Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский институт экономики, политики и права
Кафедра экономики и управления
Направление 080504.62 «Государственное и муниципальное управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Основы государственного и муниципального управления»
на тему:
«Государственное управление в чрезвычайных ситуациях.»
Научный руководитель: к.э.н., профессор _____________________ Дубаневич Л.Э. «_____»___________________ 2015 г. |
Выполнил: студент __2___курса, _заочной___________ формы обучения _______________________ Кузнецов Р.А. «_____»___________________ 2015 г. |
Москва, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕСИТУАЦИИ:ПОНЯТИЕ И ВИДЫ………..6
1.1 Понятие чрезвычайных ситуаций ……….......................................................6
1.2 Классификация чрезвычайных ситуаций…………………………………...8
ГЛАВА 2.УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ…………..13
2.1 Организационная структура системы управления в чрезвычайных ситуациях……………………………………………………………………………13
2.2 Органы управления в чрезвычайных ситуациях……………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….35
ВВЕДЕНИЕ-0,20% с двух курс.скачено
Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб. Поэтому проблема безопасности жизнедеятельности становится приоритетной проблемой государства и складывается из социальной, военной, экономической, экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности в производственной сфере.
Эта проблема беспокоит не только россиян, она актуальна для населения всех стран мира.
Защита населения и территорий от опасностей мирного и военного времени предусматривает раскрытие вопросов, связанных с характеристикой опасностей, организационно-правовых основ обеспечения безопасности, мероприятий и видов защиты, средств и сил защиты.
Для принятия обоснованных инженерных и управленческих решений по защите людей и материальных ценностей необходимо разбираться в процессе формирования поражающих факторов, знать характеристики опасных веществ и источников, уметь прогнозировать масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций.
Природный и техногенный риск являются факторами, определяющими качество жизни в регионах страны. Степень природного и техногенного риска, которому подвергается человек, зависит от трех факторов: вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, ее масштабов и уровня защищенности, обеспечиваемого аварийно-спасательными службами. Проблема снижения совокупного регионального риска, особенности работы в условиях чрезвычайной ситуации порождают большое количество задач фундаментального и прикладного характера. В первую очередь, это задачи создания эффективной системы планирования и оперативного управления комплексами мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Основные особенности функционирования систем управления в условиях чрезвычайной ситуации состоят в том, что проблема (чрезвычайная ситуация) развивается неожиданно, внезапно. Когда она возникает, перед системой управления встают задачи, не свойственные стационарному режиму работы организации, и ее прошлому опыту.
В целях обеспечения безопасности в каждом цивилизованном государстве создаются органы, предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера, а в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий – и для решения задач по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера.
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайной ситуации, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям
Целью данной работы является изучить управление чрезвычайными и конфликтными ситуациями в РФ.
Согласно цели, определены следующие задачи:
- рассмотреть сущность чрезвычайных и конфликтных ситуаций и причины их возникновения;
- изучить структуру системы управления в условиях чрезвычайной ситуации;
- рассмотреть структуру органов управления РФ чрезвычайными ситуациями.
Объектом исследования является структура управления.
Предметом исследования является управление чрезвычайными ситуациями.
ГЛАВА 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
1.1 Понятие чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайная ситуация- это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. К чрезвычайным ситуациям также относятся аварии, техногенные катастрофы, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.
В литературе часто используется понятие «экстремальная ситуация», которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоциональному психологическому воздействию. К экстремальным ситуациям относятся травмы на производстве, пожары, взрывы, дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, которые могут привести к травмам различной тяжести.Чрезвычайная ситуация – события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей. Деление ситуаций на экстремальную и чрезвычайную носит условный характер, разграничений по размеру пока нет.
В целом чрезвычайную ситуацию можно рассматривать как совокупность чрезвычайной и экстремальной ситуаций. Экстремальная ситуация при определенных условиях может перерастать в чрезвычайную ситуацию. Например, в случае неадекватных действий такая экстремальная ситуация, как
возгорание, может превратиться в серьезный пожар, связанный с угрозой для жизни многих людей.
Основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций:
– внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
– внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.
Чрезвычайные ситуации могут произойти при следующих обстоятельствах:
– наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);
– действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);
-нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.
Анализ причин и хода развития чрезвычайных ситуаций различного характера выявил их общую черту – стадийность. Можно выделить пять стадий (периодов) развития чрезвычайных ситуаций:
– накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;
– период развития катастрофы;
– экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;
– период затухания;
– период ликвидации последствий. [7]
1.2 Классификация чрезвычайных ситуаций
Существуют различные классификации чрезвычайных ситуаций. Наиболее часто за основание классификации выбирают характер возникновения (генезис) чрезвычайной ситуации. Очень часто чрезвычайные ситуации характеризуются в отношении их преднамеренности. При таком подходе вся совокупность рассматриваемых ситуаций распадается на два больших типа: преднамеренные и непреднамеренные чрезвычайные ситуации. Происхождение чрезвычайной ситуации может также рассматриваться в отношении естественности.
При этом подходе все чрезвычайные ситуации подразделяются на три типа:искусственного происхождения, или антропогенные (включая техногенные);естественного (природные) и смешанного происхождения, или природно-антропогенные.
Преднамеренные чрезвычайные ситуации включают в себя антропогенные социально-политические конфликты.
Социально-политические конфликты подразделяются на социально- политические конфликты, к которым относятся забастовки, саботаж,голод и террористические акты. Так же, подразделение идет на военно-политические конфликты. К ним можно отнести диверсии, пограничные конфликты и войны.
Непреднамеренные чрезвычайные ситуации включают в себя антропогенные техногенные, природные, природно-антропогенные.
Антропогенные техногенные (технологические катастрофы) подразделяются на:
–промышленные катастрофы (катастрофы на энергетических промышленных объектах,аварии на химически опасных объектах,аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории.);
– транспортные катастрофы (катастрофы при перевозке опасных грузов);
–авиационные катастрофы, повлекшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие проведения поисково-спасательных работ.
– прочие катастрофы (загрязнение воздуха, воды, почв, а также продуктов питания токсичными веществами).
Природные чрезвычайные ситуации – стихийные бедствия подразделяются на:
– техногенные катастрофы (землетрясения, цунами);
–гидрометеогенные катастрофы (наводнения, смерчи, торнадо, снежные бури, лавины, засухи оползни).
- природные пожары;
- явления космического происхождения.
Природно-антропогенные катастрофы – «комбинированные» чрезвычайные ситуации подразделяются на:
– природно-техногенные катастрофы (опустынивание, просадки грунтов, оползни);
–природно-социальные катастрофы (эпидемии инфекционных заболеваний, в том числе СПИД);
– социально- технологические катастрофы (эпидемии профессиональных заболеваний);
– природно-техно-социальные катастрофы (эпидемии психических заболеваний таких как умственная отсталость, фобии и так далее).
Техногенная чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или техногенной катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Причина техногенной ситуации заключается в производственной деятельности человека.
В 2007 г. Правительство РФ утвердило новое Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно этому положению все чрезвычайные ситуации делят по масштабам и тяжести последствий на шесть групп: чрезвычайные ситуации локального характера; муниципального характера; регионального характера; межрегионального характера; федерального характера.
Чрезвычайная ситуация локального характера-зона чрезвычайной ситуации, не выходящая за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших составляет не более 10 человек или размер материального ущерба-не более 100 тыс. руб.
Ликвидация чрезвычайной ситуации локального характера осуществляется силами и средствами организаций.
Чрезвычайная ситуация муниципального характера- зона чрезвычайной ситуации в пределах территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших
составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба – не более 5 млн. руб. Ликвидация чрезвычайной ситуации локального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.
Чрезвычайная ситуация межмуниципального характера – зона чрезвычайной ситуации, затрагивающая территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек или размер материального ущерба – не более 5млн. руб.
Чрезвычайная ситуация регионального характера – ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта российской Федерации, при этом количество пострадавшихсоставляет от 50 до 500 человек, либо размер материального ущерба- свыше млн. руб., но не более 500 млн.
Ликвидация чрезвычайной ситуации муниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления органов исполнительной власти субъектов РФ.
Чрезвычайная ситуация межрегионального характера – зона чрезвычайного характера, включающая территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет от 50 до 500 человек, или размер материального ущерба от 5 млн. руб. до 500 млн.;
Чрезвычайная ситуация федерального характера – это ситуация, в результате которой количество пострадавших составляет более 500 человек либо размер материального ущерба - свыше 500 млн. руб.
Ликвидация чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.