Воздействие налогов на экономику.




Лекция 10. НАЛОГИ

План.

1. Понятие налога. Налоговая система. Принципы налогообложения.

2. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Методы налогообложения.

3. Воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение. Кривая Лаффера.

 

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов».

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогом.

Налог – это обязательный, принудительный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов управления.

Налоги являются основным источником средств оплаты расходов правительства. Представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества.

Элементы налоговой системы: 1) субъект налогообложения (кто должен платить налог); 2) объект налогообложения (экономическое основание - обязанность по уплате налога); 3) налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта, т.е. то, что облагается налогом); 4) налоговая ставка (начисления на единицу налоговой базы, процент от стоимости, твердая сумма).

Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (B) умножить на налоговую ставку (t): Т = B x t

Принципы налогообложения были сформулированы еще А.Смитом в его произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 году. По мнению Смита, налоговая система должна быть:

· справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных);

· понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он);

· удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не государству)

· недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены следующие принципы:

1. Всеобщность и равенство налогообложения. Каждый должен платить налоги, установленные законодательством. Необходимо учитывать фактическую способность к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов.

2. Справедливость налогообложения. Справедливость должна быть вертикальной (люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (люди с равными дохами должны платить равные налоги).

3.Экономическая обоснованность налогов. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

4.Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения у каждого субъекта может быть обложен налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

5.Определенность налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

6. Нейтральность налогов. Налоги не должны вредить деятельности предприятий и жизнедеятельности граждан.

Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя).

Виды налогов.

Классификационные признаки налогов:

1. По объекту обложения: имущество; земля; рента; капитал; средства потребления.

2. По принадлежности к уровням управления и власти: республиканские; местные.

3. От субъектов уплаты: физические лица; юридические лица.

4. По способу изъятия: прямые; косвенные.

5. По методу обложения (от вида ставки): прогрессивные; регрессивные; пропорциональные; линейные; ступенчатые; твердые; другие.

6. От назначения: общие; целевые.

Прямые налоги – налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К прямым налогам относятся: подоходный налог; налог на прибыль; налог на наследство; налог на недвижимость; налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что плательщик и носитель – это одно и то же лицо.

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе покупки товаров и услуг, носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К ним относятся: акцизы, таможенные пошлины, НДС (наибольший вес в бюджете РБ) и др. Особенностью косвенного налога является то, что плательщик и носитель налога – это разные лица. Плательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а носителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет. Они предназначены для общегосударственных мероприятий. Специальные целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды – пенсионный, социального страхования, дорожные фонды и др.

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой 2/3 налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от вида налоговой ставки, различают три метода налогообложения: 1) пропорциональный; 2) прогрессивный; 3) регрессивный.

· При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами являются также косвенные налоги.

· При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Примером прогрессивного налога служит подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли способствует повышению эффективности производства.

· При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается - прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем, чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные.

· Автономные (или аккордные) налоги – это налоги, которые не зависят от уровня дохода и обозначаются

· Подоходные налоги – это налоги, которые зависят от уровня дохода и величина которых определяются по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовый внутренний продукт)

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна:

Т = + tY

Различают среднюю и предельную ставку налога.

· Средняя ставка налога (averige tax rate) – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

t ср = (Т/Y) × 100%

· Предельная ставка налога (marginal tax rate) – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода. (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу)

t пред = (DТ/DY) × 100%

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения, и доход до $50 тыс. облагается налогом по ставке 20%, а свыше $50 тыс. – по ставке 50%. Если человек получает $60 тыс. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную $15 тыс. (50 х 0.2 + 10 х 0.5 = 10 + 5 = 15), т.е. $10 тыс. с суммы в $50 тыс И $5 тыс. с суммы, превышающей $50 тыс., т.е. с $10 тыс. Средняя ставка налога будет равна 15: 60 = 0.25 или 25%, а предельная ставка налога равна 5:10 = 0.5 или 50%.

Соотношение средней и предельной налоговой ставки позволяют определить метод налогообложения:

· при прогрессивном методе налогообложения предельная ставка налога больше средней;

· при пропорциональном методе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны;

· при регрессивном методе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

 

Воздействие налогов на экономику.

Воздействие налогов на совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса:

- потребительские расходы

- инвестиционные расходы

и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1 (б)).

Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос

а) Снижение налогов б) Рост налогов

Р LRAS Р LRAS

SRAS SRAS

Р2 Р1

           
 
   
     
 
 


Р1 AD2 Р2 AD1

AD1 AD2

               
     
 
   


Y1 Y* Y Y* Y1 Y

И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1.(а)). Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис.10.1 (б)).

Воздействие налогов на совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Артур Лаффер, экономический советник президента США, построил гипотетическую кривую, с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения). В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции:

Т = tY

где Т – сумма налоговых поступлений в бюджет, t – ставка налога, Y – уровень деловой активности (величина совокупного дохода), т.е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.

Рис.10.2. Кривая Лаффера

Т

Тmax

 

T1

 

 

         
 
 
   
 
 

 


tопт t1 t

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится, и налоговые поступления сократятся (до Т1), поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y - величина совокупного выпуска). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт.), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т.е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: 1) преодолеть стагфляцию и 2) увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступлений в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. Влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис.10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.

 

Рис.10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

 

Р LRAS SRAS1

 
 


Р1 SRAS2

Р2

         
 
 
   
 
 


AD

 

 

Y1 Y* Y

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: