Христианство — это осознание своей духовной поврежденности и работа над уврачеванием в себе греха.




Часть 5: О монашестве

(автор, христианка - Тамара Костина)

Монашество (монахи, монастыри — от греч. μ?νος — один, одинокий) — буквально означает «уединённое, одинокое жительство».

В первые времена христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь, какую требует Евангелие. Но находились многие из верующих, которые искали высшего подвига. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным. Другие, по примеру Божией Матери, св.Иоанна Предтечи, апостолов Павла, Иоанна и Иакова, принимали на себя обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами, т. е. подвижниками.

С третьего столетия, когда вследствие быстрого распространения христианства строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни, и там, вдали от мира и его соблазнов, вели строгую подвижническую жизнь. Удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками. Так положено было начало монашеству, или по-русски — иночеству, т. е. иному, удаленному от соблазнов мира образу жизни.

Иноческая жизнь, или монашество, — есть удел только немногих избранных, имеющих «призвание», т. е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. Как и сказал о том Иисус Христос: «Кто может вместить, да вместит». (Мф. 19, 12).

Св. Афанасий говорит: «Два суть чина и состояния в жизни: одно — обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т. е. супружество; другое — ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т. е. девство или состояние иноческое».

Прп. Нил Росанский говорит: «Монах есть Ангел, а дело его есть милость, мир и жертва хваления».

Вступающие на путь иноческого жития должны иметь твердое решение: «отречься от мира», т. е. отказаться от всех земных интересов, развивать в себе силы духовной жизни, во всем исполняя волю своих духовных руководителей, отказаться от своего имущества и даже от старого имени. Инок берет на себя добровольное мученичество: самоотречение, жизнь вдали от мира среди труда и лишений

Монашество само по себе не является целью, но оно служит средством к достижению высшей духовной жизни. Цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы для спасения души. Иночество есть величайший подвиг духовного служения миру; оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него перед Богом, т. е. совершает подвиг молитвенного заступничества за мир.

Монашество — явление, непонятное большинству. Это не удивительно, ведь образ жизни монаха стоит вне мира, принципиально отмежевавшись от всего, что миру привычно и естественно. И мир не способен понять того, кто сознательно стремится за его пределы.

Но испытующие с благим настроем могут приблизиться к пониманию смысла монашества. Для этого необходимо уяснить, как в Православии понимается слово «грех».

Современное общество уверено, что грех — это некая вина перед Богом, в которой нужно «каяться». При этом и само понятие покаяния часто не осознается адекватно.

В православном же богословии термин «грех» имеет несколько значений:

• Личный грех — сознательное нарушение воли Божией отдельно взятой личностью.

• Прародительский грех — личный грех Адама и Евы в Раю.

• Родовой грех — следствие греховной жизни семьи, рода, особые склонности к каким-либо страстям членов одной семьи.

• И наконец, самое важное для темы о монашестве, первородный грех — следствие прародительского греха — духовная поврежденность личности, самой сущности человека, удобосклонность человеческой природы ко всему греховному, телесные болезненность и смертность.

Православное христианство учит: природа человека в корне поражена грехопадением, из-за которого произошел разрыв человека с Богом. Повреждение грехом носит наследственный характер, оно стало нормой для человека. Сам человек не может себя исправить, ему это просто не по силам, человеческими усилиями первородный грех непреодолим. Все потомки Адама и Евы несут на себе не вину за их прародительский грех, а печать первородного греха — мы непреодолимо заражены склонностью ко всему греховному, и единственное спасение — во Христе, в Его Жертве.

Таким образом, христианство:

• это не совокупность нравственных требований (внешне порядочная жизнь без анализа духовного состояния)

• это не социально-политическое служение (так называемое «богословие освобождения», преобразование общества в благоденствующее на земле, помощь больным, сиротам, престарелым и т. д.; подобная деятельность должна иметь место в жизни христианина, но она не является самоцелью).

Христианство — это осознание своей духовной поврежденности и работа над уврачеванием в себе греха.

А наиболее совершенное стремление человека исцелить в себе следствие первородного греха проявляется в монашестве.

Смысл монашеской жизни — это как можно большее единение души с Богом, для чего человек всемерно очищает сердце от всего, что может этому единению препятствовать. Стремление к малопонятному для мира монашескому образу жизни проистекает, с одной стороны, из осознания человеческой удобосклонности, подвластности греху и желания освободиться от тирании страстей, с другой — из любви ко Христу, которая подталкивает выполнить не только обязательные заповеди, но и принести Богу некий дар — то, что человек может сделать сверх обязанности, именно по любви.

Монашеский образ жизни становится не только понятным, но и необходимым, если правильно уяснить православное учение о первородном грехе, то есть о всемерном греховном повреждении человека.

Целью монашества является осознание в себе греховной поврежденности, исправление ее с помощью благодати Божией, достижение обожения и помощь миру молитвой. И главными средствами достижения этой цели выступают молитва, воздержание и послушание.

Молитва — как постоянная связь с Богом. Воздержание — как ограничение в помыслах, в пище, удовольствиях, сне, одежде, как видимый знак покаяния и осознания своего недостоинства пользоваться доступными земными благами в полной мере. И наконец, главное — послушание духовнику, то есть признание своей греховной поврежденности и вытекающее отсюда смиренномудрие о себе, то есть недоверие своему мнению относительно личностного духовного состояния и способов его исправления.

Четыре обета, которые дают монахи, напрямую связаны с целью монашеской жизни и предоставляют монаху средства к ее достижению. Это — послушание, воздержание, целомудрие, нестяжание. Именно страстями, противоположными этим добродетелям, диавол искушал Христа перед Его выходом на проповедь. Преуспевание именно в этих добродетелях открывает путь к главной цели монашества — обожению человеческой природы.

Противоречит ли такой образ жизни Священному Писанию? Нисколько: «Плод же Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, кто Христовы, плоть распяли со страстями и похотями» (Гал. 5, 22–24). Эта цитата апостола Павла — одно из лучших описаний образа жизни христианина, тем паче — посвятившего себя монашеству.

При правильном духовном становлении в монахе возрастает любовь к ближним, собратиям по монастырю, к мирянам, но любовь не как страстное желание самоутверждения, но как боль за падшее человечество, не познавшее Любви Христа, как искреннее желание спасаться не только самому, но и молиться о спасении всего мира, лежащего во грехе.

Таков монах, и эти основания монашеской жизни неизменны, каким бы «современным» ни становился мир, какие бы требования к Церкви Христовой он ни выдвигал.

Свидетельства Нового Завета: Мф. 5, 48; Мф. 19, 11–12; Мф. 19, 16–21; Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23; Флп. 2, 5; Гал. 5, 22–24.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: