ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫРСФСР
ДЕКРЕТ
От 9 декабря 1921 года
об охране складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях
1. Существующие ныне на основании постановлений Совета Труда и Обороны от 28 апреля 1920 г., 14 и 28 июля 1921 г. и декрета Совета Народных Комиссаров от 3 августа 1921 г. охрану багажа и грузов, в том числе топлива и соли, а равно и охрану разного рода складов и сооружений на железных дорогах и водных путях возложить на Народный комиссариат путей сообщения и его местные органы, а железнодорожную и водную милицию упразднить, передав личный состав и имущество, а также прямые и оборотные кредиты, утвержденные СНК от 22 ноября сего года, народному комиссару путей сообщения и Всероссийской чрезвычайной комиссии по принадлежности. Административные функции в отношении уголовного розыска, поддержание внешнего порядка, спокойствия и т. п. на станциях и пристанях возложить на Всероссийскую чрезвычайную комиссию.
Примечание. Оборона путей сообщения и охрана отдельных сооружений, имеющих стратегическое значение, остается за военным ведомством.
2. Для выполнения указанной в п. 1 охраны предложить народному комиссару путей сообщения создать на железных дорогах и водных путях потребные кадры вооруженных сторожей, которые, находясь в полном подчинении и на продовольственном снабжении тех органов Народного комиссариата путей сообщения, грузы и имущество коих они охраняют, в отношении инструктирования по содержанию в порядке оружия и его применению, а также снабжения обмундированием и оружием находятся в ведении инспекторов охраны дорожных, областных и центральных управлений по принадлежности.
3. Для выполнения административных функций милиции, указанных в п. 1, предложить Всероссийской чрезвычайной комиссии усилить соответственно свои органы на путях сообщения.
4. Предложить Народному комиссариату продовольствия обеспечить на эту потребность за Народным комиссариатом путей сообщения и Всероссийской чрезвычайной комиссией твердый продовольственный фонд в количестве 47470 пайков, перечислив это количество из пайков, ранее отпускавшихся железнодорожной и водной милиции из фонда Главного управления по снабжению Красной Армии и Флота, приняв следующий порядок фактической передачи пайков: на первый период организации, т. е. на 2 недели с момента принятия настоящего постановления, передать Народному комиссариату путей сообщения и Всероссийской чрезвычайной комиссии 38 970 пайков, а после этого срока — полностью 47470 пайков.
5. Обязать военное ведомство снабжать Народный комиссариат путей сообщения артиллерийским имуществом, в меру возможности использовав все ресурсы железнодорожной и водной милиции, и представить 15 000 комплектов обмундирования в возможно короткий срок.
6. Обязать Военное ведомство по мере возможности выделить в распоряжение Народного комиссариата путей сообщения военных специалистов для инструкторских должностей по охране.
7. Сторожа охраны зачисляются на особый железнодорожный учет, при объявлении мобилизации остаются по соглашению с Революционным Военным Советом Республики на своих местах до особого на то постановления Совета Труда и Обороны.
8. Всю организацию, указанную в п. 1, Народный комиссариат путей сообщения и Всероссийская чрезвычайная комиссия обязаны окончить в месячный срок со дня принятия настоящего постановления. Впредь до момента фактической передачи ответственность за охрану грузов, сооружений и прочего, а также административную службу несет Главное управление милиции.
9. С организацией охраны ответственность за целость и сохранность принимаемых к перевозке по железнодорожным и водным путям багажа и грузов полностью возложить на Народный комиссариат путей сообщения, который совместно с Народным комиссариатом продовольствия должен выработать и представить на утверждение Высшему совету по перевозкам установленным порядком соответствующий проект инструкции о материальной и судебной ответственности Народного комиссариата путей сообщения перед пассажирами и грузохозяевами за ценность и сохранность перевозимых багажа и груза.
10. Поручить Народному комиссариату путей сообщения установить категорию железнодорожных и водных агентов, ответственных непосредственно за целость и сохранность принимаемых к перевозке багажа и грузов, и выработать для них нормы премирования, обусловливаемые степенью сохранного прибытия багажа и грузов по назначению и выдачи их владельцам.
11. Установить на железных дорогах и водных путях премирование за обнаружение виновных в краже всякого рода ценностей с назначением размера премий в зависимости от стоимости похищенного, оцениваемого по местным рыночным ценам, а также в соответствии с тем, обнаружены ли только похитители, или же похитители и украденное.
Инструкцию по сему предмету выработать Народному комиссариату путей сообщения по соглашению с Всероссийской чрезвычайной комиссией, Народным комиссариатом продовольствия и Рабоче-крестьянской инспекцией.
12. Для получения средств на выполнение мер, указанных в предыдущих 10 и 11 п.п., предложить Народному комиссариату путей сообщения по соглашению с Рабоче-крестьянской инспекцией образовать особый для сего фонд путем исключения определенного процента от доходов по перевозке багажа и грузов или же путем испрошения специальных ассигнований в сметном порядке. Фонд этот пополняется также суммами, передаваемыми Народным комиссариатом продовольствия по соглашению с Народным комиссариатом путей сообщения на премирование исправных продовольственных перевозок.
13. Разрешить Народному комиссариату путей сообщения на тех железных дорогах и водных путях или на их участках, а также отдельных станциях и пристанях, на которых это будет признано возможным, поручить охрану багажа и грузов, а равно отдельных поездов, пакгаузов и всякого рода складов, а также производство операций по приему, развозке и выдаче грузов частным артелям за их полной ответственностью за целость и сохранность вверяемых им ценностей.
14. Исполнение по п.п. 4, 8, 9 и 10 поручается соответствующим органам в течение 2-недельного срока с последующим докладом Совету Труда и Обороны об исполнении.