Порядок установки опорных и страховочных канатов




7.10.2.1. Места закрепления опорных и страховочных канатов должны определяться ППР (нарядом).

7.10.2.2. Опорные и страховочные канаты следует закреплять с применением узлов или зацепов за надежные и прочные элементы конструкций и сооружений — основные опоры.

При отсутствии вблизи места производства работ основных опор, необходимо использовать искусственные (естественные) вспомогательные опоры, которые должны иметь коэффициент

запаса прочности не менее 9 (если допустимая расчетная нагрузка на вспомогательные опоры не указана в технической документации).

Вспомогательные опоры должны быть сблокированы (соединены) между собой с помощью стальных канатов, синтетических лент (ленточных петель) или кусков плетеного шнура с техническими характеристиками, не хуже, чем у опорных (страховочных) канатов.

Пригодные к использованию вспомогательные опоры следует определять в наряде (ППР, технологических картах).

7.10.2.3. Если к основной опоре крепится более одного каната, то такая опора должна выдерживать нагрузку не менее 15 кН х N, где N — количество канатов.

7.10.2.4. Доступ к местам закрепления канатов должен быть безопасным, удобным и обеспечивать возможность их осмотра. При невыполнении этого условия, необходимо предусматривать дополнительные меры безопасности, которые должны быть указаны в ППР (наряде) — установку дополнительных страховочных канатов или опор для крепления стропа работника.

7.10.2.5. Закрепление к опорам страховочных, опорных канатов и другого верхолазного снаряжения должно осуществляться при помощи узлов, указанных в таблице 7.1 данных Правил, если конструкцией снаряжения не предусмотрен другой способ крепления.

7.10.2.6. Закрепление за опоры опорных и страховочных канатов должно выполняться одним из следующих способов:

конец каната завязывается за опору узлом «восьмерка» или «булинь»; при этом в месте возможного трения каната с элементами сооружения во время выполнения работ на высоте канат должен быть защищен предохранителем;

за элемент конструкции (опору) крепится карабин типа «проушина»; на конце каната узлом «восьмерка» завязывается петля, которая крепится за карабин;

за элемент конструкции (опору) крепится карабин типа «крюк», к которому за его кольцевидное отверстие завязывается (одним концом) канат узлом «восьмерка»;

вокруг опоры завязывается петля узлом «встречная восьмерка» или «грейпвайн», за которую карабином крепится опорный (страховочный) канат.

Если опора имеет острые грани, применяются предохранители или петли, изготовленные из стального каната.

Способы закрепления канатов должны исключать возможность самопроизвольного или случайного их отсоединения (развязывания).

7.10.2.7. Узлы, применяемые при выполнении работ на высоте с использованием верхолазного снаряжения и страховочных средств, подразделяются на три основные группы:

узлы для закрепления работников, опорного и страховочного канатов к опорам;

узлы для связывания канатов;

вспомогательные узлы.

Каждый узел должен быть правильно завязан и использоваться по назначению.

Перечень узлов, применяемых при выполнении работ на высоте, приведен в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Название узла Графические схемы и порядок завязывания узлов Назначение и краткая характеристика узлов
1 2 3
Узлы для закрепления опорного и страховочного каната
Булинь   А — вязка узла «булинь» одним концом для крепления опорного, страховочного канатов. Б — вязка узла «булинь» для промежуточного закрепления опорного каната. В — вязка узла «булинь» петлей для получения сдвоенной петли «двойной булинь». Крепление опорных и страховочных канатов к опоре. Крепление страховочного каната к работнику. Используется с контрольным узлом. Легко развязывается после снятия нагрузки.
Проводник   Узел «проводник», применяется только с контрольным узлом (на рисунке контрольный узел не показан). Крепление опорного и страховочного канатов к опоре. Крепление страховочного каната к ПЛ работника. Можно завязать петлей с последующим креплением петли через карабин к опоре или одним концом непосредственно вокруг опоры. Сильно затягивается под нагрузкой.
Восьмерка     Крепление опорного и страховочного канатов к опоре. Крепление страховочного каната к ПЛ работника. Можно завязать петлей с последующим креплением петли через карабин к опоре или одним концом непосредственно вокруг опоры. Рабочий конец каната всегда должен быть верхним шлагом. Легко развязывается после снятия нагрузки. Крепление опорного и страховочного канатов к опоре. Крепление страховочного каната к ПЛ работника. Вяжется всегда петлей. Самый надежный узел из узлов типа «проводник» («восьмерка», «проводник»). Не затягивается под большими нагрузками.  
Девятка  
Австрийский проводник Крепление канатов за промежуточные опоры. Оборудование оттяжки за дополнительную опору без использования дополнительных канатов. Завязывается только в середине каната, между опорами. Главное преимущество — «работает» в Обе стороны. Легко развязывается после снятия нагрузки. Крепление опорных и страховоч- ных канатов за две точки опоры, расположенные на разных уровнях. Применяется для крепления канатов за две точки опоры с последующей регулировкой длины плеч и угла между ними.  
Направленная восьмерка  
Двойная восьмерка Крепление опорных и страховочных канатов за две опоры, расположенные на одной горизонтальной прямой.    
Узлы для связывания двух канатов  
Шкотовый Связывание двух канатов одинакового диаметра. Используется только с контрольными узлами (на рисунке контрольные узлы не показаны). Легко развязывается после снятия любой нагрузки.  
Брамшкотовый Связывание двух канатов разного диаметра. Канат меньшего диаметра (на рисунке светлый) обматывается вокруг каната большего диаметра. Чем больше разница в диаметрах канатов, тем больше оборотов каната меньшего диаметра не обходимо сделать вокруг каната большего диаметра. Используется только с контрольными узлами (на рисунке контрольные узлы не показаны). Легко развязывается после снятия любой нагрузки.  
Грейпвайн   Связывание двух канатов одинакового и разного диаметра (допустимая разница в диаметрах канатов, которые связываются, не более 2 мм). Связывание петель и оттяжек. Простота конструкции, отсутствие контрольного узла. Высокая прочность и надежность.  
Встречная восьмерка Связывание двух канатов одинакового и разного діаметра (допустимая разница в діаметрах канатов, которые вязываются, не более 2 мм). Связывание петель и оттяжек. Простота конструкции, отсутствие контрольного узла.    
Встречный проводник   Связывание двух канатов одинакового диаметра. Используется с контрольными узлами (на рисунке контрольные узлы не показаны). Связывание лент. При связывании лент контрольные узлы не применяются. А — связывание канатов. Б — связывание лент.    
Вспомогательные узлы  
Прусик Самозатягивающийся узел. Применяется для подъема по опорному канату, в качестве стропа для крепления работника за вертикально установленные страховочные канаты, организации полиспастов. В качестве стропа используется в виде петли, концы которой связаны узлом «грейпвайн» или «встречная восьмерка». Строп завязывается из синтетического плетенного шнура диаметром 6 мм.  
Стремя   Используется в качестве опоры для ноги, при осуществлении подъема по опорному канату. Может применяться как дополнительное промежуточное крепление канатов за опоры. При использовании для подъема по опорному канату завязывается из синтетического плетенного шнура диаметром 6—8 мм или ленты.  
UIAA   Используется в качестве тормозного элемента для обеспечения безопасности работника при спуске и подъеме как в опорном, так и в безопорном пространстве. За счет трения в шлагах и перегиба каната через карабин регулируется скорость движения нагруженного конца каната (А).    
Простой штык   Предназначен для закрепления канатов, к которым прикладыва- ются значительные нагрузки. Применяется при закреплении систем для перемещения грузов. Не затягивается под любыми на- грузками. Не применяется для крепления опорных и страховочных канатов.  
Маркировочный узел   Предназначен для закрепления колец сбухтованного каната (бухты). Предохраняет бухту каната от за- путывания.    
Карабинный тормоз Применяется для эвакуации ра- ботника (пострадавшего) с вы- сотного объекта, транспортировка грузов. Используется при оборудовании аварийных систем для доращива- ния (удлинения) опорного каната под нагрузкой.  
* Контрольный узел — предназначен для исключения возможности самостоятельного развязыванияопределенных узлов под нагрузкой или при других условиях. Схема завязывания контрольных узлов приведена на рисунках узлов «булинь» и «простой штык». С контрольными узлами используются: «проводник», «встречный проводник» (кроме связывания лент), «двойной булинь», «простой штык», «булинь», «шкотовий», «брамшкотовий». Без контрольных узлов используются узлы: «восьмерка», «девятка», «прусик», «грейпвайн», «встречная восьмерка», «австрийский проводник», «направленная восьмерка», «UIАА», «карабинный тормоз», «маркировочный узел». ** Шлаг — оборот каната вокруг каната в узле или вокруг опоры.  
           

 

7.10.2.8. Если вблизи места производства работ отсутствуют опоры для закрепления за них опорного (страховочного) каната, допускается применять стальной канат, закрепленный за опоры, расположенные в стороне от рабочего места. За этот канат карабином крепится опорный (страховочный) канат. Диаметр и длина стального каната, способ и место его закрепления указываются в наряде (ППР)

7.10.2.9. Расчет величины нагрузок на опоры при закреплении за них опорних (страховочных) канатов с использованием петель при различных углах расположения канатов относительно вертикальной плоскости приведен в табл. 7.2.

Таблица 7.2

№ п/п Графическое изображение крепления Характеристика крепления Сила, действующая на опору (F) в зависимости от угла расположения петли по отношению к вертикальной плоскости (β) и угла отклонения нагрузки (Р1) от вертикальной плоскости (а)
       
  на двух опорах и общей петле   β° 60° 45° 30°
а° 50° 40° 30°
F2/Р1, F1/Р1, 1,5 1,5 1,3 0,66 1,05 1,05 1,06 0,63 0,82 0,82 0,93 0,61
  на двух опорах и двух самостоятель- ных петлях   а\β 0° 15° 60° 1,0 1,12 45° 0,75 0,87 30° 0,58 0,82
30° 1,15 0,99 1,0
В таблице указана величина F2/Р1 (F1/Р1), воздействующая на опору, при различных углах а и β.
  на двух опорах и одной замкнутой петле   Для β = 30-45° независимо от угла а, имеем: F1 = F2 = (0,6-0,7)P1.  
  на трех самос- тоятельных петлях   β° 45° 30°
а° F1/Р1 0° 0,58   18,5° 0,63   0° 0,44   13° 0,62  
F2/Р1 0,29 0,45   0,33 0,47
F3/Р1 0,29   0,33  
  на трех опорах и одной замкнутой петле   При β = 30-45° независимо от угла а, имеем: F1 = F2 = F3 (0,36-0,42)P1  
Р1 — величина нагрузки на опорном (страховочном) канате F1; F2; F3 — силы, действующие на опоры
                             

 

7.10.2.10. Каждый опорный (страховочный) канат должен быть закреплен за отдельную, независимую от других канатов, опору. Не допускается крепить за один карабин более одного каната.

7.10.2.11. Опорные (страховочные) канаты должны висеть вертикально. Если точки крепления канатов находятся в стороне от требуемой вертикальной плоскости (рабочей зоны), применяются оттяжки (рис. 3 табл. 7.4 Правил).

7.10.2.12. Прочность оттяжек и надежность их закрепления должны соответствовать прочности и надежности закрепления канатов. Конструкции оттяжек и способы их закрепления к опорным (страховочным) канатам определяются нарядом (ППР).

7.10.2.13. После закрепления опорного (страховочного) каната к верхней опоре в метре от нижнего свободного конца каната должен быть завязан узел. Канаты должны быть закреплены также и на промежуточных площадках конструкции, сооружения (промежуточных опорах), если эти площадки входят в зону выполнения работ.

7.10.2.14. При горизонтальном закреплении страховочных канатов, когда угол провисания их относительно горизонтальной плоскости до 15°, для их закрепления необходимо использовать только основные опоры (рис. 1 табл. 7.4 Правил), при углах провисания 15° и более — как основные, так и вспомогательные, соединенные (сблокированные) между собой опоры.

7.10.2.15. Распределение нагрузок на опоры (F1, кг) в зависимости от угла между плечами крепления и способа (схемы) соединения (блокирования) опор приведены в табл. 7.3 (при F =

100 кг).

Таблица 7.3

Тип блокирования опор, формула расчета нагрузки Угол а°
                           
                         
                         

 

7.10.2.16. Распределение нагрузок на опоры в зависимости от угла провисания горизонтально установленного страховочного (грузового) каната приведены на рис.1 табл.7.4.

7.10.2.17. При креплении опорных (страховочных) канатов за две опоры угол между плечами петель должен быть не более 90° (табл. 7.3 данных Правил). При этом нагрузка на плечи должна распределяться равномерно.

В случае крепления опорных (страховочных) канатов за две опоры замкнутой петлей (без крепления петли за опоры), угол между плечами петли должен быть не более 45° (табл. 7.3 данных Правил). При этом нагрузка на плечи должна распределяться равномерно.

Таблица 7.4

№ рис. Графическре изображение крепления Характеристика крепления
  (К пункту 7.10.2.14 данных Правил). Пригоризонтальном закреплении страховочного (грузового) каната необходимо учитывать, что чем менше угол его провисания, тем больше будет нагрузка в точках его крепления (А и В). Если угол провисания натянутого каната равен 10°, нагрузка в точках А и В возрастает втрое (FА = РL/2h). (Если L = 12 м; h = 2 м; Р = 800 Н — то FА = 800 х 12/(2 х 2) = 2400 Н). При таком способе закрепления каната должны применяться только основные точки опоры.  
  (К пункту 7.10.2.17 данных Правил). Вертикальное дублирование опор в креплении. Угол между опорами А и В должен быть не более 30°.  
  (К пункту 7.10.2.11 данных Правил). Оттяжка, установленная на канат, может быть скользящей, когда опорный канат просто проходит через карабин обтяжки (а) и фиксированной, когда опорный канат крепится в карабин оттяжки узлом «австрийский проводник» (б). В первом случае оттяжка нагружается равнодействующей силой натяжения каната, а во втором случае может подгружаться еще и частью нагрузки опорного каната так как исключена возможность проскальзывания оттяжки вдоль опорного каната. Это необходимоучитывать при установке оттяжек, стараясь располагать их по биссектрисе угла (а) между направлениями приложения нагрузок на опорный канат.
  (К пункту 7.10.2.18 данных Правил). В некоторых случаях, когда перегиб, черезкоторый необходимо спуститься работнику, острый или непрочный, для обеспечения безопасного спуска работникаиспользуют консоль. Конструкция консоли должна быть такой, чтобы не было острого перегиба, через который проходит опорный канат. Крепление консоли должно исключать ееперемещение в любом направлении после того, как работник займет рабочее место на опорном канате. Размеры консоли (вынос стрелы и толщина доски, в первую очередь), а также вес груза (Р1) должны выбираться с учетом величины загрузки на канат (Р2) и ее распределения, зависящего от отношения плеч а1/а2=Р2/Р1.

 

Если опорный (страховочный) канат крепят только за одну из двух опор, вторая опора должна располагаться выше первой, а угол между ними должен быть не более 30° (рис. 2 табл. 7.4 данных Правил).

7.10.2.18. При креплении опорного каната с применением консоли, размеры консоли и вес груза должны выбираться с учетом величины нагрузки и ее распределения, зависящих от соотношения плеч а1/а2=Р2/Р1 (рис. 4 табл. 7.4 данных Правил).

7.10.2.19. С целью определения необходимости организации промежуточных опор, применения протекторов и оттяжек, установленные в рабочее положение опорный и страховочный канаты перед началом использования должны быть проверены путем контрольного спуска по канатам. При этом обеспечение безопасности работника осуществляется с помощью страховочного каната, закрепленого за верхний страховочный узел его ПЛ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: