Современный урок (биологии)




Методические принципы современного урока:

- субъективизация (учащиеся выступают в качестве субъектов процесса обучения);

- метапредметность (нацеленность на формирование метапредметный умений);

- деятельностный подход;

- коммуникативность;

- рефлексивность.

 

Сравнительная характеристика традиционного урока и современного урока в условиях реализации ФГОС

 

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. УУД – совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

 

Виды УУД

 

Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся) Регулятивные (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности) Познавательные (общеучебный комплекс компетенций) Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность)
1. Самопознание и самоопределение 2. Смыслообразование 3. Нравственно-этическая ориентация 1. Целеполагание 2. Планирование 3. Прогнозирование 4. Контроль 5. Коррекция 6. Оценка 7. Саморегуляция 1. Общеучебные (формулирование познавательной цели, рефлексия, смысловое чтение и др.) 2. Логические (анализ, синтез, классификация и др.) 3. Постановка и решение проблемы 1. Планирование учебного сотрудничества 2. Решение конфликтов 3. Постановка вопросов 4. Умение выражать свои мысли и др.

 

Типология уроков

 

Традиционный урок Современный урок
Урок изучения нового материала; Урок совершенствования знаний, умений и навыков; Урок обобщения и систематизации знаний; Комбинированные уроки; Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков Урок открытия новых знаний; Урок отработки умений и рефлексии; Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности) (призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие); Уроки развивающего контроля (проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ)

 

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

- организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока;

- проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось);

- подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний;

- сообщение нового материала;

- решение учебной задачи;

- первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом);

- закрепление изученного материала;

- обобщение и систематизация знаний;

- контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом);

- подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели;

-домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Однако в современной методической литературе можно встретить и другую, более упрощенную схему структуры урока по ФГОС:

- мотивационный этап;

- деятельностный этап;

- рефлексивный этап.

Сегодня одним из главных инструментов педагога является технологическая карта урока - новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает:

- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

- цель освоения учебного содержания;

- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

- основные понятия темы;

- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Какиетребования предъявляются к современному уроку?

1. Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

2. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

3. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.

4. Вывод делают сами учащиеся.

5. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.

6. Времясбережение и здоровьесбережение.

7. Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.

8. Планирование обратной связи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: