Философия и художественное творчество Альбера Камю (1913-1960)




 

Альбер Камю – философ, драматург, один из наиболее влиятельных писателей XX века. Это алжирец европейского происхождения, считается французским писателем, т.к. Алжир до 50-х гг. XX в. оставался заморским департаментом Франции.

Камю закончил философский факультет в Алжирском университете. С первых лет учебы его волновал вопрос свободы личности. На родине и в Европе сформировалось два пути решения проблемы: социальный (изменить строй) и внесоциальный (экзистенциальный). Камю выбирает 2-й путь, ставит вопрос: как и для чего должен жить человек, и приходит к выводу, что человек не в состоянии постичь мир, его законы, что мир для человека - посторонний, но человек не в состоянии постичь и самого себя, то есть и по отношению к себе он тоже является посторонним. Идею «потусторонней» жизни он не приемлет. Идею бога считает буржуазной идеей. В итоге одним из основных понятий в философии Камю становится идея бунта, то есть уничтожения лживых иллюзий, борьбы с иррациональным. Человек совершает экстраординарный поступок, в результате чего острая ситуация разрешается, наступает облегчение, воскрешение к жизни. Т.о., Камю, как и Сартр - основоположник атеистического экзистенциализма.

Как писатель Камю начал с философских эссе. В 1939 г. создается пьеса «Калигула». Трагедия прозрения – так определил ее сущность Камю, который уже здесь, в отличие от Сартра, ставит вопрос о пределах свободы. Смерть любимой жены в результате дворцовых интриг кардинально изменяет отношение юного императора к миру в том виде, каков он есть. Герой решает преступить все нравственные и юридические законы, чувствует себя свободным и убивает всех вокруг, в итоге становится жертвой заговора и умирает с мыслью о ложности своего пути. «Это не та свобода», – думает он. Камю писал: «Если правда Калигулы – в его бунте, то его ошибка – в отрицании людей. Нельзя все разрушить, не разрушив самого себя».

С 1940 г., не найдя работы в Алжире, Камю живет во Франции. В 1941 г. писатель издает свою знаменитую философскую работу – «Миф о Сизифе» с подзаголовком «Эссе об абсурде». Камю прослеживает абсурд во всех сферах жизни – в искусстве, любви, в каждодневном существовании. Абсурд (по Камю) – это болезнь духа, неясность, дискомфортность жизни, характерные для современного человека. Доказательством этого тезиса является обрамление работы – эпиграф и последняя глава. Эпиграф из Пиндара призывает человека к действию, к разумной наполненности жизни, к созиданию:

«Душа, не стремись к вечной жизни,

Но постарайся исчерпать то, что возможно».

Подтверждением мысли эпиграфа является последняя глава, повествующая о судьбе Сизифа. Сизиф презирал богов, не желал ни к кому прислушиваться, за что был обречен богами на бесполезный и безнадежный труд – вечно вкатывать на вершину горы огромный камень, откуда тот тут же падал на прежнее место.

Был период, когда Сизиф бунтовал, ему хотелось изменить обстоятельства, но это объективно было невозможно. У него остался единственный выход – эти обстоятельства принять, успокоиться и стать хозяином положения, что Сизиф и сделал. Он оглядывается вокруг, и бесплодная местность уже не кажется ему такой унылой. Он замечает травинку, отблеск света на камне, и все эти мелочи приобретают для Сизифа огромное значение в его ограниченном мире. Такова судьба человеческая. Сизиф избавился от иллюзий, возвысился духом над судьбой и стал крепче своего камня. Сизиф давал урок непокоренного сознания не только людям вообще, но и французам в оккупированной фашистами стране. Соотечественники Камю, в отличие от Сизифа, могли изменить ситуацию, и писатель призывал их к этому.

С возникновением движения Сопротивления во Франции в творчестве А. Камю начинается новый этап, который прежде всего связан с произведением «Чума» (1947). Роман назван хроникой 194… года, то есть Камю жанром подчеркивает значимость событий, о которых идет речь, важность реальной жизни.

Эта хроникальность подчеркивается в книге постоянно. Камю ведет речь о том, как в алжирском городе Оране зарождается эпидемия чумы. Болезнь начинается с того, что из подземелий выползают умирать крысы. Автор несколько натуралистично ведет подсчет крысиным трупикам. Еще одним проявлением хроникального начала являются записные книжки Тарру, в которых фиксируется все происходящее, и даже портрет рассказчика, доктора Риэ.

Рассказ в романе ведется от 1-го лица. Кто рассказчик, выясняется только в конце книги. Доктор Риэ – не посторонний, не чужой миру, он чаще употребляет слово «мы», чем «я», то есть чувствует свою приобщенность к судьбе других. Риэ - врач, следовательно, он знаком со всеми обстоятельствами жизни города и со всеми его жителями. По долгу службы он обязан вникать в жизнь своих пациентов, он не может, подобно Мерсо, отгородиться от них. В романе есть сцена выбора между личным и общественным у героев. Город оцеплен конвоем, выйти из него невозможно, но Риэ как руководитель бригады врачей имеет право это сделать, и он со своим помощником Тарру выходит, чтобы искупаться в море (у писателя это символ умиротворения, освобождения от всех забот и тревог, слияния с природой). Тарру и Риэ не хочется возвращаться, но они пренебрегают своей свободой и вновь возвращаются в город, чтобы бороться за жизни людей. Эта идея – основная у послевоенного Камю: «Человек ответствен за других. Он берет на себя чужую тяжесть».

«Чума» -это рассказ о трагедии общества. Целый город остался наедине со страшной болезнью, оказался отделен от остального мира. «Все люди, независимо от возраста, нравственных качеств, способностей, уровня интеллекта были собраны вместе и противопоставлены чуме». Камю и подтекстом, и прямо проводит мысль о том, что чума – это своеобразное наказание людям за их прегрешения. Отнюдь не случайно он вводит в роман проповеди отца Панлю. Камю – атеистический экзистенциалист, он с явной иронией воспринимает слова этого священника, но в то же время подробно излагает его проповеди о понятии греховности, связывая его с более широким экзистенциальным понятием «опасность», нависшим над человеком. Размышляющий в конце романа Риэ вместе с автором находят очень удачную метафору, характеризующую вечность этой опасности: «Микробы чумы никогда не исчезают. Они могут десятилетиями сидеть в белье, завитушках шкафа, а потом ожить». Камю проводит прямую параллель между чумой и дамокловым мечом опасности, висящей над человеком.

Как ведет себя доктор Риэ в этой безысходной ситуации? Она кажется врачу именно безысходной, так как колоссальные усилия его самого и его помощников по созданию санитарной дружины и спасению жителей долго не имеют успеха, в определенный момент число жертв даже растет. «Подлинный человек» в этой ситуации действует. В душе Риэ часто сомневается в успехе своей борьбы с болезнью, но он делает свое дело - лечит. В результате эпидемия идет на спад, то есть Бернар Риэ выходит из этой схватки победителем. В этот момент он ощущает облегчение, хотя во время эпидемии он теряет друга, умирает в санатории где-то вдали от города его жена и т.д.

Почувствовав облегчение, Риэ вновь возвращается к мысли о том, что об окончательной победе речь идти не может, но если опасность вновь возникнет, он вновь будет выполнять свой долг. И Сизиф, и Риэ – это герои Камю, которые, вновь и вновь поднимая свой камень в гору, становятся хозяевами положения даже в безвыходной ситуации.

Кроме философского пласта, в романе есть и 2-й пласт, социальный, тоже зашифрованный, но более явный, чем первый. Это параллели между зачумленным и оккупированным фашистами городом. Фашизм часто называли «коричневой чумой», и Камю выстраивает описание хода эпидемии, изменений в поведении и образе мыслей жителей города таким образом, что оно может быть прочитано и как описание обстановки в оккупированном городе. Эта параллель звучит в тексте произведения с самого начала, с появления первых признаков эпидемии – крыс. Риэ ставит перед городскими властями вопрос о том, что надо констатировать факт эпидемии и принять меры. Они затягивают дела, страшась посмотреть правде в глаза, в результате упускают ценное время и теряют контроль над событиями. То же самое происходило и с Францией в годы войны и оккупации ее гитлеровской Германией.

Далее описывается страх, в котором пребывают люди; поведение чиновников, которые, несмотря на явные признаки чумы, твердят, что ее нет; особый ритм жизни города, выдача продуктов по особым правилам; невозможность покинуть город; ускоренная система похорон, круглосуточный дымок над печами крематория; мошенники, которые используют ситуацию для наживы – все эти особенности характерны для двух городов. Чума – это точно найденная писателем метафора. Вторжение варварства в цивилизацию – это и есть фашизм.

Камю говорил о двух циклах своих произведений и двух главных темах творчества:

1. Тема абсурда (философское эссе «Миф о Сизифе», пьеса «Калигула», роман «Посторонний»);

2. Тема бунта ( эссе «Бунтующий человек», пьеса «Праведники», роман «Чума»).

«Сравнительно с «Посторонним», – считал сам Камю, – «Чума», бесспорно, знаменует собой переход от одинокого бунтарства к признанию нашей принадлежности и к сообществу людей…»

Любовь к естественности, простоте, неприятие страданий и смерти, ностальгия, обожание алжирской природы – неба, моря, пустыни – отличительные особенности творчества французского писателя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: