Теоретические сведения
Табличный процессор может работать в следующих режимах:
· Режим готовности – в строке состояния появляется индикатор готово. В данном режиме происходит выбор ячейки или блока для корректировки или выполнения какой-либо операции. Текстовый курсор здесь не появляется, но есть выделение активной ячейки
· Режим ввода данных – в строке состояния появляется индикатор Ввод. Режим готовности автоматически переключается в режиме ввода данных в тот момент, когда начинается ввод данных в определенную ячейку. При этом адрес и содержимое активной ячейки отображаются в строке формул. По окончании ввода данных в ячейку программа возвращается в режим готовности. Такая последовательная смена режимов происходит многократно, до тех пор, пока продолжается ввод данных.
· Режим редактирования – отмечается появлением индикатора Правка. Попытка в режиме ввода данных внести исправления в ячейку, уже содержащую ранее введенные данные приводит к потере этих данных. Чтобы этого не произошло, необходимо перейти в специальный режим редактирования.
· Командный режим – в строке состояния появляется подсказки. В этом режиме пользователю предоставляется возможность мышью или комбинацией клавиш выбрать нужную команду(пункт меню или пиктограмму). После выполнения команды происходит возврат к режиму готовности о назначении используемого инструмента или расшифровки текущих команд меню.
Формулой в электронной таблице называют арифметические и логические выражения. Формула всегда начинается со знака равенства (=) и может содержать константы – числа или текст(в двойных кавычках), ссылки на ячейки, знаки арифметических, логических и других операций, встроенные функции, скобки ит.д. При вычислениях с помощью формул соблюдается принятый в математике порядок выполнения арифметических операций.
Лабораторная работа №1
Тема. Основы работы с электронной таблицей Excel.
Цель. Приобрести практические навыки по созданию и оформлению ЭТ, вводу данных, использованию функции Автосумма.
Задание. Создать таблицу, показанную на рисунке.
A | B | C | D | |
Среднегодовая численность работающих | ||||
Категории должностей | Механический цех | Сборочный цех | Всего | |
Рабочие | ||||
Ученики | ||||
ИТР | ||||
Служащие | ||||
МОП | ||||
Пожарно-сторожевая охрана | ||||
ИТОГО: |
Алгоритм выполнения задания
1. В ячейку А1 записать Среднегодовая численность работающих, завершение записи - Enter или стрелки курсора.
2. В ячейку А2 записать Категории должностей.
3. Увеличить ширину столбца А так, чтобы запись появилась в ячейке А2, для этого подвести указатель мыши на границу между заголовками столбцов А и В, указатель примет вид двунаправленной стрелки ↔, с нажатой левой кнопкой передвинуть границу столбца.
4. В ячейки B2, C2, D2 записать соответственно Механический цехСборочный цех Всего.
5. Отформатировать текст в строке 2 по центру, для этого выделить ячейки А2:D2 с нажатой левой кнопкой мыши, выполнить команду По центру на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Формат/Ячейки/Выравнивание, в поле «по горизонтали» выбрать «по центру », щёлкнуть ОК.
6. В ячейки А3:А8 записать наименование должностей, а в А9 написать ИТОГО:
7. Подобрать ширину столбца А так, чтобы запись поместилась в ячейке А8, действия аналогичны п. 3.
8. Отформатировать текст в ячейке А9 по правому краю,
9. В ячейки В3:С8 записать цифровые данные по численности.
10. Произвести суммирование численности по Механическому цеху, для этого выделить ячейку В9, выполнить команду ∑ (Автосумма) на панели инструментов Стандартная.
11. Произвести суммирование численности по Сборочному цеху, повторив действия п.10 для ячейки С8.
12. Произвести суммирование численности по категории Рабочие, для этого выделить ячейку D3, выполнить команду ∑ (Автосумма).
13. Произвести суммирование численности по всем остальным категориям должностей, повторяя действия по п. 12.
14. При выполнении команды ∑ (Автосумма) в некоторых ячейках столбца D происходит автоматическое выделение не строки слева от ячейки, а столбца над выделенной ячейкой. Для изменения неверного диапазона суммирования необходимо при появлении пунктирной рамки выделить нужный диапазон ячеек с нажатой левой кнопкой мыши, нажать Enter.
15. В ячейке D9 подсчитать общую численность работающих, выполнив команду ∑(Автосумма) и указывая нужный диапазон с помощью мыши.
16. Отформатировать заголовок таблицы, для этого выделить ячейки А1:D1, выполнить команду Объединить и поместить в центре (кнопка ←а→ на панели инструментов Форматирование).
17. Оформить рамку таблицы, для этого выделить всю таблицу (А1:D9), выполнить команду выбрать вкладку Главная /Шрифт/Граница
Контрольные вопросы
- Назначение и возможности табличного процессора Excel.
- Как создать новое окно документа в Excel?
- Какие величины могут быть помещены в ячейки таблицы Excel?
- Какая ячейка называется активной?
- Как ввести и редактировать данные в Excel?
- Как применяется функция Автосумма?