Тема: Классификация факторов конкурентоспособности предприятия, увязанные с производством продукции и определяющие конкурентные преимущества предприятия. Пять основных групп классификации резервов конкурентоспособности предприятия
Дата: 12.10.2020
Группа: ПК-267
Студенты должны знать: факторы конкурентоспособности предприятия
Студенты должны уметь: различатьфакторы конкурентоспособности предприятия на конкретных примерах.
Конкуренция как важная экономическая категория в условиях рыночной экономики приобретает новое экономическое содержание – выступает мощной силой поступательного движения национальной экономики.
Конкуренция – это противоборство, соперничество между товаропроизводителями, борьба за рынок сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную форму борьбы за существование, один из наиболее действенных механизмов отбора в рыночной экономике.
Конкурентоспособность предприятий определяется с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительными свойствами, потребительной стоимостью и с другой стороны, ценами, установленными продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность товара влияют мода, реклама, имидж производителя, колебания спроса и предложения, ситуация на рынке.
В рыночных условиях качеству продукции придается особое значение. Так как от конкурентоспособности продукции зависит конкурентоспособность предприятия, его выживаемость и положение на товарном рынке. Предприятия, обеспечивающие высокое качество продукции имеют постоянную долю на рынке, завоевывают доверие потребителей и вследствие этого имеют меньше проблем со сбытом продукции.
Классификация и характеристика факторов конкурентоспособности предприятия.
Число факторов, влияющих на конкурентоспособность СЭС достаточно велико, в связи с чем необходима их систематизация.
Практическое значение классификации состоит в том, что она позволит оценить характер влияния того или иного фактора, избрать оптимальные в той или иной ситуации мероприятия для полной или частичной нейтрализации негативного воздействия конкретного фактора.
Фактор – это все, что оказывает влияние на объект, то от чего зависит результат функционирования объекта, это движущая сила его развития, причина именно такого развития событий. А конкурентное преимущество – это превосходство объекта над своими конкурентами по одному или нескольким параметрам, это «факт, который фиксируется в результате реальных и очевидных предпочтений покупателей».
Конкурентоспособность предприятия, по мнению, определяется шестью факторами:
1. качеством продукции и услуг;
2. наличием эффективной стратегии маркетинга;
3. уровнем менеджмента и квалификации персонала;
4. технологическим уровнем производства;
5. налоговой средой, в которой действует организация;
6. доступностью источников финансирования.
С некоторой корректировкой набор данных факторов можно характеризовать следующим образом:
- структурные факторы представлены организационной и производственной структурой организации, ее миссией; специализацией и концентрацией так производства; унификацией и стандартизацией выпускаемой продукции и составных частей производства; организацией производственных процессов, информационной и нормативно-методической базой управления;
- ресурсные – качественным дешевым сырьем и др. ресурсами, эффективностью их использования;
- технические – применяемой технологией и используемым оборудованием;
- управленческие – качеством и эффективностью менеджмента;
-маркетинговые – ассортиментной, рекламной, сбытовой политикой, политикой ценообразования и т. п.
Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
- полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);
- определяющими затратами потребителя при удовлетворении его
- потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение,
- использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);
- конкурентоспособностью предложения (способ продвижения
- продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта,
- сервисное обслуживание и т.д.).
Параметры конкурентоспособности продукции подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству), технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность,долговечность, мощность и т.д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления) и организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).
Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия.
Повышение качества продукции в значительной мере определяет
выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция работы ведущих фирм мира.
Резервы – это неиспользованные возможности предприятия по
сокращению затрат живого и овеществленного труда в самом производстве и по максимальному использованию всего комплекса условий деятельности на конкретном рынке в целях повышения конкурентоспособности, а в конечном счете, и прибыльности предприятия. Процесс превращения потенциальных возможностей повышения конкурентоспособности в реальную действительность составляет содержание использования этих резервов.
Резервы конкурентоспособности не следует смешивать с резервами как запасами товарно-материальных ценностей, необходимых дня производства конкурентоспособной продукции. Дело в том, что одно и то же предприятие, обладая одним и тем же запасом товарно-материальных ценностей, одного качества и состава, может создавать продукцию абсолютно разной конкурентоспособности. И это будет определяться не только и не столько количеством и качеством запасов сырья, полуфабрикатов и т.п., а тем, насколько эффективно и адекватно рыночной ситуации будет использоваться внутренний потенциал предприятия.
Резервы конкурентоспособности как неиспользованные возможности связаны, с одной стороны, с особенностями использования отдельных элементов внутреннего потенциала предприятия, а с другой, что также немаловажно, с использованием факторов внешней рыночной среды. Последние включают резервы использования «формальных правил игры», устанавливаемых государством, и резервы использования самих рыночных механизмов, также формирующих отношение потребителей к предприятию.
Исходя из такого подхода, предлагается классификация резервов повышения конкурентоспособности по 5 основным группам.
1. Резервы использования рыночной ситуации.
2. Резервы использования организационного потенциала предприятия.
3. Резервы использования производственно-технологического потенциала предприятия.
4. Резервы использования финансово-экономического потенциала предприятия.
5. Резервы использования кадрового потенциала предприятия.
Практическое задание:
Ответить письменно на вопросы:
1. Охарактеризуйте сущность и содержание конкурентоспособности товара и фирмы.
2. Поясните факторы конкурентоспособности предприятия на конкретных примерах.
3. Раскройте резервы конкурентоспособности предприятия на конкретных примерах.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» - выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос полный, логичный, грамотно изложен.
Оценка «хорошо» - выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в ответе на вопрос.
Оценка «удовлетворительно» - выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос нелогичный, не полный.
Оценка «неудовлетворительно» - выставляется обучающемуся, если нет ответа на поставленный вопрос
ВНИМАНИЕ!!!
Уважаемые студенты, практическое задание необходимо выполнить в рабочей тетради (сфотографировать) или в формате Документа Word. Отправлять для проверки в личные сообщения на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id597657148
Преподаватель: Катунцева Наталья Павловна