БИОМЕХАНИКА: МЕЖДУ НАУКОЙ И ИСКУССТВОМ




Из истории естествознания

И. Е. СИРОТКИНА

БИОМЕХАНИКА: МЕЖДУ НАУКОЙ И ИСКУССТВОМ

Биомеханика – термин, использовавшийся как в научных, так и театральных кругах для обозначения ряда направлений, имевших своей целью изучение движений человеческого тела. Хотя ее история вплоть до настоящего време-ни разработана мало, в ней уже успели сложиться несколько мифов. Один из них – о том, что научная биомеханика была основана в 1921–1922 гг. директо- ром Центрального института труда (ЦИТ) А. К. Гастевым и его сотрудником, физиологом Н. А. Бернштейном. Это утверждение стало настолько расхожим, что даже вошло в «Википедию». Второй касается театральной биомеханики, которую В. Э. Мейерхольд якобы противопоставил системе воспитания актера в Художественном театре. Хотя доля истины в этом есть, ни первое, ни вто- рое описание событий нельзя считать полностью достоверными. В данной ста-тье предпринята попытка показать иные источники биомеханики обоих типов и проанализировать взаимоотношения, как профессиональные, так и личные, между ее творцами.

 

В данной статье речь пойдет об истории биомеханики – как научной, так и театральной. Несмотря на ее недостаточную разработанность, в этой истории уже успели сложиться несколько мифов. Один из них – о том, что научная био-механика была основана в 1921–1922 гг. директором Центрального института труда (ЦИТ) А. К. Гастевым и его сотрудником, физиологом Н. А. Бернштей-ном

1. Второй касается театральной биомеханики, которую, как считается, В. Э. Мейерхольд «противопоставил системе воспитания актера в Художественном театре»

2. Хотя доля истины в этих утверждениях есть, ни первую, ни вторую версию событий нельзя считать полностью достоверными. Наконец, загадкой остается то, как именно термин «биомеханика» из науки перекочевал в театр – почему именно так Мейерхольд назвал свою систему сценического движения? В науке термин «биомеханика» был известен задолго до создания Гастевым ЦИТа и тем более до начала работы в нем Бернштейна. Впервые он появился в 1880-х гг. в работах немецкоязычных медиков М. Бенедикта, Э. Менерта и др. в значении «приложение законов механики к строению и функционированию организма». В Россию он попал в начале ХХ в. благода-

1 «Создателем… современной биомеханики… можно по праву считать Николая Александ- ровича Бернштейна» – это утверждение стало настолько расхожим, что даже вошло в «Вики-педию», см.:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Биомеханика

2 Рудницкий К. Л.

Мейерхольд. М., 1981. С. 271.© И. Е. Сироткина. ВИЕТ. 2011. № 1. С. 46–70.

Благодаря анатому и педагогу П. Ф. Лесгафту и его школе физического воспитания, где употреблялся как синоним «теории движений». В 1910 г. ученик и после-дователь Лесгафта Г. А. Коган предложил ввести преподавание биомехани-ки на медицинских факультетах и организовать практические курсы для ее популяризации. После революции, когда исследования труда заняли ведущее место, он издал несколько книг по биомеханике рабочих движений. В 1921 г. в только что основанном им ЦИТе Гастев планировал создать «биомехани-ческую лабораторию». В начале 1920-х гг. такая лаборатория существовала в Ленинградском физиотерапевтическом институте

3. До середины 1920-х г. в России существовали (и, как водится, соперничали) две школы биомеха-ники – ленинградская и московская, затем осталась только вторая. В течение десятилетия (до 1939 г., когда в ленинградском Институте физкультуры име-ни П. Ф. Лесгафта была организована соответствующая кафедра) московская школа представляла в нашей стране биомеханику и сохранилась в памяти многих как место рождения это дисциплины

4.Мейерхольд свою биомеханику противопоставил не только системе Ста-ниславского. Не менее важными для него оппонентами выступили А. Дункан и тот «свободный», или «пластический», танец, который она создала, с од-ной стороны, и И. Соколов с его «тейлоризацией театра» и трудовой гимна-стикой, – с другой. Отношения между Мейерхольдом и Дункан были скорее заочными; напротив, с Соколовым у него был совместный проект – «Тефиз-культ», «театрализация физкультуры». Тем не менее, и те, и другие отноше-ния развивались от плюса к минусу. Мейерхольд сначала восхищался Дун-кан и учился у нее, в частности, использованию музыки, но впоследствии от нее дистанцировался, критиковал за «психологизм» в интерпретации музыки. Свободе и эмоциональности ее движений он противопоставил точный расчет в выполнении трюков. В студии дунканистки Э. Рабенек в 1917 г. его актеры занимались отнюдь не свободным танцем, а акробатикой, придумывая этюды будущей биомеханики. А когда после революции Дункан приехала в Россию и получила покровительство Луначарского, Мейерхольд прямо атаковал ее и ее последователей, призывая закрыть все студии пластического танца, – что, кстати, и не замедлило произойти.Соколов был сотрудником Всевобуча – организации, во главе которой сто-ял Н. И. Подвойский. Втроем они создали «Тефизкульт» – с целью постанов-ки массовых зрелищ, проведения театрализованных физкультурных парадов и создания всеобщей системы физического воспитания. В эту последнюю должна была войти биомеханика. Однако вскоре пути Мейерхольда и Соколо-ва разошлись. В 1922 г. Соколов организовал собственную театральную сту-дию, где обучение актеров должно было вестись по методам ЦИТа, и стал критиковать театральную биомеханику за ненаучность. В ответ Мейерхольд

3 Бывшая физиотерапевтическая клиника Психоневрологического института, в 1922 г. пере-шедшая в ведение Наркомздрава. См.: Первый Всесоюзный съезд физиотерапевтов. Бюллетень № 2. Л., 1925. С. 14–15.

4 Еще в конце 1920-х гг. энциклопедическое издание, подготовленное в Лениграде, в качест-ве литературы по «механике движений» упоминает работы Когана, а не Бернштейна. См.: Эн-циклопедический словарь по физической культуре / Сост. Б. М. Чесноков, ред. Н. А. Семашко. М.; Л., 1928. С. 999.

его ученики сформулировали отличия своей биомеханики как от физкуль-туры, так и от рационализации движений. Театральная биомеханика, таким образом, родилась как способ обучения сценическому движению, альтерна-тивный пластическому танцу, с одной стороны, и гимнастике, с другой.Наконец, остается вопрос, как именно термин «биомеханика» из медицины попал в театр и стал названием для тех этюдов сценического движения, кото- рые Мейерхольд практиковал в своей студии с 1910-х гг. В этом эпизоде, хотя он еще недостаточно документирован, прослеживается связь Мейерхольда со школой Лесгафта. Эта связь образовалась в 1918–1919 гг. благодаря актеру Л. С. Вивьену, который ранее вел на курсах Лесгафта драматический кружок. По-видимому, это он пригласил в Школу актерского мастерства, которой руко-водил вместе с Мейерхольдом, некоего доктора А. П. Петрова. Тот стал вести в ней и на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде гимна-стику по системе Лесгафта и предмет, называемый им «биомеханикой». Сам Мейерхольд начал преподавать «биомеханику», только переехав в Москву.В этой истории остается еще много неясного. Почему, например, сам Берн-штейн не признавал приоритета в биомеханике петербургской школы и иг-норировал своего предшественника Когана? Кем был «доктор Петров», при-несший в театр биомеханику? Автор просит у читателя снисхождения, если в статье эти вопросы останутся без ответа.

Рождение термина

Попытка приложить законы математики и механики к живым организмам от-нюдь не нова – возьмем хотя бы закон золотого сечения, известный уже древ-ним грекам. Леонардо да Винчи и Джованни Борелли показали, что ходьбу, бег, плавание и полет можно объяснить принципами механики. Современный этап развития биомеханики связывают с изобретением фото- и киносъемки. Фотограф и любитель скачек американец Э. Майбридж, чтобы ответить на во-прос, есть ли в беге лошади такой момент, когда все ее четыре ноги находятся в воздухе, делал снимки несколькими камерами с разных точек зрения. Фран-цузский фотограф и физиолог Э.-Ж. Марей разработал метод циклографии – фотографирования движения через равные временные интервалы. Немецкий анатом В. Брауне и его ученик О. Фишер определили центр тяжести челове-ческого тела и отдельных его органов, а также провели математический ана-лиз походки человека. Предложенный ими метод оказался плодотворным и породил множество работ, посвященных локомоции – перемещению организ-ма в пространстве. Этими работами заинтересовались не только исследова-тели, но и практики – физиотерапевты, педагоги, преподаватели гимнастики, спортсмены, гигиенисты, – а период со второй половины XIX столетия стали называть «столетием ходьбы».Брауне и Фишер называли свои исследования «теоретической механикой живого организма» и термин «биомеханика» не употребляли. Одно из пер-вых упоминаний этого термина встречается в 1887 г. в работе венского врача М. Бенедикта; в ней речь идет о применении математики и механики в микромасштабе – к живым клеткам

5. Его коллега, врач из Страсбурга Э. Менерт, использовал этот термин в заглавии своего труда, посвященного органоге-незу – развитию органов эмбриона

6. Интересно, что у Менерта этот термин встречается исключительно в заглавии и нигде больше в тексте книги – т. е. как программа, лозунг, но еще не концепт. Возможно, в его появлении сыграл роль так называемый «биогенетический закон» Э. Геккеля – одного из глав-ных немецких авторитетов в области эволюции человеческого организма, на которого ссылается Менерт. Таким образом, термин «биомеханика» появил-ся в контексте исследований не движений, а развития организма – начиная с клеточного уровня. Первая часть слова – «био-» – была здесь не менее важ-ной, чем вторая – «механика», восстанавливая баланс между механическими и органическими факторами в развитии живого. Не случайно Бенедикт в од-ной из последующих работ использует «биомеханику» в качестве синонима витализма – антимеханистического подхода в биологии и медицине

7. Однако в этом термине существенна и вторая часть, поскольку речь шла о приложе-нии к живому законов механики. Если по отношению к ходьбе человека это возражений не вызывало, то применение математики и механики на микро-уровне – уровне клетки, эмбриона – все еще нуждалось в обосновании. Этой цели и служил неологизм «биомеханика», в котором обе его части – живое и механическое – имели равную значимость.В начале ХХ в. термин проник в области, называемые «теоретической ме-ханикой живых организмов», или «животной», «анатомической» и «меди-цинской механикой»

8. А в Россию он попал благодаря Петру Францевичу Лесгафту (1837–1909) – выдающемуся анатому, создателю одного из первых учебных заведений, где готовили педагогов физического образования – пре-подавателей гимнастики и подвижных игр – для школы. Проявлявший инте- рес и к теоретической анатомии, и к практике движения, Лесгафт был одним из первых российских ученых, работавших в области «теории движения» – биомеханики

avant la lettre, до возникновения самого термина. Его целью было построить практику движения на научном фундаменте и создать «ес-тественную» гимнастику, которая учитывала бы разные типы (в том числе, возрастные) строения тела и органов; Л. А. Орбели называл ее «очеловечен-ной гимнастикой»

9. На открытых в 1896 г. Курсах воспитательниц и руково-

5 Benedikt, M. Ueber mathemаtische Morphologie und über Biomechanik. Vortrag auf der Wiesbadener Naturforscher-Versammlung ([Б. м.], 1887).

6 Mehnert, E.

Biomechanik erschlossen aus dem Principe der Organogenese. Jena, 1898.

7 Benedikt, M. Das biomechanische (neo-vitalistische) Denken in der Medizin und in der Biologie. Jena, 1903.

8 Это значение зафиксировано в середине ХХ в.: биомеханика изучает «силы, действующие на живые клетки или живые тела» (The American Illustrated Medical Dictionary / Ed. W. A. New-man Dorland. 22

nded. Philadelphia etc., 1951. P. 203). «Биомеханическая инженерия» изучает, в том числе, вопросы о циркуляции крови, реакции костей и суставов на нагрузку, занимается конструирированием аппаратов почечного диализа и протезов (Black’s Medical Dictionary / Ed. by Harvey Marlovitch. London, 2005. P. 79). В последние десятилетия ХХ в. изучение движений человека выделилось из биомеханики в самостоятельную дисциплину кинезиологию (см.: Ba-sic Biomechanics. 4

th ed. / Ed. by Susan J. Hall. Boston etc., 2003. P. 3).

, а на практических за-нятиях, дополненных экскурсиями на заводы и фабрики, курсистки знакоми-лись с устройством и действием различных механизмов

10.Лесгафт считал, что кроме теоретической анатомии, которой он сам за-нимался, должна еще существовать другая дисциплина – медицинская меха-ника

11. Ее сделал своей специальностью ученик Лесгафта Григорий Абрамо-вич Коган (1862 – после 1926), отличавшийся завидной энергией. Он работал земским врачом в Тамбовской губернии, основал там Курсы физического развития по типу лесгафтовских и «лечебницу для приходящих больных, требующих физических и механических методов лечения». Ранние работы Когана посвящены болезни его века – туберкулезу, в том числе «биомехани-ческим основам» легочного процесса

12. А в 1910 г. выходит его солидный труд в четырех частях по медицинской механике с подзаголовком «Теория физического развития человека. Биомеханика твердых тел»

13. В предисло-вии автор обосновывал необходимость учреждения на медицинских факуль-тетах российских университетов кафедр медицинской механики, где должна была преподаваться биомеханика твердых тел – часть физики, необходимая для будущих врачей. Ее роль в ортопедии и протезировании подобна роли биохимии «для изучения нормального и патологического пищеварения, мо-чеотделения и обмена веществ». В свою поддержку Коган цитирует О. Кон-та, классифицировавшего науки по роду энергии: биоэнергетика – эволюция сил органической жизни, биохимия – химизм живого, биоакустика – акусти-ческие законы в живых организмах. Здесь же место биомеханики как «теории живых, костных рычагов, мышечных моторов и органических суставов»

14. Последняя делится на биостатику («живое стояние»), биодинамику моторных функций – «живых рабочих движений» и «биодинамику локомоторных функ-ций как движений живого перемещения». Коган пишет:

10 Лесгафт П. Ф.

Отчет о деятельности Курсов воспитательниц и руководительниц физи-ческого образования за 1898 г. // Избранные педагогические сочинения / Сост. И. Н. Решетень. М., 1988. С. 382–385.

11 Ученик Лесгафта В. В. Бутыркин, в 1921–1925 гг. – профессор анатомии Смоленско-го университета, свидетельствовал: «Петр Францевич, относясь с полным уважением к ис-следованиям Марея, Г. Мейера, Л. Фика и других, посвященным механизму стояния, ходьбы, бега и прыжка, не касался, однако, подробного разбора этих вопросов в своем курсе, как не отвечающим задачам теоретической анатомии, а имеющих свою специальную задачу осо-бой отрасли медицинской механики» (см.:

Бутыркин В. В.Краткое изложение курса лекций по теоретической анатомии. Смоленск, 1925; см. также:

https://www.smolensk.ru/user/sgma/ MMORPH/N-6-html/butyrkin.htm

 

12 Коган Г. А.

Биологические основы предтуберкулезного периода хронического легочного бациллоза (раннее распознавание туберкулеза). Отд. 4. Биомеханические основы предтуберку-лезного периода. Тамбов, 1907. О Когане упоминают А. Лоу и М. Гордон:

Law A., Gordon M. Meyerhold, Eisenstein and Biomechanics: Actor Training in Revolutionary Russia. Jefferson, NC, 1996.P. 40.

13 Коган Г. А. Научные основы медицинской механики органов движения и стояния (Теория физического развития человека. Биомеханика твердых тел). В 4 ч. Тамбов, 1910.

В 1922 г. В. М. Бехтерев основал Научное общество рефлексологии, неврологии и

био-физики

Если бы будущий медик на втором курсе […] усвоил основательно тео-рию животных рычагов, мышечных моторов и органических суставов […] значение центра тяжести и момента инерции […] определение скорости и ускорения [органов] при передвижении, моментов вращения, мускулов и прочих сил, действующих на рычаги, то на третьем курсе [он] научно мог бы приступить к разбору механизма перелома, вывиха и искривления, а на четвертом курсе перед ним предстало бы, как следствие, механиче-ское значение данной повязки, протеза, корсета и прочего механо-тера-певтического акта

15 Кроме кафедр медицинской механики Коган предлагает создавать

биоме- ханические институты

– теоретические и практические курсы для педаго-гов, врачей, массажистов, гимнастов, спортсменов, представителей военных физических дисциплин и изобразительных искусств

16. Кстати, сам он в нача-ле 1920-х гг. преподавал биомеханику в Государственном хореографическом техникуме (ныне – Академия русского балета им. А. Я. Вагановой) – возмож-но, это был первый из подобных курсов для танцоров.Изданные в глубокой провинции, работы Когана почти не оказали влияния на медицинский мир. Он искал признания за границей, просил рецензии у немецких коллег, переиздал свое предисловие к «Основам медицинской меха-ники» в Петербурге, поближе к

alma mater

– Высшей вольной школе Лесгаф-та. Во всех учреждениях, связанных с именем Лесгафта (в том числе в осно-ванном в его память 8-классном коммерческом училище), уделялось большое место физическому образованию. Сам Лесгафт считал, что оно должно разви-вать не только тело, но и ум, критикуя все предшествующие гимнастические системы за механистичность. Вместо них он предложил свою, где движение было актом – почти интеллектуальным – достижения определенной цели, ре-шения задачи. Ребенка надо научить

сознательно управлять [движениями] и приспособлять [их] к препятстви-ям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью.

Совершенствуя движения, надо

приучиться с наименьшим трудом в возможно больший промежуток вре-мени сознательно производить наибольшую физическую работу и дей-ствовать изящно и энергично

17.Вскоре те же задачи встали перед создателями науки о труде, и дисципли-на, названная Коганом биомеханикой, оказалась востребована.

15 Коган Г. А.

Научные основы медицинской механики органов движения и стояния. Т. 1. Физиологическая механика органов движения и стояния. Тамбов, 1910. С. 9–10.

Исследования труда

За революцией последовал настоящий взрыв интереса к труду, его изучению и рационализации. Нельзя сказать, что раньше такой интерес полностью отсут-ствовал: так, в Москве при Обществе научного института действовал Инсти-тут труда, физиологическое отделение которого возглавлял ученик И. М. Се-ченова В. Анри. Но дело в масштабах: в 1921 г. в Москве существовало уже не одно, а двадцать учреждений для исследований труда. В Петрограде акаде-мик В. М. Бехтерев создал отдел труда в основанном им Институте по изуче-нию мозга и психической деятельности и открыл первый номер нового жур-нала «Вопросы изучения и воспитания личности» своей статьей «Основные задачи рефлексологии физического труда»

18.«Научная организация труда» (НОТ) стала одним из самых известных нео-логизмов советской эпохи. НОТ считался советским вариантом рационализа-ции труда – якобы более гуманным, чем «потогонные» системы Ф. У. Тейлора и Г. Форда. Еще до революции некоторые заводы – в том числе петербургский «Айваз», принадлежавший Сименсу, – стали организовывать производство по системам Форда и Тейлора. На «Айвазе» какое-то время работал слеса- рем поэт и профессиональный революционер Алексей Капитонович Гастев. Бежав от царской охранки, он успел поработать на металлозаводах Франции. Гастев был секретарем Союза металлистов и создал одну из первых в стране секцию НОТ в Наркомате путей сообщения. В одноименном сборнике стихов он воспевал «поэзию рабочего удара». Его рубленые строфы, напечатанные лесенкой, постоянно скандировали со сцены «синеблузники». Он и сам участ-вовал в инсценировках своих стихов, поставленных театральными студиями Пролеткульта

19.Другим большевиком, знакомым с рационализацией труда не понаслыш-ке, был Платон Михайлович Керженцев – он работал несколько лет на ан-глийских и американских заводах. После революции оба заняли руководя-щие посты. Керженцев руководил РОСТА, служил заместителем редактора «Известий» и послом в европейских странах

20. И Гастев, и Керженцев были активными деятелями Пролеткульта – организации рабочих, задуманной в партийных школах на Капри и в Болонье. Именно там в 1909–1911 гг. был поставлен вопрос о взаимоотношениях культуры, революции и социализма. Главным теоретиком пролетарской культуры был А. А. Богданов (Малинов-ский), автор «всеобщей организационной науки», или «тектологии»

21. Все- российская инициативная конференция по НОТ открылась в январе 1921 г. его докладом, который вызвал восторженные отзывы одних и критику дру-

18 Бехтерев В. М. Основные задачи рефлексологии физического труда // Вопросы изучения и воспитания личности. 1919. № 1. С. 1–51; Изыскательные учреждения в Москве и Петрогра-де, изучающие труд // Организация труда. 1921. № 1. С. 69.

19 Гастев А. К.

Поэзия рабочего удара. Пг., 1918;

Гастев А. К.

Пачка ордеров. Рига, 1921. Об участии Гастева в пролеткультовских постановках см.:

Hellebust, R

. Flesh to Metal: Soviet Literature and the Alchemy of Revolution. Ithaca, 2003. P. 52.

20 См. Корицкий Э. Б., Лавриков Ю. А., Омаров А. М.

Советская управленческая мысль 20-х годов. Краткий именной справочник. М., 1990.

Взгляды на НОТ Керженцева и Гастева отличались от богдановских, но и между собой они не совпадали. В споре с Богдановым и Гастевым Керженцев издал собственные «Принципы организации» (1922). Однажды он со своим спутником-американцем присутствовал на митинге, который никак не мог на-чаться из-за отсутствия оратора. Три с половиной тысячи рабочих прождали два часа; американец быстро подсчитал, что в результате было потеряно 7000 рабочих часов. Ужаснувшись, Керженцев основал в июле 1923 г. лигу «Вре-мя – НОТ», в правление которой вошли, кроме него самого, Гастев и Мейер-хольд

22.24 августа 1920 г. по инициативе Гастева Всероссийский центральный со-вет профсоюзов постановил создать Институт труда. Сам Гастев называл его своим «последним художественным произведением», «научной конструкци-ей и высшей художественной легендой», а своей задачей видел выработку «элементарной культуры привычек, без которых невозможно делать прочную новую жизнь». Новая культура – это быстрота и точность движений, «лов-кое владение телом», «способность неотступно биться». Она формируется производством, фабрикой, которую Гастев представлял «гигантской лабора-торией», в которой «машина» организует действия рабочего, воспитывает самодисциплину и интеллект. Рабочий машинного производства – не просто исполнитель, но и управленец, «директор предприятия, которое известно под именем станка (машины – орудия)». Гастев писал:

История настоятельно требует […] смелого проектирования человече-ской личности, психологии в зависимости от такого исторического фак-тора, как машинизм

23.В 1921 г. после присоединения к нему Государственного института экс-периментального изучения живого труда, возглавляемого Л. Б. Грановским, Институт труда получил статус «центрального» (ЦИТ). Другим важным при-обретением Гастева были отдел психофизиологии труда Московского психо-неврологического института и Лаборатория по изучению движений при Экс-периментальном институте научной съемки

24. Так, в ЦИТ пришли физиолог

22 Этот эпизод приводится в: Stites, R

. Revolutionary Dreams: Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. New York, 1989. Р. 156; см. также: У истоков НОТ. Забытые дис-куссии и нереализованные идеи / Сост. Э. Б. Корицкий. Л., 1990;

Керженцев П. М. Принципы организации. Избранные произведения / Сост. И. А. Слепов. М., 1968.

23 Цит. из работ:

Гастев А. К.

Трудовые установки [1924] / Ред. Ю. А. Гастев, Е. А. Петров. М., 1973. С. 32;

Гастев А. К.

Как надо работать. Архангельск, 1922. С. 16;

Гастев А. К. Наша практическая методология // Организация труда. 1925. № 6. С. 18;

Гастев А. К.

На перевале // Организация труда. 1924. № 6–7. С. 9.

24 Закрытие Московского психоневрологического института совпало со смертью его дирек-тора, психиатра Александра Николаевича Бернштейна (1870–1921), отца будущего физиолога Николая Александровича Бернштейна (1896–1966). Первым местом работы сына был возглав-ляемый отцом институт – он пришел сюда после демобилизации в конце Гражданской войны, занимался иследованиями по психофизике и успел опубликовать об этом две статьи:

Берн-штейн Н. А.

К вопросу о восприятии величин (о роли показательной функции

e

x

в процессах восприятия величин) // Журнал психологии, неврологии и психиатрии. 1922. Т. 1. С. 21–54;

Бернштейн Н. А.

Логарифмические свойства клавиатуры музыкальных инструментов // Жур-нал психологии, неврологии и психиатрии. 1922. Т. 1. С. 153–155.

 

К. Х. Кекчеев и фотограф и кинооператор Н. П. Тихонов, у которых уже был опыт использования метода циклографии – специальной фотофиксации дви-жений и анализа получающихся снимков

25. В 1916–1918 гг. Кекчеев был ас-систентом профессора Анри на физиологическом отделении Института тру-да, и вместе они подготовили перевод книги Ж. Амара

La machine humaine

 

26. В Центральном институте труда он возглавил психофизиологический отдел и какое-то время был заместителем директора по науке; именно он пригласил в ЦИТ Николая Бернштейна, которого знал по Московскому психоневрологи-ческому институту

Кекчеев К. Х. Изучение рабочих движений при помощи метода циклограмм // Органи-зация труда. 1921. № 1. С. 62–65. Суть метода циклографии, который разработали французы Э.-Ж. Марей и Жорж Демени и усовершенствовали супруги из США Франк и Лилиан Джил-брет, заключалась в следующем: на испытуемого надевались соединенные проводом электрические лампочки, крепившиеся к местам сочленений – запястью, локтю, плечу. Движе-ния рабочего снимались на кинокамеру, перед которой был установлен вращающийся диск с прорезями – так называемый обдюратор (или обтюратор). В результате на пленке оставались пунктирные следы горящих лампочек. По известной скорости вращения диска можно было определить время, когда оставлены следы, и вычислить в местах сочленений скорости и уско- рения, а затем – посчитать силы, приложенные в определенный момент движения.

26 Амар Ж.

Человеческая машина / Пер. В. В. Ефимов, И. Л. Кан, К. Х. Кекчеев, ред. В. А. Анри и К. Х. Кекчеев. М., 1921.

27 См.: Выдающийся физиолог. Классик психологии? (к 100-летию со дня рождения Н. А. Бернштейна) // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 116–127.

Лаборатория Н. А. Бернштейна в ЦИТе

 

30 сентября 1921 г. Гастев доложил ученому совету свой план организации института. По его замыслу этапы изучения движения в ЦИТе должны были повторять этапы производства

28. Объектом изучения служат простейшие тру-довые операции, вроде тех, которыми хорошо владел сам директор, – удар молотком по зубилу и опиловка детали напильником. Их изучение следова-ло начинать с возможно более полного описания и фиксации в фотолабора-тории. Затем запись движения попадала бы в лабораторию трудовых движе-ний для изучения «биомеханики удара» и выяснения, насколько экономична и эффективна его техника. Заметим, что это самое раннее зафиксированное упоминание Гастевым слова «биомеханика» – в его тезисах об организации «Центрального бюро по НОТ», написанных в конце 1920 – начале 1921 г., оно не встречается. Далее к работе приступают физиологическая и психотехниче-ская лаборатории – там занимаются подбором рабочих и изучают «изнашива-ние и амортизацию работника»

29. Наконец, «на выходе» создается «нормаль» движения, или наиболее рациональный способ совершения трудовой опера-ции, который берется за образец для тренировки. Лаборатория трудовых дви-жений, созданная раньше других, стала центральным элементом структуры ЦИТа. Немногим позже ее переименовали в

биомеханическую, а главным ее сотрудником стал Бернштейн.В 1922 г. к Кекчееву, Тихонову и Бернштейну присоединились физиолог А. П. Бружес и инженер А. А. Яловый. Вместе они усовершенствовали метод циклографии, снимая на медленно перемещающуюся пластину или пленку (кимоциклография), и добавили еще несколько технических деталей. Объем-ные (в трех измерениях) снимки Кекчеев и Тихонов научились делать еще в Психоневрологическом институте в 1921 г., тогда же Бернштейн начал рас-считывать скорость движения в любой момент времени. Это позволило соз-давать надежные циклограммы движения и определять по ним величину ки-нетической энергии для любой точки движения

30. В итоге были составлены «нормали» – образцы рабочего удара (Бернштейн) и нажима (Бружес), созда-ны специальные тренажеры для их отработки (на фотографиях и кинокадрах, снятых в мастерских ЦИТа, можно видеть, как стоящие в ряд рабочие дружно бьют молотком по зубилу, осваивая «нормаль» удара). Было создано акционер-ное общество «Установка», принимавшее заказы от металлопромышленности и издававшее свой журнал; открыты педагогические курсы с семью отделе-ниями для обучения разным рабочим специальностям – укладчика кирпича,

28 Гастев А. К

. Структура работы ЦИТ. М., 1921;

Гастев А. К

. Организационная и научная жизнь Института труда // Организация труда. 1922. № 3. С. 168–169.

29 Гастев А. К. Центральное бюро по Н. О. Т. // Сборник тезисов к докладам, представлен-ным на конференцию по научной организации труда в производстве. М., 1921. С. 77–78.

30 Кекчеев К. Х.

Изучение рабочих движений по способу Джильбрета в лаборатории Мос-ковского государственного психоневрологического института // Сборник тезисов к докладам, представленным на конференцию по научной организации труда в производстве. М., 1921. С. 28;

Бернштейн Н. А.

Исследования по биомеханике удара с помощью световой записи // Исследования ЦИТ. 1923. Т. 1. Вып. 1. С. 19–79;

Бернштейн Н. А.

Биомеханическая нормаль удара при одноручных ударно-режущих операциях // Исследования ЦИТ. 1924. Т. 1. Вып. 2. С. 54–119;

Тихонов Н. П.

Изучение трудовых движений с помощью циклографического ме-тода // Исследования ЦИТ. 1923. Т. 1. Вып. 1. С. 1–18;

Яловый А. А. Методы световой записи работы при рубке зубилом токаря, плотника, штукатура; непосредственно на производстве создавались «установочные бюро» и «орга-станции». В отличие от трехлетнего курса фаб- рично-заводских училищ, на курсах ЦИТа обучали ускоренными темпами – за полгода. Всего до закрытия института в 1937 г. были подготовлены более двадцати тысяч инструкторов производства и почти полмиллиона рабочих

31.Гастев собирался подвергнуть социальному нормированию все «творчест-во, питание, квартиры, интимную жизнь вплоть до эстетических, умственных и сексуальных запросов пролетариата», призывал даже к «нормализации слов от полюса к полюсу». Как поэт он легко придумывал неологизмы – например, «киноглаз», которое подхватил кинорежиссер Д. Вертов

32. Особенно много неологизмов было связано с производством. В словаре ЦИТа появился тер-мин «трудовые установки», имевший несколько значений: от буквального – «устанавливание» на работу, подготовка рабочего места и принятие рабочей позы – до метафорического – «установка» внимания, воли и чувств. В слова- ре Гастева термин «биомеханика» пришелся как нельзя кстати; тем не менее, ни его неологизмом, ни нововведением вообще он не был.В лексикон исследователей, занимавшихся изучением трудовых движений, этот термин попал, по-видимому, с легкой руки Когана. Тот сообщает, что в 1919 г. в Институте мозга в Петрограде сделал доклад о «биомеханике физи-ческого развития» (правда, в отчетах института этот факт не зафиксирован). По его словам, Бехтерев в обсуждении заметил, что «при настоящем укладе жизни в стране биомеханика должна обслуживать главным образом труд и изучение труда»

33.В начале 1920-х гг. Коган называет себя «профессором биомеханики» и сообщает, что заведует «Кабинетом биомеханики рабочего физического тру-да» и читает лекции в Институте мозга, Комиссии по улучшению быта уче-ных (КУБУ), Доме инженеров, Технологическом институте, Государствен-ном хореографическом техникуме, на заводах и фабриках, а также состоит хирургом-экспертом в комиссии по трудовой экспертизе

 

Бывает он и в ЦИТе. В 1925 г. выходит его новая работа –

«Основы биомеханики труда», через год появляются еще два тома – «Основы биомеханики физического развития чело-века» и «Основы биомеханики физических увечий». Всего Коган задумал пять томов, каждый из нескольких книг; в итоге должно было получиться систе-матическое изложение биомеханики с многообразными ее приложениями

 

Тогда же Бехтерев задумал открыть наряду с Институтом мозга и Институт труда, что в самую разруху оказалось невозможным. Его план материализовался в октябре 1920 г. в виде лаборатории по изучению труда при Институте мозга; см.: Работы Института по изучению мозга и психической деятельности в области изучения проблем труда // Вопросы изучения и воспитания личности. 1921. № 3. С. 491–500. В 1925 г. Бехтерев возобновляет попытку создать отдельный Институт труда и пишет «Рефлексологию труда» (вышла в 1926 г.); см.:

Никифо- ров А. Бехтерев. М., 1986. С. 259.

План издания был опубликован Коганом в книге «Основы биомеханики физических уве-чий. Строительная биомеханика» (Л., 1926), ставшей третьим и последним увидевшим свет томом его грандиозного труда. Вот он:

Его труд вышел с торжественным посвящением: «трудовому народу», «его священным храмам труда» – включая Центральную лабораторию труда при Институте мозга и ЦИТ – и «всем русским лаборологам»

35.В числе последних были и сотрудники «биомеханической лаборатории» Физиотерапевтического института в Ленинграде (ранее – клиника в соста-ве бехтеревского Психоневрологического института)

36. Что касается мос-ковских «лаборологов», то работы Когана они знали меньше и, похоже, не слишком их ценили. В Москве «главным специалистом» по биомеханике стал Бернштейн; выход его работ совпал с публикациями Когана. В июле – августе 1925 г. он читал лекции по биомеханике на курсах инструкторов Москпро-фобра (на следующий год они вышли отдельным изданием)

37 и заканчивал работу над «Общей биомеханикой». В предисловии к ней он сетует на «отсут-ствие руководств» по этой дисциплине, отказываясь, таким образом, включать в нее работы Лесгафта и его учеников. Свою позицию он оправдывает тем, что труд Лесгафта по теоретической анатомии завершен не был, а «книжка Когана “Биомеханика” очень поверхностна» (неясно, какой из томов он имеет в виду)

38. Такой отзыв, видимо, был продиктован тем, что Коган пользовался результатами чужих исследований и собственных экспериментов – которые

Т. I. Основы биомеханики физического развития человека [1926]: Ч. 1. Общая биомеханика. Ч. 2. Биостатика, прямое стояние. Ч. 3. Биодинаника моторных функций (рабочих движений). Ч. 4. Биодинамика локомоторных функций. Т. II. Основы биомеханики труда [1925–1926]: Ч. 1. Основы биомеханики рабочей живой машины [1926]. Ч. 2. Основы биомеханики рабочего физического труда [1925]. Ч. 3. Исследования физической работоспособности и компенсация труда материальным экви-валентом. Калорийность труда [1926]. Ч. 4. Биомеханика ударных и нажимных работ по ЦИТу [не вышел].Т. III. Основы биомеханики физических увечий: Ч. 1. Строительная биомеханика [1926]. Ч. 2. Основы биокинетики рабочей животной машины [не вышел]. Ч. 3 и 4. Травматология и травматическая инвалидность в трудовой экспертизе [не вышел].Т. IV. Научно-художественная биомеханика. Курс, читанный в Гос. хореографическомтехникуме в 1922–1925 гг. [не вышел].Т. V. Основы биомеханики органов растительной жизни человеческого организма [неизвестно].

35 Коган Г. А. Основы биомеханики рабочей живой машины. Л., 1926.

Между тем, структура его собственного труда не чужда структуре работы Когана:Т. I. Общая биомеханика: Ч. 1. Основные механические понятия; Ч. 2. Конструкция человеческой машины; а) детали человеческой машины, б) монтаж человеческой машины.Т. II. Специальная биомеханика: Ч. 3. Механизмы человеческой машины; Ч. 4. Операции человеческой машины.

Бернштейн ценил превыше всего – почти не проводил. Десятью годами позже он Когана вообще не упоминает, представляя биомеханику до начала собст-венных исследований как

terra incognita:

В дореволюционной России исследование движений проводилось мало. Замечательные и во многом оригинальные работы П. Ф. Лесгафта по ди-намической анатомии, несмотря на их большой интерес



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: