Государственное регулирование цен.




Введение

Рыночная экономика развивается как саморегулирующаяся система, однако ее саморегулирование, во-первых, имеет определенные пределы, во-вторых, оно не всегда обеспечивает решение назревших в обществе проблем. Экономика, характеризующаяся сложной совокупностью связей и зависимостей, без воздействия государства эффективно функционировать в долгосрочной перспективе не может. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики в нашей стране определяется множеством факторов. Наиболее важным из них представляется необходимость первоочередного развития жизненно необходимых для общества видов полезной деятельности. Очевидно, производство продуктов питания, медикаментов, товаров потребления, средств производства, оружия, строительство жилья и развитие наукоемких производств в конечном счете являются определяющими в мировом статусе любого государства. В ходе проводимых реформ именно эти виды деятельности по тем или иным причинам оказались невыгодными для предпринимателей и без поддержки государства были бы разрушены полностью. Столь же быстро без поддержки государства разрушаются такие важные для общества виды деятельности, как культура, образование и фундаментальная наука.

Государственное регулирование цен.

В условиях рыночной экономики бытует мнение, что ценообразование не регулируется. Но это в корне ошибочно. Поскольку существует система цен, основанная на саморегулировании, когда в момент завышения цен это становится не выгодно прежде всего для производителя. Именно он должен стремиться оптимизировать цены в целях получения гарантии сбыта своей продукции и имея установленные позиции на рынке в данный момент и в перспективе. Но и конечно же даже в тех странах, где развитая рыночная экономика государство влияет на рыночное ценообразование.

 

Регулирование цен государством направлено на воздействие на цены с помощью административных, бюджетно-финансовых мер. Регулирование проводится таким образом, чтобы экономическая система развивалась стабильно, то есть с помощью цен управлять циклическими колебаниями производственных процессов. Регулирование цен может быть, какантикризисным, так и антиинфляционным.

 

Система цен представлена одним из самых важных элементов экономики, она взаимосвязана с другими элементами рыночной экономики и способна реагировать на их изменения. Проведение государственного регулирования через систему бюджетных расходов, налогообложения и ставок по кредитам, так же влияет на расходы и цены на продукцию.

 

В современное время государство создает рыночные структуры, с целью обеспечения оптимальных условий для развития рынка. Именно принятие антимонопольного законодательства дает возможность государству снять искусственно поставленные ограничения и развернуть конкуренцию во всех отраслях. Но поскольку конкуренцияможет оказаться и разрушительной для производителей, перед органами государственной власти стоит задача в оптимальном соотношении монополии и конкуренции на рынке.

 

Антимонопольное регулирование включает в себя санкции, которые применяются против таких направлений недобросовестной деловой практики:

  • Дискриминация цен (льготы, применяемые для одних клиентов и надбавки на товарах для других клиентов);
  • Сделки, осуществляемые принудительно (наличие условия для совершения сделки);
  • Принудительное привязывание покупателя и продавца;
  • Снижение цен ниже расходов на производство (проведение политики демпинга для захвата рынка и уменьшения соперников);
  • Отказ от поставки продукции клиентам, которые сотрудничают с конкурентами;
  • Проведение бойкотов.

 

Государственное регулирование цен ставит перед собой цель не допустить рост цен в ситуации инфляции, а также способствовать существованию нормальной конкуренции на рынке, которая направлена на использование НТП. Главной задачей перед государством стоит поддержание уровня прожиточного минимума и способности населения купить достаточное количество товаров первой необходимости.

 

Товаропроизводители сами устанавливают цену на свои товары, учитывая при этом законодательную базу государства. В экономике выделяют две ситуации развития рынка:

  • Шоковая терапия, при всех последующих ее результатах;
  • Последовательное восстановление экономики и искоренение инфляционных процессов (останавливая инфляцию, государство тормозит экономический рост и платежеспособность граждан).

Государство может воздействовать на цены двумя путями:

1) Прямое регулирование цен – проводится в отраслях, используемых населением (транспорт, коммуникации, водо-, электроснабжение) с помощью административного установления цен.

2) Косвенное регулирование цен – эти мероприятия направлены на установление оптимального соотношения спроса и предложения на рынке. С помощью этих мер государство регулирует конъюнктуру рынка и способствует поэтапному росту цен в экономической системе.

 

Прямые меры регулирования цен не должны быть противопоставлены косвенным, а дополнять и сочетаться с ними. Государство способно с помощью установления режимов динамики цен, замораживания или вовсе блокирования на разных уровнях, контролируя затраты производства может воздействовать на решения товаропроизводителей об установлении цен на продукцию.

 

Государственное регулирование цен может осуществляться в различной степени. К примеру регулирование будет усиливаться, если ускоряется инфляция, возрастает дефицитность товаров, при необходимости быстро перестроить экономику. И ослабеет – когда страна будет выходить из кризиса.

 

На цены может так же влиять и налоговая система. Налоги влияют как на движение цен, так и на рост инфляции. Чем выше будут налоги – тем быстрее будут расти цены. Поэтому для того чтобы снизить влияние налогов на инфляцию и рост цен, государство должно снизить налоговые ставки. На практике, чтобы преодолеть инфляцию необходимоиспользование двух условий:

  • Укрепление механизма рыночной системы. Это проводится путем поощрения малого бизнеса, ослабевание ограничений на импорт, контроль за состоянием рынков и т.д.
  • Последовательная ликвидация неуправляемой инфляции. Если действия продолжаются в течение нескольких лет, то потребители и товаропроизводители убеждаются в том, что государство способно как бороться с инфляцией, так и контролировать положение в стране.

Понятие цены

Ценой называется денежное выражение стоимости товара. Ценообразование направлено на то, чтобы найти такую цену, при которой общая прибыль будет стремится к максимуму.

 

Ценообразование может осуществляться двумя способами:

  • Рыночный механизм. Он зависит прежде всего от вида рынка. Когда ценообразование проходит на конкурентном рынке, где действует закон спроса и предложения, устанавливается равновесная цена, если спрос на товар зависит только от цены.
  • Производственный (затратный) механизм.

 

Функции цены:

  • Измерительная – позволяет определить стоимость товара.
  • Со измерительная – состоит в том, чтобы сопоставить ценности различных товаров.
  • Учетная – с помощью цены ведется учет.
  • Инструмент анализа, планирования, прогнозирования.
  • Социальная – цены влияют на уровень жизни, прожиточный минимум, бюджет семьи, объем и структуру потребления.
  • Внешнеэкономическая – проявляется как инструмент сделок на внешнеэкономическом рынке.
  • Стимулирующая – цена может влиять на объемы производства и качество товара.

 

Виды цен

1. В зависимости от сфер торговли:

  • Оптовые – товары реализуются крупными партиями
  • Розничные – товары продаются исключительно в розничной сети
  • Закупочные – цены, по которым производятся государственные закупки
  • Цены на услуги

 

2. В зависимости от степени и способов регулирования:

  • Твердые цены – жестко фиксируются органами ценообразования государства
  • Регулируемые цены – регулируются органами власти, присущ фиксируемый уровень рентабельности
  • Договорные цены – устанавливаются с помощью договоров между покупателем и продавцом
  • Свободные цены.

 

Государственное воздействие на цены

Главной целью государственного регулирования цен является поддержка равновесия в экономике, а также обеспечение общественного производства. Ввиду того, что цели могут меняться из-за характера экономическогоразвития в стране, они могут быть представлены в виде:

  • Обеспечение сбалансированности общественного производства и его эффективности;
  • Стимуляция роста производственной деятельности;
  • Обеспечение полной занятости населения;
  • Оптимальное распределение доходов;
  • Стабилизация цен, ликвидация малейших проявлений инфляции;
  • Сохранность экологической среды и т.д.

 

Основные цели государственного регулирования цен представлены на схеме.

 

Государство может ставить различные цели, но для их реализации необходимо располагать разными ресурсами, которые бы гарантировали достижение цели. Такими ресурсами могут быть:

  • Государственный бюджет;
  • Государственная собственность;
  • Информационные данные;
  • Внешнеэкономическая торговля;
  • Законодательная база;
  • Силовые структуры.

 

Государство воздействует на цены проводя их регулирование, в результате которого существуют как положительные, так и отрицательные моменты.

 

Регулирование цен представляет собой фиксацию государством верхнего предела цены, выше которого, при любом спросе на рынке, поднимать цены нельзя.

 

Воздействие государства на цены бывает двух видов, как уже было сказано ранее: прямое и косвенное.

 

В целом можно выделить такие способы государственного регулирования в стране в зависимости от вида цен и роли государства.

 

Формами прямого вмешательства государства называют:

1. Общее замораживание цен – эти меры применяются при высоком уровне инфляции в стране.

2. Фиксация цен и тарифов – такие фиксированные цены утверждаются и контролируются органами власти. В случае введения фиксированных цен предприятия не имеют права превышать установленный уровень.

3. Установление предельных цен или коэффициентов, то есть установление граничных цен, выше или ниже которых нельзя изменять цену.

4. Установление предельного норматива рентабельности – в данном случае в цену учитывают прибыль с размером этого норматива рентабельности.

5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок – такие мероприятия проводятся на определенной территории и регулируется органами местной власти.

6. Предельный уровень котировальных цен – применяется если существует биржевая торговля. Устанавливается на товары государственного сектора экономики.

7. Декларирование цен – устанавливается на отдельные виды продукции. В случае применения этого метода, необходимо предоставлять декларацию в органы ценообразования от субъектов, которые выпускают и реализуют такие товары.

8. Установление рекомендательных цен – проводится для наиболее важных видов продукции, и если цена будет превышать уровень рекомендуемой, то могут быть применены меры, к примеру повышение налогообложения и т.д.

 

Формами косвенного регулирования цен будут:

1) Развитие здоровой конкуренции в стране;

2) Эффективное использование тарифов, пошлин;

3) Разработка программ государством для развития производства товаров и услуг, предоставляемых населению;

4) Привлечение государством иностранных инвестиций в страну.

 

 

Принципы и методы планирования

 

Принципы планирования:

1) Принцип необходимости предусматривает обязательность применения планов при выполнении любого вида трудовой деятельности, что особенно важно в условиях рыночных отношений, поскольку соблюдение этого принципа соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

2) Принцип непрерывности заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования должны осуществляться постоянно в рамках установленного цикла и разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к оперативным, необходимость взаимодействия долго- и краткосрочных планов.

3) Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и предполагает возможность корректировки уже разработанных плановых показателей. Для соблюдения принципа гибкости планы должны составляться так, как это принято в мировой практике: чтобы в них можно было вносить коррективы, обусловленные меняющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы должны содержать резервы, называемые иначе "надбавками безопасности-' или "подушками".

4) Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях существуют планы производства и продажи продукции; повышения технического и организационного уровня производства, планы отдельных структурных подразделений и другие, которые должны быть увязаны между собой и с единым планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы изменение тех или иных разделов различных планов или показателей отражалось и в общем плане субъекта хозяйствования.

5) Принцип точности определяется влиянием различных внутренних и внешних факторов, поэтому планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования субъекта хозяйствования. И каждый план должен составляться с такой точностью, которую желает и может достичь само предприятие с учетом своего финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

6) Принцип участия предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования, т. е. каждый член трудового коллектива становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемых функций. Реализация принципа участия позволяет объединять оперативное руководство и планирование, способствует развитию личности каждого работника, занимающегося планированием, обусловливает удовлетворение потребностей работников, поскольку их участие в планировании делает планы предприятия их личными планами.

7) Принцип эффективности требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

8) Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора лучшего варианта (из нескольких возможных) на всех этапах планирования. Критерием оптимальности различных планов могут быть минимальные трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции, максимальная прибыль и другие конечные результаты деятельности предприятия.

Все вышеперечисленные основные принципы планирования ориентируют хозяйствующие субъекты на достижение наилучших экономических показателей.

Реализация принципов планирования осуществляется посредством использования разнообразных методов. Основными из них являются: балансовый, нормативный, системно-аналитический, сетевой, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические и т. п. У каждого из этих методов имеются свой инструментарий и приоритетные требования к основному планируемому результату, что лежит в основе их применения в процессе планирования производственно-хозяйственной деятельности. Так, например, смысл балансового метода заключается в том, чтобы обеспечить равенство двух планируемых показателей. Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда для определения переменных величин. Сетевой метод применяется при планировании подготовки производства новой продукции.

Сложность экономической ситуации и разнообразие происходящих на предприятии процессов не позволяют использовать перечисленные методы в чистом виде, поэтому чаще всего применяются различные их комбинации, которые должны основываться на системном научном подходе при изучении состояния предприятия, его внешней и внутренней среды.

 

. Специфика и роль государственной собственности

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоря­жения своим имуществом.

Таким образом, содержание права собственности в субъективном смысле составляют три исключительных правомочия:

• право владения;

• право пользования;

• право распоряжения.

Под правом владения следует понимать предоставленную законом возможность фактического обладания вещью, удержания ее в собствен­ном обладании (например, числить ее на своем балансе). При этом в непосредственном контакте с вещью собственник может и не находить­ся. Термин "владение" употребляется законодателем в смысле хозяйст­венного господства над вещью.

Владение должно опираться на предусмотренное законом основание: договор, завещание наследодателя и др. В этом случае оно считается законным. Если владение не опирается на такое основание, его следует рассматривать как незаконное.

Право пользования означает основанную на законе возможность экс­плуатации имущества, его хозяйственного использования путем извле­чения из него полезных свойств, его потребления. Не исключена и возможность реализация права поль­зования в отрыве от права владения, например при аренде, доверитель­ном управлении, оперативном управлении и хозяйственном ведении.

Право распоряжения представляет собой возможность по своему ус­мотрению совершать действия, юридически определяющие, судьбу имуще­ства. Способы распоряжения имуществом весьма разнообразны. При­мерный их перечень определен в п. 2 ст. 209 ГК РФ.

Правомочия по владению, пользованию и распоряжению тесно взаимо­связаны и только в комплексе составляют юридическое содержание права собственности. Поэтому можно сказать, что субъективное право собст­венности выражает все три указанные правомочия в наиболее общей форме.

Субъектами права собственности могут быть:

• физические лица (российские и иностранные граждане, лица без гражданства);

• юридические лица, в том числе иностранные (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц);

• государство (Российская Федерация, субъекты федерации, иностранные государства);

• муниципальные образования.

В зависимости от конкретного вида перечисленных субъектов права собственности выделяют соответствующие формы собственности.

Отнесение собственности к той или иной форме не влияет на харак­тер юридической защиты права собственности. В соответствии с кон­ституцией в России признаются и защищаются равным образом част­ная, государственная, муниципальная и иные (т. е. все) формы- собст­венности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ). Закреплена эта норма и в Граж­данском кодексе (п.п.1 и 4 ст. 212).

К государственной собственности в полной мере применимо общее определение содержания права собственности. Содержание права государственной собственности составляет все тот же комплекс правомочий по пользованию, владению и распоряжению имуществом, принадлежащим его собственнику. Однако здесь есть ряд особенностей.

Во-первых, одна из отличительных черт содержания права государственной собственности связана с тем, что государство является особым субъектом права собственности, обладающим государственной властью, которая позволяет фактически устанавливать объем и содержание законодательного регулирования права собственности, включая пределы распоряжения, использования и владения, в том числе и своей собственностью. Тем не менее государство, как и все иные собственники, обязано осуществлять свои права собственности в пределах, установленных законом.

Во-вторых, имеет особенности состав объектов государственной соб­ственности.

В-третьих, абсолютной полнотой права собственности применительно к его объектам наделен лишь один субъект права государ­ственной собственности - Российская Федерации.

В-четвертых, ГС служит инструментом, рыча­гом государственного регулирования.

Роль государственной собственности.

Государственная, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы. Это относится прежде всего к крупным работающим в интересах гос-ва. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере гос-венной собственности. Сюда должны отнесены мат. ресурсы науки, особенно фундаментальной.

 

 

Заключение

Говоря о государственном регулировании экономики, надо видеть сложность и противоречивость этого процесса. Государство, вмешиваясь в экономику, с одной стороны, пытается исправить негативные последствия, которые имеют самые «совершенные» рынки, с другой, – стремится создать условия для эффективного действия рынков, обеспечивая конкурентную среду. Тем самым государство ищет возможность использовать положительные качества рыночной экономики и нейтрализовать отрицательные.

 

Литература

1. Васильев В.Г. Государственное регулирование экономики. – М.: Дело и сервис, 2010. – 176 с.

2. Елисеев В.С. О видах и месте экономических обязательств в системе методов государственного регулирования экономики // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 5. - С. 44-48.

3. Камышова А.Б. Приоритеты государственного регулирования национальной экономики в современных условиях // Экономика и управление. - 2009. - № 10. - С. 140-141.

4. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения / Экономист. - 2007. - № 11. - С. 1-13.

5. Мысляева И.Н. Государственное регулирование экономики // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). - 2007. - № 2. - С. 103-119.

6. Тарелкин А.А. О необходимости государственного регулирования взаимодействия промышленного и финансового секторов экономики // Вестник Самарского государственного университета. - 2008. - № 66. - С. 176-184.

7. Финансовый онлайн журнал https://fincle.ru/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: