Архиерейское Богослужение 1
Архиерейское Богослужение
Указания Устава об архиерейской практике совершения Богослужений содержится в Чиновнике Архиерейского служения. Дополнительная литература:
Дмитриевский А.А., проф. Ставленник. Киев, 1904.
Розанов Николай, прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные Богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора и порядок посвящения в священно-церковно-служительские степени с приложением особенностей, бывающих при отправлении Богослужений в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском в течение всего года, а также церемониал встреч их Императорских Величеств, митрополита и епископов. М., 1901.
Соколов Федор, диак. Руководство для участвующих в служении с архиереем Литургии и для готовящихся к посвящению, а также на случай освящения храма, встречи архиерея при обозрении им церквей и служения в его присутствии Литургии. Владимир, 1884.
Подготовка к архиерейскому служению
При назначении служения Архиереем в приходских храмах настоятель храма и регент должны заранее взять на себя заботу по подготовке этого Богослужения.
Обязанности регента:
1. Заблаговременно выяснить какой архиерей будет совершать Богослужение, его сан и титул на предмет пения Многолетий, благословений и т.д.
2. Избрать из состава хора или подготовить отдельно «исполатчиков» — певцов, исполняющих трио за архиерейским Богослужением. В идеале это должны быть 3 малолетних певчих, имеющих благословение облачаться в стихарь: два дисконта и альт. В случае отсутствия таковых, регент должен избрать троих взрослых певчих мужского пола, по преимуществу посвященных в стихарь, то есть хиротессанных во чтеца или из числа духовенства. Если таких возможностей в храме нет, то могут петь трио и женские голоса, но без выходов на середину храма — с клироса. При подборе таких голосов необходимо наблюдать их соответствие по тембральной окраске детским голосам.
|
3. Заранее обдумать репертуарный список Богослужения и согласовать его с Настоятелем храма, а при необходимости и со служащим Архиереем.
4. При патриаршем служении заранее обзавестись текстом Великой Похвалы.
5. Непосредственно перед началом Богослужения уточнить у протодиакона особенности Богослужения: есть ли каждение на Литургии, будет ли совершаться молебен и т.д.
Совершение Архиереем Всенощного бдения
1. Перед началом Всенощного бдения духовенство исходит в западную часть храма для встречи архиерея. При входе архиерея в храм Хор поет тропарь праздника (обычно трижды) или, если архиерей постоянно совершает Богослужения, то тропарь храма. При пении тропаря архиерея облачают в мантию, он целует Крест, который держит служащий Священник и идет на середину храма, где прикладывается к праздничной иконе. Затем он поднимается на солею и благословляет молящихся: Хор поет: «Ис полла эти деспота». Затем архиерей входит через Царские врата в алтарь и начинается Всенощное бдение.
2. После возглашения протодиакона: «Восстаниете!», Хор поет: «(Высоко)Преосвященнейший Владыко, благослови!»[1].
3. Архиерей может совершать литию и Полиелей, но с точки зрения пения здесь не бывает особенностей.
|
4. По отпусте Всенощного бдения, Хор поет Многолетие, а затем «Ис полла…» малое.
Архиерейское Богослужение 2
Совершение Архиереем Божественной Литургии
Архиерейская встреча
Часы 3-й и 6-й (кроме молитвы 6-го часа) читаются обычно до приезда архиерея, хотя могут читаться и в его присутствии.
После возгласа 6-го часа, сразу, без чтения молитвы 6-го часа, Духовенство и иподиаконы исходят ко входу в храм на встречу Архиереея.
По приезде архиерея:
Протодиакон: «Премудрость!» и начинает одновременно с пением хора читать «Достойно есть…»
Хор: «Достойно есть…» (входное)[2].
В это время Архиерея облачают у входа в храм в мантию, служащий Священник подносит ему напрестольный Крест: Архиерей прикладывается ко Кресту и затем ко Кресту подходит духовенство, включая диаконов. Последним подходит служащий Священник, который принимает Крест на блюдо и уносит в алтарь.
Примечание: По традиции, сложившейся в Синодальный период, на Патриаршем Богослужении, после возгласа: «Премудрость!», Хор поет: «От восток солнца до запад…» Во время пения этого песнопения совершаются священнодействия, описанные выше. А затем сразу Хор поет «Достойно есть…» (входное).
Затем Архиерей идет на середину храма, где прикладывается к праздничной или храмовой иконе.
Подойдя к солее, останавливается и Протодиакон начинает читать входные молитвы. Хор в это время продолжает петь «Достойно есть…» Во время чтения входных молитв Архиерей поднимается на солею и прикладывается к местным иконам Спасителя и Божией Матери. Затем протодиакон возглашает: «Господу, помолимся», и Архиерей, сняв клобук и встав перед Царскими вратами, читает молитву: «Господи, ниспосли руку Твою…» По окончании чтения этой молитвы, Архиерей надевает клобук, и это является знаком для Хора, что нужно заканчивать пение «Достойно есть…»
|
После пения «Достойно есть…», Архиерей надев клобук и взяв и посошника жезл, поворачивается лицом к народу и благословляет на три стороны предстоящий народ.
Хор: «Тон деспотин, ке архиереа имон, кирие филате» (хоровое)
«Ис полла эти деспота» (3).
После благословения, Архиерей идет на кафедру на середине храма.
Хор: «На гору Сион…» (входное).
В это время Архиерея разоблачают до подрясника. Если Богослужение Патриаршее, то после разоблачения, на Святейшего надевают патриарший параман — это происходит без всякого пения. Затем:
Протодиакон: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило»
Архиерей: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…»
Диакон: «Господу помолимся...»
Протодиакон: «Да возрадуется душа твоя о Господе…» [3]
Иподиаконы облачают Архиерея. Перед возложением каждой одежды Диакон произносит: «Господу помолимся», а Протодиакон читает очередную молитву на облачение. Хор поет: «Да возрадуется…» по стихам, припевая после каждого «Да возрадуется…» непрерывно, пока на Архиерея не возложат митру. В случае необходимости стихи могут быть повторены Хором.
После того как на Архиерея возложена митра, иподиаконы вручают Архиерею трикирий и дикирий. В этот момент Исполатчики выходят с клироса и встают справа от кафедры, в пол оборота к Алтарю и Архиерею. Затем:
Диакон: «Господу помолимся...»
Протодиакон: «Тако да просветится свет твой пред человеки…»
Архиерей благословляет крестообразно трикирием и дикирием на восток, запад, юг и север. В это время:
Исполатчики: «Тон деспотин» (трио).
Хор: «Ис полла эти деспота» (3) (хоровое после трио).
В это время духовенство выходит на середину храма, кланяется Архиерею и встает по обычаю. Архиерей читает молитвы перед началом Литургии. В это время:
Чтец: Молитва 6-го часа: «Боже и Господи Сил...»
Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.
1. По Малом входе: сначала Духовенство поет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское). Затем, когда Архиерей благословив с кафедры трикирием и дикирием по сторонам, пойдет на солею, Хор поет «Приидите, поклонимся…» речитативом. Затем Духовенство в Алтаре повторяет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское).
Затем Исполатчики, встав на середине храма напротив Царских врат, поют трио: «Ис полла…» из расчета, что первое «Ис полла…» поется пока Архиерей кадит Алтарь, второе — пока кадит правую часть Иконостаса, третье — левую часть Иконостаса и чтевертую — пока кадит Хоры и молящихся.
Затем Хор поет «Ис полла…» (большое), затем Духовенство в Алтаре и опять повторяет Хор. Затем поются тропари на Литургии.
2. Если совершается Патриаршее Богослужение, то бывает «Великая Похвала». После пения кондака на Слава:, Протодиакон выходит на амвон и произносит:
Протодиакон: «Господи, спаси благочестивыя».
Духовенство: «Господи, спаси благочестивыя».
Хор: «Господи, спаси благочестивыя».
Протодиакон: «И услыши ны».
Духовенство: «И услыши ны».
Хор: «И услыши ны».
Протодиакон: «И во веки веков».
Хор: «Аминь».
Протодиакон: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».
Духовенство: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».
Хор: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».
Духовенство начинает петь похвалу, когда Протодиакон произнесет имя Предстоятеля Церкви, а Хор — когда Духовенство споет это же имя. Похвала поется достаточно быстро и требует от Хора выучки.
По окончании Похвалы, Духовенство в Алтаре поет на И ныне: кондак или богородичен.
3. Трисвятое поется на архиерейском Богослужении «Архиерейское», а на Патриаршем — «Патриаршая» или «Болгарская». Пение других произведений не допускается. Порядок пения Трисвятого при архиерейском служении:
Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).
Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).
Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).
Архиерей: «Призри с небесе, Боже, и виждь…»
Исполатчики: «Святый Боже…» (трио).
Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).
Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).
Левый хор: Слава и ныне: «Святый Безсмертный…» (речитатив).
Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).
И затем Прокимен, чтение Апостола, Аллилуарий и чтение Евангелия.
4. После чтения Евангелия, Хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», и затем «Ис полла…» (малое).
5. При пении Херувимской песни, «Аминь» поется дважды. После пения «Яко да Царя…», поется «Ис полла…» (малое).
6. После пения «Достойно есть…» и возгласа протодиакона «И всех и вся», Хор поет «И всех и вся». Затем Протодиакон произносит «выкличку», после которой Хор поет «И о всех, и за вся».
7. После причастия мирян, если Архиерей произносит возглас «Спаси, Боже, люди Твоя…», Хор поет «Ис полла…» (малое) и потом «Видехом Свет истинный…»
8. Перед отпустом Хор поет: «Преосвященнейший Владыко, благослови». А после отпуста «Ис полла…» (малое) и затем Многолетие.
9. При разоблачении Архиерея в алтаре, Исполатчики, стоя в алтаре справа от Архиерея, поют трио «Ис полла…» Когда же Архиерей выйдет на амвон благословлять молящихся, Хор поет «Ис полла…» (большое).
[1] Здесь может петься «Святейший Владыко, благослови!», если служит Патриарх или петься просто: «Владыко, благослови!».
[2] В дни, когда по Уставу Церкви положено пение Задостойников, на встрече Архиерея вместо входной «Достойно есть…» также поется Задостойник праздника.
[3] В течение Великого поста вместо «Да возрадуется…» поется «Свыше пророцы тя предвозвестиша отроковице».
На Страстной седмице вместо «Да возрадуется…» поются трипеснцы дня, в Великую Субботу — «Приидите, ублажим…». В Неделю Пасхи — перед ночной службой стихи «Воскресни, Боже…», перед остальными службами — стихиры Пасхи.