Фонетический разбор слова
- Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.
- Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.
- Охарактеризовать каждый звук:
а) гласный – ударный или безударный;
б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;
мягкий или твёрдый, парный или непарный.
4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.
Образец разбора:
ёж – 1 слог
ё - [й,] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.
[о] – гласн., ударн.
ж -[ш] – согл., глух., парн.[ж], твёрд., непарн.
_____________________
2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)
Лексический разбор слова
- Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
- Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
- Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
- Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
- Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.
Образец разбора.
Задремали звёзды золотые.
1. Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
2. Перен.знач. – олицетворение.
3. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.
4. Нейтр.
5. Исконно русское.
Словообразовательный разбор слова.
- Определить, какой частью речи является слово.
- Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.
- Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем)
- Составить словообразовательную цепочку слова.
Образец разбора:
холодноватый
- Это слово – имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание -ый.
- Холодноватый – «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый ← холодный.
Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:
холодный← холод
-холод- — корень.
Итак: холод → холодный → холодноватый.
Орфографический разбор слова.
Разлетелись
1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.
2. пишу з, т.к. перед звонким согласным л (раз- - рос-); рассыпать, раскрашенный.
3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.
4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.
Подложенного
1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.
2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.
3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.
4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.
Морфологический разбор имени существительного
I. Общее грамматическое значение (предмет).
Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
II. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное,
- одушевлённое или неодушевлённое,
- род,
- склонение.
Непостоянные признаки:
- число,
- падеж.
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
Учится в школе
I. Учится (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет
Нач.ф. – школа
II. Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.
Непост.пр.: в един.ч., п.п.
III. В предложении является обстоятельством - учится (где?) в школе
Морфологический разбор имени прилагательного
I. Общее грамматическое значение (признак предмета).
Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
II. Постоянные признаки:
- качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки:
- полная или краткая форма, только у качественных
- степень сравнения прилагательных
- число,
- род (в единственном числе),
- падеж (в полной форме)
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
Приехал в бабушкин дом
I. Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета
по принадлежности к лицу
Нач.ф. – чей? бабушкин
II. Пост.пр.: притяж.
Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.
III. В предложении является согласованным определением
Морфологический разбор глагола
I. Общее грамматическое значение (действие, состояние)
Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?
II. Постоянные признаки:
- возвратный(ся) или невозвратный
- вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)
- переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)
- спряжение
Непостоянные признаки:
- изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение
Для изъявительного:
- время (настоящее, прошедшее, будущее)
- число
- лицо(для настоящего и будущего простого времени)
- род (для прошедшего времени)
Для повелительного:
- число
Для сослагательного:
- число
- род
III. Каким членом предложения является(синтаксическая роль)
Солнце стояло высоко.
I. Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает действие предмета
Нач.ф.: что делать? стоять
II. Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)
Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.
III. В предложении является простым глагольным сказуемым.