Правила электробезопасности




Требования по обеспечению безопасности ТЭ судовых тех­нических средств, в том числе СЭО и ЭСА, определены Пра­вилами техники безопасности на судах морского флота (ПТБ).

Ответственность за соблюдением на судах ПТБ несет капи­тан, который обязан лично или через своих помощников и на­чальников служб принимать все необходимые меры для преду­преждения случаев травматизма. Каждый член командного со­става судна отвечает за безопасность труда членов экипажа и обязан контролировать выполнение членами экипажа ПТБ и обучать подчиненных ему лиц безопасным методам работы.

Контроль и ответственность за соблюдение ПТБ во время выполнения работ возлагается на лицо командного состава, непосредственно возглавляющего эту работу или давшего распо­ряжение о ее выполнении. Ответственность за происшедшие не­счастные случаи несут лица, которые своими распоряжениями или действиями нарушили ПТБ, соответствующие судовые ин­струкции или не приняли должных мер, обеспечивающих без­опасность работ.

При поступлении на судно лица командного или рядового состава неэлектротехнического персонала, по роду работы за­нимающиеся использованием СЭО, должны пройти инструктаж и проверку знаний по электробезопасности у старшего механи­ка или электромеханика. Об этом должна быть сделана запись в журнале регистрации инструктажей по технике безопасно­сти. Эти лица командного состава, а также электромеханики I, II и III разрядов должны ежегодно проходить проверку знаний ПТБ в соответствующем объеме, указанном в приложе­нии 9 ПТБ.

Электромеханики I, II и III разрядов должны:

технически обоснованно понимать опасность при работе в электротехнических установках и исчерпывающе знать ПТБ при эксплуатации судовых электроустановок;

уметь организовать безопасное ведение работ в электроуста­новках и знать приемы освобождения пострадавших от дейст­вия электрического тока, уметь оказывать при этом помощь.

Старшие электрики и электрики, проходящие проверку ПТБ ежеквартально, должны, кроме того:

отчетливо представлять опасности при работе в электриче­ской установке и знать общие ПТБ, в частности Правила ос­мотра СЭО и его ТО;

знать ПТБ по тем видам работ, которые входят в круг обя­занностей, правила пользования защитными средствами, приемы освобождения пострадавших от действия электрического тока и уметь практически их применять;

уметь организовать работу в электроустановках с соблюде­нием ПТБ.

Старший электромеханик (электромеханик) либо лицо, его заменяющее, обязан проводить занятия один раз в три месяца с лицами, не относящимися к электротехническому персоналу, по устройству используемого ими СЭО для обеспечения без­опасной эксплуатации, контролировать соблюдение правил электробезопасности всеми членами экипажа и принимать ме­ры по устранению нарушений правил электробезопасности.

Защитные средства. Изоляцию обслуживающего персонала от токоведущих частей обеспечивают защитные изолирующие средства, которые разделяются на основные и дополнительные.

Основные изолирующие защитные средства обладают достаточно высокой электрической прочностью и спо­собны длительно выдерживать рабочее напряжение электроустановки. С помощью этих средств обслуживающий персонал может работать с токоведущими частями, находящимися под напряжением. К основным изолирующим средствам относятся следующие:

в установках с напряжением до 1000 В - диэлектрические перчатки, инструмент с изолированными ручками и указатели напряжения;

в установках с напряжением свыше 1000 В - изолирующие штанги, изолирующие электроизмерительные клещи и указа­тели напряжения.

Дополнительные изолирующие защитные средства самостоятельно не обеспечивают защиту обслужи­вающего персонала от поражения электрическим током при ра­бочем напряжении электроустановки, а служат только для уси­ления защитного действия основных изолирующих защитных средств, вместе с которыми они и применяются. К дополнитель­ным изолирующим защитным средствам относятся:

в установках до 1000 В - изолирующие подставки, диэлек­трические галоши, боты и коврики;

в установках свыше 1000 в - диэлектрические перчатки, бо­ты, коврики и изолирующие подставки.

Индивидуальные вспомогательные защит­ные средства предназначены для защиты работающего oт световых, тепловых и механических воздействий (защитные очки, специальные рукавицы, противогазы).

Ограждающие защитные средства предназначены для временного ограждения токоведущих частей и предупреждения от ошибочных действий с коммутационными аппаратами (временные переносные ограждения, изолирующие на кладки и колпаки, временные переносные заземления и предупредительные плакаты).

Для обеспечения электробезопасности любая судовая электроустановка, независимо от рабочего напряжения, должна быть укомплектована необходимым количеством защитных средств и приспособлений, которые должны проходить соответствующие периодические испытания и осмотры (табл.9.1) Осмотры каждого защитного средства с целью проверки исправности следует проводить перед использованием, но не реже сроков, указанных в таблице периодических осмотров. Ответственность за обеспечение электроустановок испытанным защитными средствами несет электромеханик судна, а ответственность за наличие, пригодность и правильное использование выданных в отдельное распределительное устройство защитных средств, несет персонал, обслуживающий электроустановку.

Таблица 9.1. Минимальные нормы комплектования защитными средствами электроустановок при вводе их в эксплуатацию и сроки испытаний для электроустановок напряжением до 1000В

 

Наименование защитного средства Количество Сроки периодических
испытаний осмотров
Указатель напряжения Изолирующие клеши Диэлектрические пер­чатки Монтерский инструмент с изолированными ручка­ми Переносные заземле­ния (при отсутствии ста­ционарных заземляющих ножей) Диэлектрические гало­ши Предупредительные плакаты   Диэлектрические ков­рики Временные ограждения (щиты и прокладки) Защитные очки Противогаз   1 шт. 1 шт. 2 пары Не менее 2 ком­плектов Не менее 2 шт.     2 пары Не менее 2 ком­плектов 2 шт. Не менее 2 ком­плектов 1 пара 1 шт.   1 раз в год 1 раз в 2 года 1 раз в б мес. 1 раз в год   -     1 раз в год -   1 раз в 2 года -   - - Перед употреб­лением 1 раз в год Перед употреб­лением “   -     1 раз в 6 мес -   1 раз в год -   - -

Требования электробезопасности при различных категориях работ. Работы в действующих судовых электроустановках мо­гут выполняться:

при полном снятии напряжения, когда не только со всех токоведущих частей снято напряжение, но и исключена подача его от других участков, находящихся под напряжением;

при частичном снятии напряжения, когда работа проводит­ся на отключенной части электротехнического устройства, в то время как другие его части находятся под напряжением;

без снятия напряжения: а) вблизи токоведущих частей, находящихся под напряжением и на них, когда необходимо принять меры, предотвращающие возможность приближения или случайного прикосновения людей или их инструмента к токоведущим частям; б) вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, когда исключено случайное приближение людей и их инструмента к токоведущим частям на опас­ное расстояние.

При работах с полным снятием напряжения должны быть отключены токоведущие части, на которых ведется работа, и части, с которыми возможно соприкосновение при этом. Выде­ленные для работы СЭО или участок отключают от находя­щихся под напряжением токоведущих частей с помощью ком­мутационной аппаратуры и снятием предохранителей. При ис­пользовании коммутационных аппаратов с автоматическим при­водом или дистанционным управлением нужно убедиться в от­сутствии напряжения на отключенном участке путем осмотра положения контактов или рукоятки (указателя), определяю­щих положение контактов.

Для предотвращения подачи напряжения к месту работы необходимо отключить все связанные с подготавливаемым к работе СЭО силовые, измерительные и другие трансформато­ры со стороны высшего и низшего напряжения;

при работе без переносных заземлений принять дополни­тельные меры: механически запереть приводы отключенных аппаратов, применить изолирующие прокладки в коммутаци­онных аппаратах и т. п. или отсоединить концы питающей ли­нии.

На рукоятках коммутационных аппаратов и клеммах предо­хранителей, при помощи которых может быть подано напряже­ние к месту работ, лицом, производящим отключение, вывеши­вается запрещающий знак „НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ!" Знаки снимает по окончании работ только лицо, по­весившее их или его сменившее.

По решению электромеханика судна может быть применено переносное заземление на токоведущие части всех фаз отклю­ченной для производства работ части электроустановок при помощи перемычек, штанг и т.п.; эти заземления должны отде­ляться от токоведущих частей коммутационной аппаратурой демонтированными участками и т.п., а на рукоятках коммута­ционной аппаратуры и клеммах предохранителей нужно выве­сить знаки „ЗАЗЕМЛЕНО" в количестве, равном заложенным заземлениям.

После вывешивания знаков безопасности и перед началом работ проверяют отсутствие напряжения между всеми фазами и каждой фазы по отношению к корпусу судна и к нулевому проводу (если он есть). Отсутствие напряжения до 1000 В ус­танавливают указателем напряжения или переносным вольт­метром и контрольной лампой при линейном напряжении не выше 220 В.

При работах с частичным снятием напряжение после проверки отсутствия напряжения в необходимых случа­ях накладывают переносное заземление и вывешивают предпи­сывающий знак „РАБОТАТЬ ЗДЕСЬ", а неотключенные токо­ведущие части, доступные для случайного прикосновения должны быть ограждены временными ограждениями (изоли­рующие полосы из дерева, гетинакса, резины и т.п.). На временных ограждениях нужно вывешивать предупреждающие знаки „СТОЙ! ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ" (для установок на­пряжением до 1000 В) и „СТОЙ! ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ" (для установок 1000 В и выше). Ремонтному персоналу запре­щается переставлять или убирать знаки безопасности, времен­ные ограждения, переносные заземления и проникать на терри­торию огражденных участков.

Чтобы избежать касания токоведущих частей, находящихся под напряжением, лицо, работающее вблизи таких токоведу­щих частей, должно применять изолирующие защитные средст­ва и располагаться так, чтобы токоведущие части были перед ним и только с одной стороны. Запрещается работать в согну­том положении, если при выпрямлении можно коснуться токо­ведущих частей.

При работе без снятия напряжения в виде исклю­чения допускается замена аппаратуры и приборов, установка перемычек, зачистка и подтягивание нагревающихся контактов, подсоединение отдельного кабеля к распределительному устрой­ству, регулировка и проверка средств защиты, ремонт приводов коммутационных аппаратов. Работу под напряжением можно проводить только с разрешения электромеханика или старше­го механика квалифицированными и опытными лицами элек­тротехнического персонала с применением изолирующих за­щитных средств и под непосредственным наблюдением электромеханика.

При этом необходимо работать в диэлектрических перчат­ках и галошах или стоять на диэлектрическом коврике; поль­зоваться электромонтажным инструментом с изолированными рукоятками; держать изолирующий инструмент за ручки-захва­ты не дальше ограничительного кольца; работая на токоведу­щих частях одной фазы, ограждать токоведущие части других фаз резиновыми матами и т.п.; прикасаясь изолирующим ин­струментом к токоведущим частям, не дотрагиваться до окру­жающих предметов; работать в комбинезоне с рукавами, за­стегнутыми у кистей, и в головном уборе.

В помещениях, особо опасных в отношении поражения людей электрическим током (особо сырые помещения, помещения с хи­мически активной средой и т. п.), опасных в отношении пожара, а также на мачтах и колоннах производство работ на неотклю-ченных токоведущих частях запрещается.

В ходе текущей эксплуатации судовому электротехническо­му персоналу разрешается проводить следующие работы:

без снятия напряжения - уборку в закрытых распредели­тельных устройствах, помещениях щитов, постов управления (до ограждения); чистку и обтирку кожухов оборудования, по­полнение смазки подшипников; уход за кольцами и коллекто­рами электрических машин, замену закрытых предохранителей, ремонт осветительной арматуры и замену ламп внутрен­него (за исключением особо сырых помещений) и наружного освещения (при невозможности выключения освещения) за ис­ключением ламп на мачтах, колонках и в других высокораспо­ложенных местах; ремонт аппаратуры телефонной связи и бы­товой сигнализации; возобновление надписей на кожухах, кор­пусах оборудования и на ограждениях;

со снятием напряжения - ремонт и ТО коммутационных ап­паратов, реостатов и т. п. при условии установки ее вне щитов и пультов; ремонт отдельных электроприемников (электродви­гателей, преобразователей, трансформаторов, нагревательных приборов и других); отдельно расположенных магнитных стан­ций, контроллеров, блоков управления; замену плавких вставок открытого исполнения; ремонт осветительной проводки наруж­ного и внутреннего освещения и замену ламп в особо сырых помещениях; замер сопротивления и изоляции и т. п.

Перечень работ, выполняемых в период текущей эксплуата­ции, должен быть регламентирован электромехаником судна.

Требования электробезопасности при работах, часто выпол­няемых судовой электрогруппой. В своей повседневной деятель­ности электротехническому персоналу часто приходится изме­рять сопротивление изоляции, заменять предохранители, пользоваться электрифицированным инструментом и переносным освещением.

При измерении сопротивления изоляции мегаомметром прежде всего нужно убедиться в том, что измеряе­мая цепь отключена и приняты меры, исключающие прикосно­вение людей к проводам, оказавшимся под создаваемым мегаомметром напряжением. Провода, присоединяемые к мегаомметру должны иметь исправную изоляцию, рассчитанную на соответствующее напряжение. Перед измерением электриче­скую цепь необходимо разрядить; заряд снимают проводом се­чением не менее 16 мм2, который сначала присоединяется од­ним концом к „земле", а затем другим концом - поочередно ко всем выводам оборудования.

Измерения переносными приборами должны выполняться двумя лицами; работу нужно выполнять в диэлек­трических перчатках и галошах или же стоя на диэлектриче­ском основании. Измерительные клещи следует применять в комплекте со стационарно установленным на их рабочей части амперметром (применение выносного амперметра не допус­кать); в процессе измерения клещи держат так, чтобы прибор не касался ни проводов, ни измерительных трансформаторов. Присоединение (отсоединение) приборов в разрыв цепи нужно выполнять при полностью снятом напряжении. Запрещается производить какие-либо переключения во вторичной цепи вклю­ченного в сеть трансформатора тока, так как на разомкнутой обмотке может возникнуть опасное для человека напряжение.

Замена плавких предохранителей при нали­чии рубильников должна осуществляться при снятом напряже­нии. На групповых распределительных устройствах, где снять напряжение нельзя, допускается заменять предохранители под напряжением с обязательным отключением нагрузки данного присоединения. В этом случае обязательно нужно пользовать­ся предохранительными очками и диэлектрическими перчатка­ми или изолирующими клещами. Работу по замене плавких предохранителей с пола может самостоятельно выполнять один человек, замену на высоте с приставных лестниц - два чело­века.

При работе с ручным электрифицированным инструментом и переносным освещением про­исходит постоянный контакт между руками человека и корпу­сом инструмента или светильника. Для уменьшения опасности поражения человека электрическим током при неисправности изоляции напряжение для переносного освещения на судах ог­раничивают величинами 12 В при 50 Гц и 24 В постоянного тока, а электроинструмент выполняют на напряжение не выше 36 В. В особо опасных помещениях при работе с электроинстру­ментом на 36 В обязательно применение, защитных средств (диэлектрические перчатки, коврики и т. д.). Категорически запрещается для понижения напряжения пользоваться авто­трансформаторами или добавочными резисторами. Электроин­струмент с металлическим корпусом должен иметь третий про­вод в питающем кабеле, который через штепсельное соединение включается в контур защитного заземления.

К работам по ремонту СЭО могут допускаться работники судоремонтных предприятий по направлению своей админист­рации, которая несет ответственность за соответствие их ква­лификации характеру выполняемых работ и здание ПТБ. Прежде чем допустить бригаду заводских рабочих к ремонту СЭО в установке, находящейся под напряжением или при ча­стично снятом напряжении, электромеханик (или лицо его за­меняющее) обязан выполнить соответствующий комплекс опе­раций по обеспечению электробезопасности и при необходимо­сти пожаробезопасности, провести краткий инструктаж об осо­бенностях устройства данной электроустановки и записать в вахтенном журнале о допуске бригады к ремонтным работам. Допустив бригаду к работе, электромеханик может оставить место работы.

Ответственность за соблюдение правил техники безопасно­сти и пожаробезопасности при выполнении предремонтной дефектации несет руководитель группы дефектации.

 

Вопросы для самопроверки

1. Под действием каких факторов и в каком диапазоне изменяется сопротивление тела человека?

2. В чем выражается опасное воздействие электрического тока на чело­века?

3. Какие действия нужно предпринимать при оказании первой помощи после поражения человека электрическим током?

4. Какие правила техники безопасности должны соблюдаться в ходе ра­бот с судовыми электроустановками при полном снятии напряжения с СЭО, при частичном снятии напряжения, без снятия напряжения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: