Учебно-методическом комплекте «Нарру English».




Наиболее часто встречающимся учебно-методическим комплектом в настоящее время в Волгоградской области является учебно-методический комплект «Happy English», авторами которого являются В. П. Кузовлёв и Н. М. Лапа. Рассмотрим задания для аудирования, представленные в этом УМК.

УМК для 8 и 9 классов завершают серию учебно-методических комплектов базового курса по английскому языку под общим названием «Happy English», создаваемую коллективом сотрудников кафедры английских учебников Межвузовского Центра иноязычного образования Министерства образования Российской Федерации при Липецком пединституте.

УМК «Happy English – 3,4» (далее УМК) ставит своей целью закрепить, обобщить и систематизировать приобретённые учащимися ранее знания, умения и навыки, сформировать новые и подготовить учащихся к сдаче экзаменов с учётом требований государственного стандарта к базовому курсу по английскому языку, которые были изложены в 1 главе. Однако следует особо отметить, что материал, положенный в основу УМК, практически по всем параметрам превосходит требования государственного стандарта.

УМК написан на основе «Концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе» (М.: Просвещение, 1993), разработанной профессором Е. И. Пассовым.

Обучение аудированию занимает существенное место в процессе обучения иностранному языку в 8, 9 классах.

Аудирование выступает в двух функциях: как средство и как цель обучения. В первой своей функции аудирование используется тогда, когда в ходе прослушивания аутентичных текстов учащиеся знакомятся с новым лексическим и грамматическим материалом (при этом аудирование часто сочетается со зрительной опорой), упражняются в узнавании на слух и припоминании уже известного материала, подготавливаются к беседе по прослушанному.

Вместе с тем аудирование является одной из основных целей обучения. В каждом цикле уроков имеются специальные упражнения для аудирования, которые постепенно усложняются за счёт включения нового лексического и грамматического материала. Общий объём лексических единиц для аудирования в конце 8 класса – 2000 единиц, в конце 9 – 2800.

На данном этапе обучения в УМК выделяются три вида аудирования: аудирование с полным пониманием воспринимаемого на слух текста, аудирование с общим обхватом содержания, аудирование с извлечением специфической информации.

Аудирование с полным пониманием и с извлечением конкретной информации осуществляется, как правило, на текстах, не содержащих особенных трудностей; эти тексты построены на знакомом материале и обеспечивают при наличии небольшого числа незнакомых слов догадку об их значении на основе общности форм родного и иностранного языков, по словообразовательным элементам или по контексту. Такие тексты размещены, как правило, в 4 разделе каждого цикла.

Аудирование с пониманием основного содержания строится на материале текстов, содержащих значительное число незнакомых слов, чтобы хотя бы приблизительно поставить ученика в относительно адекватные условия практического осуществления этого вида речевой деятельности.

В 8, 9 классах учащиеся должны понимать на слух иноязычную речь в нормальном темпе в предъявлении учителя и в звукозаписи, построенную на языковом материале учебника; допускается включение до 3 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться. Длительность звучания связных текстов – до 3 минут.

Теперь рассмотрим упражнения на аудирование, данные в конкретном разделе УМК – втором разделе в УМК 8 класса «Would you like to go to Britain?».

Хочется заметить, что именно в этом разделе один из уроков (5 ур. «Do you always understand English-speaking people?») посвящён формированию умения переспрашивать для получения более точной и ясной информации. И, конечно, основная часть упражнений построена на основе аудирования. Учащиеся прослушивают диалоги с опорой на наглядность (развитие навыка антиципации) и выделяют сначала проблемы, которые испытывают собеседники (№ 3 с.60). При прослушивании подобного диалога (№4 с.61) (для слабо подготовленных учащихся возможно повторное прослушивание диалогов №3) учащиеся вычленяют реплики, которые помогли собеседникам справиться с трудностями в понимании, такие как: “Excuse me, I don’t understand…, Sorry, what does “…” mean?, I’m sorry. Can you say that again slowly, please?”, а также вопросительные слова, привлекающие внимание собеседника к конкретным словам – what, how, why, when, where. После чего следует создание ситуации и составление учащимися собственных диалогов. С помощью данных упражнений педагог формирует умения, которые помогают учащимся полно и точно понять информацию, чтобы адекватно реагировать на услышанное.

В первом уроке данного раздела (№3 с.41) дано упражнение с таким заданием – “These teenagers decided to spend their summer holidays in Britain this year. What are their reasons for visiting the UK? Listen to what they say and make notes” (listening for specific information). Слабо подготовленные учащиеся могут выполнять задание с опорой на текст, который даётся в конце учебного пособия в разделе «Scripts». (Приложение 1). Упражнение направлено на развитие умения аудирования с целью понимания интересующей информации. Но, стоит заметить, что в учебном пособии не предлагается форма контроля понимания и обращения к личному опыту учащихся, то есть эффективность стимулирования учащихся на слушание текста очень маленькая.

Следующее задание дано во втором уроке (№1 с.44). «These words are taken from a travel leaflet. What city is the leaflet about? – capital, city, castle, historic, Scotland, beautiful, architecture». После догадки учащихся, они выполняют следующее упражнение: «Listen to the telephone information of the travel agency and check your answer» (Приложение 2). Данное упражнение направлено на развития навыка антиципации. Здесь же находится упражнение, которое является продолжением предыдущих. Около фотографии древнего замка помещены вопросы, которые требуют употребления лексики, используемой в предшествующих заданиях (Would you like to visit this place? What do you want to see there?). В этом случае аудирование гармонично вписалось в систему упражнений, не требуя затраты большого количества времени, что является важным, так как тренировать детей в умении слушать необходимо каждое занятие, даже очень насыщенное другими видами деятельности.

Следующее упражнение, на которое хотелось бы обратить внимание - №4 с.50 с заданием: «A reporter from a travel magazine for teenagers asked some British schoolchildren about the best way to see the UK. Here is what they think about it. What ways of travelling do they suggest? What are their reasons?» (Приложение 3). Упражнение направлено на понимание с извлечением конкретной информации, а также на понимание недостатков и преимуществ различных способов путешествия. Однако здесь не предусмотрено ни задания для контроля понимания, ни последующего задания по данной теме, обращённого к личному опыту учащихся.

На наш взгляд упражнение в 4 уроке данного раздела (№5 с.56) с заданием «Mark and Brandon are talking about their holidays. Put their conversation in order (диалог представлен в виде «разбросанных» фраз). Then listen and check.» (Приложение 4) также имеет недостатки. Аудирование в данном случае является формой контроля, но, тогда сильно снижается мотивация учащихся слушать и понимать. Они слышат только начало фраз, которые подсказывают им правильность выполнения задания.

Mы рассмотрели задания одного раздела. В целом, они соответствуют требованиям, которые необходимы для реализации поставленных задач в обучении аудированию в 8 – 9 классах. Но если просмотреть весь УМК, можно заметить, что наиболее часто встречается задание «Listen and check». Очевидно, что задания такого типа не вполне обеспечивают мотивационный компонент аудирования, то есть после их выполнения учащиеся не знают где и как использовать полученную информацию. Это, в свою очередь, снижает эффективность установки на целенаправленное восприятие текста, и учащиеся не сразу включаются в слушание текста, а также отвлекаются в ходе этого процесса.

В УМК «Happy English» также отсутствуют небольшие художественные тексты, в том числе и юмористические, которые являются эффективным стимулом успешного аудирования. Они способствуют созданию атмосферы непринужденности, релаксации. Психологическая разрядка, возникающая благодаря юмористическим и художественным средствам, определённым образом нейтрализует напряжение, связанное с декодированием трудных моментов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: