Некоторые характерные особенности человека и человекообразных обезьян




Происхождение человека.

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза.

 

Строение и состав клетки. Основные процессы жизнедеятельности клетки: питание, дыхание, рост. Ткани, их строение и функции. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани.

Органы. Система органов.

 

 

1. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  1) нервная система трубчатого типа
  2) жаберные щели на глотке зародыша
  3) четырёхкамерное сердце
  4) ушные раковины
  5) скелет верхних и нижних конечностей
  6) борозды и извилины в коре больших полушарий

 

2. О биологическом единстве человеческих рас свидетельствует их способность
  1) давать плодовитое потомство
  2) преобразовывать окружающую среду
  3) расселяться по поверхности Земли
  4) использовать орудия труда

 

3. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  1) наличие зубов в лунках челюстей
  2) способность регулировать температуру своего тела
  3) наличие нервной системы
  4) альвеолярное строение лёгких
  5) закладка у зародышей нервной трубки над хордой
  6) наличие сводчатой стопы

 

4. Какой признак человека характеризует его как представителя класса Млекопитающие?
  1) на ранних стадиях эмбрионального развития формируется кишечная трубка
  2) формируется внутренний костный скелет
  3) развивается замкнутая кровеносная система и два круга кровообращения
  4) имеется грудобрюшная перегородка – диафрагма

 

5. На рисунке под каким номером изображён один из рудиментов человека?
  1)
  2)
  3)
  4)

 

 

6. К предшественникам людей большинство антропологов относят
  1) австралопитеков
  2) шимпанзе
  3) орангутанов
  4) горилл

 

7. К группе древнейших людей учёные относят
  1) кроманьонца
  2) австралопитека
  3) неандертальца
  4) питекантропа

 

8. В чём отличие Человека разумного от животных класса Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  1) развитие речи
  2) наличие пяти отделов головного мозга
  3) формирование опорно-двигательного аппарата
  4) формирование сводов стопы
  5) способность изготавливать орудия труда
  6) наличие зрительного и слухового анализаторов

 

9. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  1) диафрагма
  2) млечные железы
  3) пять отделов головного мозга
  4) потовые железы
  5) пятипалая конечность
  6) три отдела в скелете конечностей

 

10. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.  
Объект Процесс
Лёгкое
Клеточный центр Деление клетки

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  1) кровообращение
  2) обмен веществ
  3) газообмен
  4) поглощение азота

 

11. Человек, в отличие от других млекопитающих позвоночных животных, имеет
  1) пять отделов в головном мозге
  2) хорошо развитые органы чувств
  3) вторую сигнальную систему
  4) семь шейных позвонков

 

12. Человек, в отличие от позвоночных животных,
  1) имеет пять отделов головного мозга
  2) имеет хорошо развитые органы чувств
  3) обладает абстрактным мышлением
  4) обладает объёмным зрением

 

13. По каким признакам человека относят к типу Хордовые? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  1) наличие диафрагмы
  2) наличие жаберных щелей на глотке зародыша
  3) формирование трёх типов зубов в лунках челюстей
  4) формирование потовых желёз
  5) закладка у зародышей нервной трубки
  6) закладка у зародышей пищеварительной трубки

 

14. У человека, в отличие от других представителей класса Млекопитающие, в процессе эволюции сформировалась способность
  1) к передаче сигналов с помощью жестов
  2) воспринимать сигналы, исходящие из внешней среды
  3) добывать и использовать огонь
  4) взаимодействовать в группе

 

15. Человек, в отличие от позвоночных животных,
  1) имеет пять отделов головного мозга
  2) имеет хорошо развитые органы чувств
  3) создаёт сложные орудия труда
  4) социальное существо

 

16. В состав какого органа входят мышечные клетки, изображённые на рисунке?
  1) сердце
  2) кишечник
  3) матка
  4) желудок

 

17. Какой орган входит в состав иммунной системы человека?
  1) почка
  2) аорта
  3) щитовидная железа
  4) вилочковая железа

 

18. К группе древних людей учёные относят
  1) австралопитека
  2) кроманьонца
  3) неандертальца
  4) питекантропа

 

19. Пользуясь таблицей «Некоторые характерные особенности человека и человекообразных обезьян», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Некоторые характерные особенности человека и человекообразных обезьян

Признаки Род
Гиббон Орангутан Шимпанзе Горилла Человек
Абсолютная масса мозга (в г)          
Отношение массы мозга к массе тела 1:73 1:83 1:61 1:220 1:45
Длина шейного отдела (в % длины туловища)          
Полная длина верхних конечностей (в % длины туловища)          
Полная длина нижних конечностей (в % длины туловища)          
Количество шейных позвонков          
Количество грудных позвонков          
Общее количество позвонков 33–34 3–31 33–34 32–33 33–34

1) У представителей какого рода человекообразных обезьян показатель отношения массы мозга к массе тела наиболее близок к показателю человека?

2) Чему может быть равно максимальное число рёбер у приматов?

3) Какой строкой таблицы следует воспользоваться, чтобы доказать, что человека и человекообразых обезьян относят к классу млекопитающих?

 

 

20. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.  
Целое Часть
Эндокринная система
Плод Семя

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  1) слёзная железа
  2) грудина
  3) печень
  4) гипофиз

 

21. Как и у всех хордовых, у человека
  1) на ранних стадиях эмбрионального развития формируется нервная трубка
  2) формируется внутренний хрящевый скелет
  3) имеется два круга кровообращения
  4) имеется грудобрюшная перегородка – диафрагма

 

22. На рисунке под каким номером изображён один из атавизмов человека?
  1)
  2)
  3)
  4)

 

23. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она
  1) является врождённой
  2) возникает непроизвольно
  3) может содержать информацию о событиях, которые ещё не произошли
  4) обеспечивается центральной нервной системой

 

 

24. Что обеспечило социальную эволюцию человека?
  1) трудовая деятельность
  2) высокий уровень обмена веществ
  3) прямохождение
  4) исчезновение волосяного покрова

 

25. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она
  1) обеспечивается центральной нервной системой
  2) является врождённой
  3) возникает осознанно
  4) содержит информацию только о текущих событиях

 

26. У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающих,
  1) зародыш развивается в матке
  2) имеются сальные и потовые железы
  3) имеется диафрагма
  4) мозговой отдел черепа больше лицевого

 

27. Как и у всех позвоночных, у человека
  1) внутренний скелет образован хордой
  2) тело покрыто волосяным покровом
  3) имеется сердце, кровеносная система замкнутая
  4) имеется грудобрюшная перегородка – диафрагма

 

28. К группе древних людей учёные относят
  1) австралопитека
  2) кроманьонца
  3) неандертальца
  4) питекантропа

 

Начало формы

29. ПРЯМОХОЖДЕНИЕ Около 6–7 млн лет назад в эволюции приматов произошло очень важное событие. Предок современного человека постепенно перешёл к хождению на двух конечностях. Это случилось вследствие изменения климата в Африке. Сухой климат привёл к тому, что на месте лесов возникли саванны, где вместо лазания по деревьям требовалось быстрое передвижение по ровной поверхности. Согласно трудовой гипотезе Ф. Энгельса, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности: переноса предметов, детёнышей; манипулирования пищей и изготовления орудий. В вульгарном изложении прямохождение возникло для того, чтобы освободить руки для трудовой деятельности. В дальнейшем труд привёл к возникновению языка и общества. Однако, по современным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий. Так, найденные антропологами самые древние орудия из Гоны в Эфиопии имеют датировку лишь 2,7 млн лет назад. Согласно так называемой гипотезе водной обезьяны, очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, вероятно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительной адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам – по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз – для сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, что нетипично для животных саванны. Гипотеза водной обезьяны в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать.  
Используя содержание текста «Прямохождение», ответьте на следующие вопросы. 1) Кто является автором трудовой гипотезы происхождения человека? 2) Каковы причины перехода ископаемого предка современного человека к прямохождению согласно трудовой гипотезе? 3) Что является аргументом в пользу гипотезы «водной обезьяны»?

Конец формы

 

Начало формы

Используя содержание текста «Прямохождение», ответьте на следующие вопросы. 1) Кто является автором гипотезы «Водной обезьяны»? 2) Что может служить доказательством «трудовой гипотезы» происхождения человека? 3) Какие преимущества, не указанные в тексте, в связи с прямохождением получил предок современного человека? Назовите его.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: