Морфологический разбор глагола




Фонетический разбор слова

  1. Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.
  2. Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.
  3. Охарактеризовать каждый звук:

а) гласный – ударный или безударный;

б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;

мягкий или твёрдый, парный или непарный.

4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.

 

Образец разбора:

ёж – 1 слог

ё - [й,] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.

[о] – гласн., ударн.

ж -[ш] – согл., глух., парн.[ж], твёрд., непарн.

_____________________

2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)

 

Лексический разбор слова

  1. Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
  2. Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
  3. Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
  4. Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
  5. Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.

 

Образец разбора.

Задремали звёзды золотые.

1. Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.

2. Перен.знач. – олицетворение.

3. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.

4. Нейтр.

5. Исконно русское.

 

Словообразовательный разбор слова.

  1. Определить, какой частью речи является слово.
  2. Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.
  3. Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем)
  4. Составить словообразовательную цепочку слова.

 

Образец разбора:

холодноватый

  1. Это слово – имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание -ый.
  2. Холодноватый – «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый ← холодный.

Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:

холодный← холод

-холод- — корень.

Итак: холод → холодный → холодноватый.

Орфографический разбор слова.

 

Разлетелись

1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.

2. пишу з, т.к. перед звонким согласным л (раз- - рос-); рассыпать, раскрашенный.

3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.

4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.

 

Подложенного

1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.

2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.

3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.

4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.

Морфологический разбор имени существительного

I. Общее грамматическое значение (предмет).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число)

II. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное,

- одушевлённое или неодушевлённое,

- род,

- склонение.

Непостоянные признаки:

- число,

- падеж.

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).

 

Учится в школе

I. Учится (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет

Нач.ф. – школа

II. Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.

Непост.пр.: в един.ч., п.п.

III. В предложении является обстоятельством - учится (где?) в школе

Морфологический разбор имени прилагательного

I. Общее грамматическое значение (признак предмета).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).

II. Постоянные признаки:

- качественное, относительное или притяжательное.

Непостоянные признаки:

- полная или краткая форма, только у качественных

- степень сравнения прилагательных

- число,

- род (в единственном числе),

- падеж (в полной форме)

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).

 

Приехал в бабушкин дом

I. Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета

по принадлежности к лицу

Нач.ф. – чей? бабушкин

II. Пост.пр.: притяж.

Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.

III. В предложении является согласованным определением

 

 

Морфологический разбор глагола

I. Общее грамматическое значение (действие, состояние)

Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?

II. Постоянные признаки:

- возвратный(ся) или невозвратный

- вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)

- переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)

- спряжение

Непостоянные признаки:

- изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение

Для изъявительного:

- время (настоящее, прошедшее, будущее)

- число

- лицо(для настоящего и будущего простого времени)

- род (для прошедшего времени)

Для повелительного:

- число

Для сослагательного:

- число

- род

III. Каким членом предложения является(синтаксическая роль)

 

Солнце стояло высоко.

I. Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает действие предмета

Нач.ф.: что делать? стоять

II. Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)

Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.

III. В предложении является простым глагольным сказуемым.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: