дискурса».

 

Блок 2. История философии права.

Тема 2. Традиционалистские и метафизические концепции права.

(2 часа)

Архаичные способы обоснования нормативных предписаний социального действия. Парадокс тотальной юридичности архаического общества. Дифференциация юридической нормы и юридических отношений в аграрно-традиционалистских обществах; миф как «квазиценностный» способ обоснования юридической нормы. Объективизм юридической системы и юридических техник аграрно-традиционалистских обществ. Влияние юридических практик на становление логики (ньяя, мидраш).

Учение о соотношении «фа» и «ли» в китайской философии как пример легитимизации юридических предписаний, а также проблематичности рационально-легистского их обоснования.

Системный кризис микенского общества и его разрешение на основе изменения механизма социального кодирования. Характеристика логико-понятийного способа кодирования. Переход от «темис» к «номосу» как частный случай логизации обоснования социальных норм. Генезис права как принципа равной меры и регулятивного принципа юридической деятельности. Онтологические, гносеологические и этические проблемы нового социально-исторического типа юридической системы и их решение в рамках античного космологизма. Полисная законодательная и судебная система как техники логизации юридических практик. Римско-эллинистичекие теории как обобщение юридических практик на основе космологической онтологии. Взаимосвязь развития логики и юридических практик в античности. Античная трактовка «естественного права».

Проблема субъекта как завершение развития античной мысли. Её решение в форме «Божественной Личности» в христианстве. Теоцентричная онтология: понятие и основые черты. Августинизм и томизм – два исторических типа (платонизм и аристотелизм) теоцентричной онтологии. Решение правовой проблематики в учении бл. Августина и Фомы Аквинского. Трактовка понятия «естественное право» как обосновние права в качестве принципа равной меры Фомой Аквинским.

Роль католической церкви в сохранении принципа универсализма и его реализация в каноническом праве. Взаимосвязь канонического права и деятельности глоссаторов с развитием схоластики как метода логической обработки «эмпирического» материала, становление и расцвет средневековой юридической герменевтики.

Роль Византийской империи в рецепии римского права в Западной Европе и в государствах новообращённых народов. Влияние византийской традиции на развитие правовых представлений в Киевской и Московской Руси.

 

Тема 5. Философско-правовые концепции Нового времени.

(2 часа)

Социальные предпосылки автономизации моральной и правовой социальных систем; конец метафизических онтологий. Рационализация (критический дискурс) как интеллектуальная реакция на этот процесс и как его элемент; становление рационалистических теорий права. Расхождение между теологией и методом протестанстких теорий права как исходный пункт формирования новоевропейских версий естественного права и юридического позитивизма. Теория Г. Гроция как первая рационалистическая теория права – особенности метода Г.Гроция.

Правовая философия XVI-XVII вв.. Философско-правовые взгляды французских просветителей.

И.Кант: начало трансцендентальной философии, правовые взгляды. Проекция на юридические явления категории «трансцендентальный субъект» как логической структуры право в качестве принципа равной меры.

Основные этапы развития трансцендентальной философии: классический, неклассический, постнеклассический. Решение философско-правовых вопросов в рамках трансцендентальной философии: классические философии права (Г.-В.-Ф. Гегель), неклассические философии права (П. Рикёр, Дж. Ролз, герменевтика), постнеклассические философии права (Ю. Хабермас, Н. Луман).

Параллели между иррациональным этико-эстетическим трансцендентализмом и юридическим позитивизмом. Учение о праве в философии марксизма. Англо-саксонский случай в контексте трансцендентализма.

 

Блок 3. Актуальные проблемно современной философии права.

Тема 8. Методологические вопросы современных исследований права.

(2 часа)

Дискурсивность современного права, логическое ядро юридического дискурса.

Конструктивизм как методологический принцип; юридическая сфера как социальный конструкт и её функционирование. Обеспечение субъектности права в ситуации «пост-».

Проблема юридической истины, её обеспечение юридико-процессуальными средствами; гносеологический статус юридико-процесуальных средств.

Обеспечение справедливости, равенста, свободы правовыми средствами в условиях деаксиологизация права.

Философский аспект прав человека; парадоксальность субъекта коллективных прав.

Принуждение и право в современном обществе, «деэтатизация» права.

Иррационализм в праве. Право как основной способ удержания рациональности и гуманизма общества «пост-».

Планы практических занятий (при наличии в учебном плане)

Краткое описание подходов к организации семинарских занятий: Семинары проводятся в проблемно-ориентированном подходе, включают в себя вводное слово преподавателя и сообщения, подготовленные магистрантами в ходе их самостоятельной работы с последующим обсуждением в группе. Сообщения, которые готовятся по актуальным проблемам философии права, готовятся магистрантами по тематике их квалификационных выпускных работ, закреплённых на кафедрах.

 

Тема 2. (2 часа) Философия права в системе философского и юридического знания

1. Проблемное поле философско-правовых исследований.

2. Структура философско-правовой теории.

3. Философия права (правовая философия) в системе юридического и гуманитарного знания.

4. Проблемы «юридического» метода; методологическая функция философии права.

Тема 3. (2 часа) Античная философско-правовая мысль

1. Космологизм как онтология античной теории.

2. Обоснование универсальности и всеобщности закона Платоном.

3. Учение о справедливости Аристотеля.

4. Влияние юридических практики и теории на логико-философское знание.

Тема 4. (2 часа) Правовые учения в средневековой теологии

1. Теоцентризм как онтология средневековой европейской теории.

2. Представление о праве в раннее средневековье (блаж. Августин)

3. Григорианская реформа и её влияние на развитие права. Взаимосвязь развития схоластики и практики канонистов и глоссаторов.

4. Учение о праве в теологии Фомы Аквинского.

5. Протестансткая теология и трансформация учений о праве.

 

Тема 5. (2 часа) Классическая философия права

1. Развитие новоевропейского рационализма, рационалистические теории права XVI – XVIII вв. Влияние Просвещения на правовое сознание.

2. Трансцендентализм: общая характеристика и его проекция на правовую проблематику (на примере философско-правового учения И.Канта)

3. Философия права Г.-В.-Ф. Гегеля – развёрнутая система представления о праве классического трансцендентализма.

4. Завершение формирования юридического позитивизма в XiX в. (параллель с развитием «философии жизни»)

 

Тема 6. (2 часа) Неклассическая и постнеклассическая философии права

1. Неклассическая и постнеклассическая «программы» исследования права философскими методами

2. Неклассические пограммы: Г.-Г. Гадамер, П. Рикёр, Г. Радбрух

3. Постнеклассическая программа: Ю. Хабермас, Н. Луман

 

Тема 7. (2 часа) Философия права России

1. Учения о праве в России до петровских реформ.

2. Понятие «рецепция права»: философский аспект. Рецепция «римского права» в России.

3. Российская дореволюционная философско-правовая традиция: (Десницкий С.Е., Коркунов Н.М., Муромцев С.А., Новгородцев П.И., Ильин И.А.)

4. Советский период развития теоретико-правовой мысли: философские экспликации

 

Тема 8. (2 часа) Методологические вопросы современных исследований права

1. Современная «юридико-позитивистская» программа исследования права (Г.Л.А. Харт)

2. Теория справедливости как современная версия «естественного права» (Дж. Ролз, О. Хёффе)

3. Семиотические программы исследования права (право как текст)

4. Конструктивистские программы исследования права

 

Тема 9. (2 часа) Актуальные вопросы философско-правовых исследований в России

1. Проблема «деэтатизации» права, частные правовые порядки

2. Юридическая истина: подходы, обеспечение в процессуальных нормах

3. Юридический субъект: понятие, принципы конструирования и применения в практике

4. Рациональное и иррациональное в праве



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: