ГЛАВА 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ




Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московский институт экономики, политики и права

Кафедра экономики и управления

Направление 080504.62 «Государственное и муниципальное управление»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы государственного и муниципального управления»

на тему:

«Государственное управление в чрезвычайных ситуациях.»

Научный руководитель: к.э.н., профессор _____________________ Дубаневич Л.Э. «_____»___________________ 2015 г.
Выполнил: студент __2___курса, _заочной___________ формы обучения _______________________ Кузнецов Р.А. «_____»___________________ 2015 г.

Москва, 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕСИТУАЦИИ:ПОНЯТИЕ И ВИДЫ………..6

1.1 Понятие чрезвычайных ситуаций ……….......................................................6

1.2 Классификация чрезвычайных ситуаций…………………………………...8

ГЛАВА 2.УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ…………..13

2.1 Организационная структура системы управления в чрезвычайных ситуациях……………………………………………………………………………13

2.2 Органы управления в чрезвычайных ситуациях……………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35

ВВЕДЕНИЕ-0,20% с двух курс.скачено

Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб. Поэтому проблема безопасности жизнедеятельности становится приоритетной проблемой государства и складывается из социальной, военной, экономической, экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности в производственной сфере.

Эта проблема беспокоит не только россиян, она актуальна для населения всех стран мира.

Защита населения и территорий от опасностей мирного и военного времени предусматривает раскрытие вопросов, связанных с характеристикой опасностей, организационно-правовых основ обеспечения безопасности, мероприятий и видов защиты, средств и сил защиты.

Для принятия обоснованных инженерных и управленческих решений по защите людей и материальных ценностей необходимо разбираться в процессе формирования поражающих факторов, знать характеристики опасных веществ и источников, уметь прогнозировать масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций.

Природный и техногенный риск являются факторами, определяющими качество жизни в регионах страны. Степень природного и техногенного риска, которому подвергается человек, зависит от трех факторов: вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, ее масштабов и уровня защищенности, обеспечиваемого аварийно-спасательными службами. Проблема снижения совокупного регионального риска, особенности работы в условиях чрезвычайной ситуации порождают большое количество задач фундаментального и прикладного характера. В первую очередь, это задачи создания эффективной системы планирования и оперативного управления комплексами мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Основные особенности функционирования систем управления в условиях чрезвычайной ситуации состоят в том, что проблема (чрезвычайная ситуация) развивается неожиданно, внезапно. Когда она возникает, перед системой управления встают задачи, не свойственные стационарному режиму работы организации, и ее прошлому опыту.

В целях обеспечения безопасности в каждом цивилизованном государстве создаются органы, предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера, а в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий – и для решения задач по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайной ситуации, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям

Целью данной работы является изучить управление чрезвычайными и конфликтными ситуациями в РФ.

Согласно цели, определены следующие задачи:

- рассмотреть сущность чрезвычайных и конфликтных ситуаций и причины их возникновения;

- изучить структуру системы управления в условиях чрезвычайной ситуации;

- рассмотреть структуру органов управления РФ чрезвычайными ситуациями.

Объектом исследования является структура управления.

Предметом исследования является управление чрезвычайными ситуациями.


ГЛАВА 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

1.1 Понятие чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайная ситуация- это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. К чрезвычайным ситуациям также относятся аварии, техногенные катастрофы, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.

В литературе часто используется понятие «экстремальная ситуация», которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоциональному психологическому воздействию. К экстремальным ситуациям относятся травмы на производстве, пожары, взрывы, дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, которые могут привести к травмам различной тяжести.Чрезвычайная ситуация – события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей. Деление ситуаций на экстремальную и чрезвычайную носит условный характер, разграничений по размеру пока нет.

В целом чрезвычайную ситуацию можно рассматривать как совокупность чрезвычайной и экстремальной ситуаций. Экстремальная ситуация при определенных условиях может перерастать в чрезвычайную ситуацию. Например, в случае неадекватных действий такая экстремальная ситуация, как

 

возгорание, может превратиться в серьезный пожар, связанный с угрозой для жизни многих людей.

Основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций:

– внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

– внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.

Чрезвычайные ситуации могут произойти при следующих обстоятельствах:

– наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);

– действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);

-нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Анализ причин и хода развития чрезвычайных ситуаций различного характера выявил их общую черту – стадийность. Можно выделить пять стадий (периодов) развития чрезвычайных ситуаций:

– накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;

– период развития катастрофы;

– экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;

– период затухания;

– период ликвидации последствий. [7]

 

1.2 Классификация чрезвычайных ситуаций

Существуют различные классификации чрезвычайных ситуаций. Наиболее часто за основание классификации выбирают характер возникновения (генезис) чрезвычайной ситуации. Очень часто чрезвычайные ситуации характеризуются в отношении их преднамеренности. При таком подходе вся совокупность рассматриваемых ситуаций распадается на два больших типа: преднамеренные и непреднамеренные чрезвычайные ситуации. Происхождение чрезвычайной ситуации может также рассматриваться в отношении естественности.

При этом подходе все чрезвычайные ситуации подразделяются на три типа:искусственного происхождения, или антропогенные (включая техногенные);естественного (природные) и смешанного происхождения, или природно-антропогенные.

Преднамеренные чрезвычайные ситуации включают в себя антропогенные социально-политические конфликты.

Социально-политические конфликты подразделяются на социально- политические конфликты, к которым относятся забастовки, саботаж,голод и террористические акты. Так же, подразделение идет на военно-политические конфликты. К ним можно отнести диверсии, пограничные конфликты и войны.

Непреднамеренные чрезвычайные ситуации включают в себя антропогенные техногенные, природные, природно-антропогенные.

Антропогенные техногенные (технологические катастрофы) подразделяются на:

–промышленные катастрофы (катастрофы на энергетических промышленных объектах,аварии на химически опасных объектах,аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории.);

– транспортные катастрофы (катастрофы при перевозке опасных грузов);

–авиационные катастрофы, повлекшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие проведения поисково-спасательных работ.

– прочие катастрофы (загрязнение воздуха, воды, почв, а также продуктов питания токсичными веществами).

Природные чрезвычайные ситуации – стихийные бедствия подразделяются на:

– техногенные катастрофы (землетрясения, цунами);

–гидрометеогенные катастрофы (наводнения, смерчи, торнадо, снежные бури, лавины, засухи оползни).

- природные пожары;

- явления космического происхождения.

Природно-антропогенные катастрофы – «комбинированные» чрезвычайные ситуации подразделяются на:

– природно-техногенные катастрофы (опустынивание, просадки грунтов, оползни);

–природно-социальные катастрофы (эпидемии инфекционных заболеваний, в том числе СПИД);

– социально- технологические катастрофы (эпидемии профессиональных заболеваний);

– природно-техно-социальные катастрофы (эпидемии психических заболеваний таких как умственная отсталость, фобии и так далее).

Техногенная чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или техногенной катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Причина техногенной ситуации заключается в производственной деятельности человека.

В 2007 г. Правительство РФ утвердило новое Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно этому положению все чрезвычайные ситуации делят по масштабам и тяжести последствий на шесть групп: чрезвычайные ситуации локального характера; муниципального характера; регионального характера; межрегионального характера; федерального характера.

Чрезвычайная ситуация локального характера-зона чрезвычайной ситуации, не выходящая за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших составляет не более 10 человек или размер материального ущерба-не более 100 тыс. руб.

Ликвидация чрезвычайной ситуации локального характера осуществляется силами и средствами организаций.

Чрезвычайная ситуация муниципального характера- зона чрезвычайной ситуации в пределах территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших

составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба – не более 5 млн. руб. Ликвидация чрезвычайной ситуации локального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

Чрезвычайная ситуация межмуниципального характера – зона чрезвычайной ситуации, затрагивающая территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек или размер материального ущерба – не более 5млн. руб.

Чрезвычайная ситуация регионального характера – ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта российской Федерации, при этом количество пострадавшихсоставляет от 50 до 500 человек, либо размер материального ущерба- свыше млн. руб., но не более 500 млн.

Ликвидация чрезвычайной ситуации муниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления органов исполнительной власти субъектов РФ.

Чрезвычайная ситуация межрегионального характера – зона чрезвычайного характера, включающая территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет от 50 до 500 человек, или размер материального ущерба от 5 млн. руб. до 500 млн.;

Чрезвычайная ситуация федерального характера – это ситуация, в результате которой количество пострадавших составляет более 500 человек либо размер материального ущерба - свыше 500 млн. руб.

Ликвидация чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

 

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!