Интерпретация библейского сюжета «Каин и Авель» в культуре




Каин и Авель

КАИН И АВЕЛЬ, два брата, первые сыновья Адама и Евы. Каин был первым в истории убийцей, а Авель – первой жертвой убийства.

Рассказ о Каине и Авеле содержится в 4 главе Книги Бытия. Авель был скотоводом, Каин – земледельцем. Каин принес в дар Богу плоды земли, Авель принес в жертву животных своего стада. Авель был человек добрый и кроткий, и Бог принял жертву Авеля: дым от нее вознесся к небу. Каин же был человек злой и жестокий, Бог не принял его жертвы: дым от его жертвы расстилался по земле и не поднялся к небу.

Каин, рассердившись и позавидовав брату Авелю, убил его. Когда Бог спросил Каина: «Где Авель, брат твой?» – Каин ответил: «Разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). Бог наказал Каина проклятием: «Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:12), и пометил его Каиновой печатью, чтобы он вечно скитался и никто не мог убить его. Каин ушел в «землю Нод» (страну скитания), к востоку от Эдема.

ГЛАВА 4 книги «Бытие» Ева родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. | 2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин | был земледелец. | 3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар | Господу, | 4 И Авель также принес от первородных стада своего... | И призрел (=принял) Господь на Авеля и на дар его, | 5 А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. | 6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло (=стало грустным)лице твое? | 7 Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. | 8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. | 9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал:не знаю; разве я сторож брату моему? | 10 И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; | 11 И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; | 12 Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. | 13 И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; | 14 Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. | 15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. | 16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

 

Позднее Каин раскаялся в своем грехе, поэтому впоследствии он был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом.

В Библии говорится также, что впоследствии Каин женился, имел потомство (=детей) и построил первый на земле город (Быт 4:17-24).

Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель – как первая жертва насильственной смерти (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской традиции Авель – прообраз Иисуса Христа, его жертвоприношения в Новом Завете.

 

Трагический рассказ о Каине и Авеле является притчей, но эта история, которая умещается в 16-ти стихах Книги Бытия, до сих пор интерпретируется по-разному.

Интерпретация библейского сюжета «Каин и Авель» в культуре

1). Первая версия связана с восприятием этого сюжета как развитием в истории человечества целого ряда грехов после первородного греха Адама и Евы.Каин начинает завидовать брату Авелю за то, что Бог принял его дар. Чувство зависти – грешное чувство, первое появление которого в душе человека также связано с образом Каина, а один грех порождил другой грех – грех убийства. Бог сказал Каину: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7). Здесь впервые понятие греха получает свою название - «грех» («хет») в Библии (начиная от первородного греха Адамы и Евы – неуважения к Богу, непризнания его просьбы – то, что часто происходит и в отношениях между людьми).

В этом сюжете появляется и тема ответственности за свой грех, и необходимости борьбы с ним: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» - слова Бога-Отца (вспомним «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского). Грех Каина особенно страшен, потому что это не просто убийство, но братоубийство (так же, как и убийство любого человека – это тоже братоубийство, согласно Библии, где каждый человек создан Богом – Отцом Небесным). Слова Евы о том, что она родила сына от Господа своего, подчёркивают, что любое убийство – это братоубийство.

Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (создавать), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека от Господа моего », «рождённый на земле» (Быт 4:1). Имя Каин ученые связывают и со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание, дым).

Эта история из Библии описана также в мусульманском учении - Коране, в основе которого лежит Ветхий Завет. И в Коране описывается история двух братьев как первый случай соперничества, зависти, убийства и скорби в истории человечества. В мусульманской традиции причиной конфликта между Каином и Авелем является спор из-за их сестер, на которых они должны были жениться. Каин предпочел невесту Авеля и, убив его, женился на ней.

 

Имя Каин входит не просто в культурное пространство представителей русской нации, но и в его ядро - когнитивную базу русских, потому что восходит к тексту Библии. На нем основаны многие представления русских людей о о мире, о морали, о людях, о добре и зле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: