Обереги орловчан 14-19 в.в. по материалам металлопластики.




Рисунок 1 пряжка с рунами Орловская
Рисунок 2 пряжки Орловские Род и Рожаницы
Из-за климатических условий у славян татуировки не были распространены. Исключением можно считать редкую информацию про тату наносимые славянскими женщинами на Балканах до 19 века, с целью избежать выхода замуж за мусульманина – турка № 1.1. Знаки принадлежности к богам-покровителям того или иного Рода, чьей – либо дружине у германцев, скандинавов и славян носили на одежде, кольцах, бляхах на праздничных ремнях и упряжи, резьбе на наличниках, раскраске парадной посуды и т.п. В данной статье, на основе находок металлических украшений – оберегов в Орловской области последних лет, разбираются самые распространенные знаки, пожелания к богам. Как известно по народной вышивке обережные «дорожки» шли по подолу, вороту и рукавам. Предметы – обереги «защищают» голову, сердце-сплетение, пояс. Это соответствует представлениям ведунов о трех «кругах силы» у человека. Проводя аналогию со скандинавскими рунами, можно предположить, что над оберегами проводился обряд «оживления» знаков, связывающий их с духами-охранителями, после чего духи должны были «подпитываться» Живой человека от одного из трех его энергетических центров. Самым сильным «кругом» считается поясной. Возьмем для примера изображения на пряжках. Это № 1. Набор ременных пряжек 16-17 в.в.. Центральную часть сюжета у всех данных застежек занимает знак Рода. Концы этого знака – ромба часто смыкаются вокруг пряжки, образуя «Дом». По сторонам «Рода» располагаются растительные, свитые знаки идущей от Рода Живы. Здесь же и два завитка-«скобеля» богинь Рожаниц (в славянской мифологии это «Доля и Недоля») соскабливающие Живу с Древа Рода и распределяющую ее. Сюжет может означать –«Да прибудут с вами Род и Рожаницы, да будет с вами Жива!». А вот более сложное обращение: фото № 2

по бокам от знака Рода расположены мужская и женская стороны Дома. Знаки не симметричны. Это редчайшая славянская «рунница». Справа – мужская половина: наконечник стрелы (скорее каменный - по объему и форме) наклонен острием к знаку Рода-Дома. «Мужчина должен стремиться в Дом». За стрелой значок хуже сохраняющийся на пряжках. Он напоминает походный узелок. «Мужчина должен стремиться в Дом и принести добычу» так возможно расшифровать данное сочетание знаков. Слева от «Рода» - женская половина Дома. Здесь находиться уже известный «завиток-скобель». Он наклонен в сторону знака Рода. «Женщина должна стремиться в Дом и нести туда Живу» - такова возможная интерпретация сочетания знаков. Складывается образ, запечатленный в знаках. При замыкании пряжки Жива самого сильного энергетического центра человека-живота, оживит этот образ, если над пряжкой провели обряды оживления Рун (на пример-окрашивание их кровью). Это настоящий оберег-заговор.

Поясные ремни и пряжки на них считались имеющими особую магическую силу. Косвенным подтверждением служит брянский перстень 19 века: № 3. Кстати, этот перстень напоминает об английском ордене «Подвязки» (созданном в честь Св. Георгия), где вместо подвязки женской мужчины, на бедре, носили орден и надпись на ремне.

Рисунок 3 кольцо-ремень Брянский

В пряжках на фото №1 обошлись рисунками без рун (стилизованными рунами). И это 16 век. Официально крещение Орловщины датируется 1415 годом, а автору известны три орловские пряжки с одинаковым сюжетом рун датируемых сопутствующими им вещами 16м веком. Это как современная надпись «NIKE» на майках- все знают что она означает, но не говорят на этом языке между собой.

Это подтверждает и истории обережных пуговиц 16-17 веков попадающихся любителям приборного поиска монет. Когда, приобретая их я понял, что они находились на костюме по - одиночке, но схожи по сюжету, я заинтересовался - где они крепились на одежде? Ответ пришел сам: № 4

Рисунок 4 норвежские рубахи 19 в. со знаком "Щит непобедимости" на сплетении

 

на вышивках данных рубах 19 века различны обережные «дорожки» на воротнике и подоле (обережное дерево у каждого Рода, даже у отдельных людей могло быть различным). Но вот на солнечном сплетении у этих рубах вышитый знак очень похож на знак с Орловских пуговиц. Это не безызвестное стилизованное соцветие рун называемое «Щит непобедимости». Рисуется как «оплодотворенный «крест» (иногда даже в ромбе - «знак засеянного поля», при этом концы креста напоминают стрелы, даже если они разрисованы растительным орнаментом) и знаки Живы, семени, Рожаниц вокруг него. Все изображение идет из центра «креста», из одной точки. Это символ схожести духа человека с прообразом бога Рода –дышащей Живой точкой и Рожаницами, распределяющими исходящую от Рода-Человека Живу и семя. Дополнительный смысл изображения - со мной боги и Жизнь не победишь. И когда мне попалась не просто пуговица, а миниатюрный «щит» с подобным знаком – сомнений не осталось №5.

Рисунок 5 Орловский "Щит непобедимости" на заклепке

Рисунок 6 орловские пуговицы "Щит непобедимости"
До 16-17 веков на кольчуги часто крепилось на ремнях «зерцало» - круглый щиток на солнечном сплетении. Предположительно, с распространением огнестрельного оружия вместо щитков на верхнюю одежду стали нашивать пуговицы со «щитом непобедимости»,

а в 19 веке, их стали замещать вышивкой. А в женском орловском костюме 19 века известна замена подобного оберега в виде «Лакомника» № 7.

 

Рисунок 7 один из видов орловского "Лакомника"

 

Рисунок 8 Рязанский Гайдан
В Рязани подобное украшение называют «Гайданом» № 8.

Но было и продолжение этого поиска в знаках. № 5 пробит 6 мм. пулей. При этом напрашивается аналогия с рассказом М. Веллера «Оружейник Тарасюк», где во время В.О.В. парнишка-партизан убивал немецких часовых у складов выстрелом из 6 мм. браунинга через солдатскую бляху ремня в солнечное сплетение одним выстрелом. Выходит, что эта «техника» убийства существовала и в 16 веке. Так же малокалиберный пистолет (даже калибр сошелся) был прижат к бляхе - «щиту непобедимости» №5, находившемуся на солнечном сплетении, и так же это не было честным поединком… вот так могут рассказывать вещи об истории….. Можно считать эти рассказы домыслом – но уж больно все сходится…

Рисунок 9 подвеск-кресты с "барм" и ожерелий Киевской Руси
Рисунок 10 орловская свастичная пуговица 17 в.
В 16-17 веках продолжалась языческая традиция свастично-солнечных оберегов. Бусы с такими знаками служили женщине оберегом №9 в 10 -12 в.в.. А в 16-17 в.в. перстни, пуговицы №10.

Не только женщины носили подобное. Вот христианская подвеска-мощевик с «бармы» украшенная «процветшим» крестом 14-15 вв. № 11. (из книги «Ювелирные изделия Древнего Новгорода 10-15 веков» стр.45).

Рисунок 11 "мощевик" Киевской Руси с "бармы"
А вот такой 16-17 в. Орловский более дешевый – стальной образец № 12.

Рисунок 12 "мощевик" орловский 16-17 в. с "бармы"
В этнографии татар и киргизов зафиксирован подобный оберег. Так, в конце XIX в. Ф.Ф. Краевед Лашков писал, что амулеты-ладанки, называвшиеся "сач-хасиде" ("сач" тур. - волосы, "хасиде" - хвалебная ода), делались из украшенных с лицевой стороны филигранью плоских прямоугольной формы серебряных полых футляров, которые подвешивались с помощью цепочки и крепились металлическими плетеными нитями к волосам, причем, обычно в центральной части средних косичек (Лашков, 1890, стр. 213) в него вкладывали бумажку, или кожу, с молитвой.

В отличие от рязанского «гайдана» с 19 века в орловский «Лакомник» № 7, по этнографическим данным, вкладывали что-нибудь вкусное, а также могли использовать его вместо «ладанки» (вкладывая волосы любимого человека, родную землю и т.п. обереги). А ведь все пошло от образца № 11. Есть свидетельство, что на орловщине был найден точно такой,но со штифтом, на котором был намотан волос … тогда подумали, что это случайно.

Рисунок 13 орловский крест с "бармы" 14-15 в.
А вот еще вариант оберега с бармы 14-15 в.в орловская область

№ 13 крест цепями прикованный к кругу.

В наше время церковь не признает крест в кругу: борьба со злом не вечна, будет судный День. Но в дохристианский период № 9 и в раннем христианстве широко использовался данный знак. Достаточно вспомнить «кельтский крест» или кресты на потолках орловской пещеры «Восьмерка» или хотя бы лепнину на церкви нач. 18 в. Михаила Архангела в г. Орле, или хотя бы перевод с латинского слова «церковь» - «циркус»–круг.. Обережным здесь является и цвет камней-стекла № 13.1. Фиолетовый цвет на иконах означает благодать божью сопровождающую Великий Дух. Представляете, крест висит на груди и его цвет падает на сердце как снисхождение духа, или благодати божьей ….

А вот один из лучших орловских образцов – подражание подвескам «Змеевикам» времен Киевской Руси № 14.

Рисунок 14. Змеевик орловский 17в в.

Этот «аля» змеевик, со стилизованными дубовыми листьями вместо голов змей – 17 века - пуговица. Подобные знаки явно намекали на языческую традицию, но применялись реже и «вместо» «щита непобедимости». Прослеживается традиция ношения «процветшего» креста на груди-солнечном сплетении от Киевской Руси до 19 в. В православии такой тип креста называют «животворящим». И этим все сказано….

Подводя итоги: точка, крест, цветок и т.п. в кругу, ромбе означает присутствие Великого Духа, испускающего дыхание.

Конечно обращались за поддержкой не только к общепринятым в данной местности богам, но и к пращурам. Хотя понятие «общепринятые» очень приблизительно: даже в Киеве у торговых пристаней стояли одни боги, а у княжеского терема – другие.

Как уже было сказано пояс играл особую роль в одежде того времени. № 15. Перед нами бляха с наборного орловского пояса крепившаяся перед пряжкой с девизом конкретного человека или его рода в 16 веке. Грустный горбатый Заяц, из спины которого растет тонкое деревце-цветок. По бокам от зайца два уже известных завитка – Рожаницы. Под ногами зайца – ромб с проросшими концами – знак бога Рода. Значит этот Заяц – тотем рода того человека, который носил его на ремне. Жал не сохранился девиз рода. Сам заяц почитался священным зверем у кочевников вплоть до скифов. Но, у славян не

Рисунок 15 тотемная орловская бляха с пояса 16 в.
почитался. Поэтому это еще одно косвенное доказательство, что это – тотем. И это пояс из 16 века!!

Рисунок 16 орловский перстень-печатка со св. Олафом
Отдельный разговор можно было бы вести о сословно – ремесленных покровителях. Хотя здесь информацию приходится излагать очень условно и ссылаться не на кого. Принадлежность к воинскому сословию могла быть наглядно продемонстрирована, например, перстнем-печаткой с изображением католического святого – покровителя воинов «Святого Олафа» («Сага об Олафе Святом»), который прославился за перенесенные тяготы связанные с защитой христианской религии. Его принято изображать с рогом в руке и зерцалом на груди № 16.

При этом рог – символ сбора воинов и идущей подмоги, а зерцало?... «Зерцало» на доспехах всегда имело сакральное значение, что мы разобрали на примере «щита непобедимости».

Рисунок 17 орловский "Урановешенный Воин"
Рассмотрим сюжеты распространенные не в одной орловской области. Печатка «Уравновешенный воин» № 17

Рисунок 18 орловский перстень "Летающий драккар"
- идет воин с открытым забралом и с боков у него две стрелки – руны обозначающие силу богинь судьбы устремленную вверх и вниз.

Рисунок 17.1 калужский "Уравновешенный Воин"
Рисунок 19 "ладонь повитухи" Калужский перстень
№ 18 «Драккар в небе» с изображением корабля с полосатым варяжским парусом, с «ногами» «идущего» по пути на небеса «к острову Буяну, Валгале» обозначенного впереди по курсу в виде полукруга; Принадлежность к акушерству «повитухам», а возможно и к др. видам знахарства определялось (и у многих с нами соседних кочевых народов в том числе) перстнем «Ладонь повитухи» № 19 (образец не орловский, который худшей сохранности). Женщина - рожаница открывала дверь в мир духов (при рождении ребенка) и задача повитухи была – закрыть эту дверь (из скандинавской мифологии).

Рисунок 20 "змеевик" Киевской Руси
Отдельный рассказ можно было бы вести о текстах на оберегах. И это не только общеизвестные заговоры на «змеевиках» 12-13в. №. 20.

Рисунок 21 орловская пряжка с девизом 16 в.
О сохранении здоровья, но и девизы – молитвы на поясных пряжках наборных поясов 16 века, типа «Если я буду приближен к царю – да не возгоржусь я..» орловская пряжка 16 в. № 21.

Рисунок 23.1 печать Солломона Орловская
Рисунок 23 печать Соломона Калужкий перстень
Рисунок 22.1 калужский "квадрат sator"
№ 22.
Рисунок 22 орловские перстни "квадрат sator"
«Квадрат SATOR», знаменитый палиндром из слов, составленных в квадрат. SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS. Если выражение прочесть в прямом и обратном порядке, то TENET повторится. Буква N в обоих палиндромах может писаться как в прямом, так и в перевернутом виде. «Квадрат» записан таким же способом, как и германские руны – «бустрофедон» («как пашет бык»), т.е. строки письма поочередно читаются слева направо и справа налево. Переводов существует много: «Сеятель Арепо управляет плугом», «Великий сеятель помогает работе» и др. До XIX века «квадрат» использовался при создании магических амулетов основным предназначением которых являлось – оберегать хозяина от неприятностей. Часть краеведов считает, что на орловщине так распространены были обереги с латинскими буквами потому, что эта территория долгое время принадлежала Литве (на груди захороненного малыша в орловской крепости при раскопках 2015 г. нашли две литовские монеты на шнурке). К этому можно добавить списки полона из Литвы 17 века, которые составлялись для обмена пленными после войны с Польшей. Все это подтверждает наличие значительной прослойки в первой пол. 17в. Польско-литовского населения прибывшего сюда католиками, а затем по давлением своих помещиков ставших православными (по спискам видно). Но обереги они носили, видимо, свои, причем тоже с языческо-магическим уклоном.

Многочисленные орловские «охотничьи» перстни № 24.

«Бог охоты и удачи» так дословно называется подобное изображение на камнях Севера России. А если обратиться к этнографии Севера, то в этом сюжете изображен шаман, просящий «Великую Мать всего живого» об удаче на охоте.

Из всего этого можно сделать вывод о присутствии в Орловской области Двоеверия все время существования христианства здесь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: