Система национальных счетов (СНС)




В своем анализе макроэкономика использует агрегированные величины, характеризующие движение экономики как единого целого. До недавнего времени макроэкономические показатели в каждой стране были национально особенными, но все же походили друг на друга постольку, поскольку отражали одни и те же экономические процессы. В странах же бывшего социалистического лагеря аналогичные показатели национального развития просчитывались на марксистской методологической основе, а следовательно не походили на методики западноевропейского счетоводства. Однако после образования ООН, особенно когда она начала подводить ежегодные итоги экономического и социального развития стран в входящих, стало очевидным, сколь необходимы единые стандартизированные показатели развития экономики во всем мире. Кроме того, необходимость их разработки диктовалась быстрым развитием современного всемирного хозяйства.

СНС возникла в ряде развитых стран в конце 30-х годов ХХ века, а как системная работа в рамках официальной статистики – после окончания Второй мировой войны (прежде всего в Англии, США, Франции, Германии, скандинавских стран). Первые попытки создания системы национальных счетов (СНС) были предприняты в Великобритании в 1946г., в США – 1947г., во Франции – 1949г. Однако действенная стандартизированная СНС разрабатывается только в 1953г. статистической комиссией ООН. Создателями же современной СНС являются американский экономист Саймон Кузнец и англичанин Ричард Стоун (Нобелевская премия за эти разработки в 1972 г.).

Вначале СНС рассчитывалась лишь в отдельных странах Запада, прежде всего в США и Великобритании, но после второй мировой войны она была введена в международную практику и со временем стала делом престижа для любой страны. Еще в 1947 г. Лигой Наций был опубликован доклад «Измерение национального дохода и проблемы построения национальных счетов». В 1953 г. по рекомендации Статистической комиссии ООН этот документ, а также «Система национальных счетов и забалансовых таблиц», подготовленная в 1951 г., были пересмотрены. На их основе было составлено новое руководство – «Система национальных счетов и стандартных таблиц». Этот документ получил международное признание и положен в основу дальнейших работ по развитию СНС на международном уровне. С 1956 г. ООН стала издавать «Ежегодник по статистике национальных счетов». В 1968 г. ООН произвела очередной пересмотр этой системы, используя накопленный практический опыт многих стран. В 1993 г., через 25 лет, был осуществлен новый пересмотр и создана современная система СНС как международный стандарт в области национального счетоводства.

В СССР в 60-е гг. проводились работы по составлению сводного материально-финансового баланса, но в то время им не придали должного значения. Бывший Советский Союз после многих десятилетий неприятия международной СНС в конце 80-х годов согласился ее принять, и в настоящее время Россия полностью принимает эту систему и следует ей в своей статистической практике. Уже в 1987г. в СССР было принято решение об использовании методологии ООН при расчете СНС, а в 1989г. в отчете Госкомстата ВНП был показан в исчислении по этой методологии. Реально СНС международного образца начали использовать только в 1991г.

Система национальных счетов (СНС) – это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок, характеризующих все основные экономические процессы и результаты воспроизводства экономики, ориентированной на рыночные отношения. СНС представляет собой систему упорядочения информации о макроэкономических процессах, в этом смысле она является национальным учетом в рамках страны в целом.

Значение СНС:

· Характеризует состояние экономики.

СНС позволяет одним взглядом охватить экономическую деятельно сть и взаимосвязи между производством, расходами и доходами. СНС выполняет для экономики в целом те же функции, что и бухгалтерский учет для отдельного предприятия.

· Позволяет строить долгосрочные прогнозы.

Различные показатели, которые входят в СНС, позволяют нам измерить объем производства в конкретный момент времени и раскрыть факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики. Далее, сравнивая уровни национального дохода за определенный отрезок времени, мы можем построить кривую, характеризующую состояние экономики в долгосрочной перспективе.

· Служит основой государственной политики.

В странах с рыночной экономикой СНС широко используется правительством и территориальными органами власти в анализе и при принятии политических и хозяйственных решений. Все основные аспекты экономической и социальной политики государства находят отражение в показателях СНС (экономический рост, институциональная и отраслевая структуры экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга и др.). Такая системная информация об экономике и происходящих в ней процессах необходима для практики ее государственного регулирования, программирования и прогнозирования, а также для постоянного слежения за ходом реальных экономических процессов в стране, в том числе в целях научного анализа и международных сопоставлений.

· Представляет интерес для международных организаций.

В данных СНС также заинтересованы международные организации и национальные органы, отвечающие за международное сотрудничество, чтобы определить взносы страны на финансирование деятельности указанных структур и для координации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

СНС вбирает в себя следующие виды экономической деятельности:

· рыночные услуги (все производство товаров, включая услуги образования, медицины, банков и страховых компаний);

· нерыночные услуги (производство продуктов в хозяйствах населения для собственного потребления, бесплатные услуги госучpеждений, услуги наемной прислуги);

· услуги по поддержанию жилищ, оказываемые их собственниками.

При этом СНС не учитывает теневую экономику и бесплатные услуги в домашних хозяйствах. Теневая экономика, в принципе, должна учитываться в СНС, так как в этой сфере производятся продукты, услуги и доходы, участвующие в экономическом обороте. Большинство стран делает поправки к данным, собранным с помощью налоговых деклараций, с учетом сокрытия части доходов. Но в любом случае уголовно наказуемые деяния не рассматриваются как производственная деятельность. Во многих странах производят оценки стоимости домашних услуг, но показывают их отдельно от основных счетов. Они составляют от 25 до 51 % ВВП, причем эта величина в значительной мере зависит от используемого метода оценки.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: